Спасение в облаке
Коронавирус придал мощный импульс облачным технологиям. Только за первое полугодие спрос на них вырос на 30%. Благодаря миграции в облако компании, работающие главным образом в сфере доставки еды, товаров FMCG и электроники, сумели пережить организационные «перегрузки», связанные с переходом на «удаленку». В то время как сайты тех компаний, которые по-старинке опирались на собственные ЦОДы, регулярно «лежали» и теряли прибыль.
E-commerce продолжает набирать обороты
Карантин и страх заразиться привел к мощному росту сферы e-commerce, электронной розницы. Так, согласно данным исследовательского центра НАФИ, 67% россиян во время самоизоляции заказывали продукты и непродовольственные товары в онлайн-магазинах. Доля онлайн-покупок на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) в сравнении с показателями 2019 года почти удвоилась: с 1,9% в 2019 году до 3,2% в марте 2020 года (GFK). К концу 2020 года ожидается рост до 4%.
Дистанционное общение и дистанционное лечение
«Удаленка» привела к ускоренной модернизации технологий дистанционной коммуникации сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, многие компании стали налаживать новые технологические решения, которые до этого считались «неприоритетными», чтобы обеспечить синхронизацию всех процессов за пределами офиса, а также интегрировать чат-боты и приложения для анализа больших данных.
С другой стороны, впервые по-настоящему глобальным трендом стала телемедицина. Например, в первом полугодии 2020 года дистанционные консультации врачей через мобильные приложения и онлайн-сервисы выросли на 177% по сравнению с тем же полугодием в 2019 году. В ответ на это активизировалась как разработка алгоритмов для медицинского ИИ, так и развитие ИИ-сервисов для расшифровки медицинских снимков.
Меньше мяса и больше растительной пищи
Из-за страха, что вирус может проникнуть в животных на фермах, люди стали потреблять меньше мяса, замещая его растительной пищей. Так, по данным ООН, потребление мяса на душу населения в 2020 году сократится почти на 3% до самого низкого уровня с 2011 года. Больше всего эта тенденция проявилась в Европе. Например, по данным на май 2020 года, лишь 26% граждан ФРГ потребляют мясо ежедневно (против 34% в 2015 году). Американский Исследовательский институт сельскохозяйственной политики при Университете Миссури также прогнозирует, что в стране впервые с 2014 года произойдет сокращение потребления мяса.
Глобальному потеплению карантин не помеха
Весной из-за коронавируса в атмосферу попало на 200 млн т углекислого газа меньше — это 0,6% годовых мировых выбросов CO2 в секторе энергетики. Но в долгосрочной перспективе даже эта цифра вряд ли сможет повлиять на темпы, с которыми планета движется к глобальному потеплению. Согласно оценкам ООН, при текущем уровне выбросов мы превысим критическую отметку в 1,5°C выше температуры доиндустриальной эпохи уже к 2040 году.
Онлайн как вызов для образовательной системы
Школы, университеты и детские сады, вынужденные в ускоренном режиме переходить на дистанционный режим работы, в целом оказались не готовы к этой «новой нормальности». Далеко не все преподаватели сумели быстро перестроить процесс обучения «под дистант», выстроить уроки и лекции так, чтобы удерживать внимание учащихся и перейти на индивидуальный, более гибкий процесс преподавания. Кроме того, далеко не все учителя сумели быстро адаптироваться к новым технологиям обучения на онлайн-платформах. Не готовы к дистанционному формату оказались и родители — главным образом, к совмещению работы и контроля за обучением ребенка.
Работа в офисе как новая привилегия
Изначальный рост продуктивности, который показывали работники, переведенные на работу из дома, довольно быстро сменился ростом усталости. Сказалось сразу несколько факторов: недостаток рабочего пространства, специфические «домашние факторы» в виде детей, родственников или соседей, постоянно отвлекающие внимание, нехватка общения в коллективе, излишний или, наоборот, минимальный контроль со стороны работодателя. Все это стало препятствиями для нормальной работы, что для многих обернулось потерей мотивации к труду. На это наложился и фактор неопределенности, связанный с нестабильной экономической ситуацией и увольнениями, которые охватили многие отрасли. Так что весенние пророчества об «удобности» и «эффективности» удаленной работы для многих оказались ложными. Наоборот, можно сказать, что сегодня сформировалась новая привилегия — хотя бы несколько дней в неделю работать в офисе.
Забота о самочувствии, граничащая с фетишем
Если до пандемии мода на ЗОЖ и заботу о здоровье постепенно расширялась, то коронавирус придал этой тенденции совершенно новое качество. Теперь не заботиться о своем здоровье - это не просто поступать неразумно по отношению к себе, но и проявлять эгоизм по отношению к другим. Уже сейчас во многих странах общество переживает первую стадию тотальной медикализации, например, за счет постоянных измерений температуры и обязательного тестирования на предприятиях. Теперь врач может приобрести власть даже более существенную, чем бюрократ, а «медицинское предписание» может стать новой формой социального контроля. Кроме того, в корпоративной среде может возникнуть мощный тренд на предоставление и расширение ДМС и обязательное прохождение регулярной диспансеризации.
Шеринг спасает бизнес и премиальные бренды
Во время карантина люди стали чаще покупать одежду через секонд-хенды. По данным eBаy, мужчины в Великобритании в июне этого года приобрели на 22% больше «подержанной одежды», чем месяцем ранее. При этом, по оценкам аналитиков Global Data, в ближайшие десять лет ресейл в мужском секторе на 50% превзойдет обороты fast fashion. Такой рост сегмента секонд-хенда продиктован двумя причинами — "зеленым" трендом и падением доходов. На этом фоне некоторые премиальные бренды, терпящие убытки, уже постепенно перестраиваются с классических бизнес-моделей на ресейл. Например, Gucci стал партнером платформы перепродажи премиальных брендов RealReal.
На рынке труда набирает популярность шеринг услуг, причем на всех уровнях — от простых задач до дорогих консультаций. Для многих из тех, кто потерял работу, но обладает нужными навыками, это становится способом удержаться на плаву, а для компаний — сэкономить.
«Зумерам» тяжелее всего далась самоизоляция
По сравнению с остальными поколениями, во время периода самоизоляции «зумеры» (молодежь в возрасте примерно 11-25 лет) чувствовали себя хуже всего. Главным образом, они жаловались на ощущение скуки (51%), меньшую физическую активность (47%) и повышенное чувство одиночества (41%). Также они высказали тревогу относительно негативного воздействия на здоровье из-за увеличившегося экранного времени: 31% против 25% миллениалов и 14% представителей поколения X. Также молодое поколение чаще испытывало повышенную тревогу и стресс по сравнению с более старшими: например, почти половина представителей "зумеров" заявили, что обеспокоены ситуацией с COVID-19.
В ожидании новых навязчивых идей
Общий уровень тревожности, который значительно вырос за счет пандемии и глобального экономического кризиса, может привести к нежелательным долгосрочным психологическим последствиям, полагают специалисты. С одной стороны, страх перед будущим, наполненным неопределенностью, может не только увеличить и без того высокий уровень тревожности, но и стать причиной глубокой депрессии, особенно среди малообеспеченных слоев населения. С другой — для людей с генетической предрасположенностью к некоторым формам обсессивно-компульсивного расстройства — то есть к различного рода навязчивым идеям, приводящим к компульсивным действиям, — стресс от COVID-19 может только усугубить ОКР.
Новый шанс на настоящую семью
Благодаря социальной изоляции, время, проведенное с семьей, закономерно увеличилось, а это может сыграть важную роль для следующего поколения детей. То, что родители, привыкшие к командировкам и офисной работе, осели дома и стали гибче структурировать время, может привести к изменению приоритетов внутри семьи за счет более сбалансированного распределения рабочего и личного времени. По-настоящему комфортная семейная обстановка приведет к тому, что родители смогут работать более эффективно. К слову, трансформации могут произойти и с детьми: несмотря на то, что COVID-19, очевидно, еще больше укрепил роль технологий в жизни «поколения Альфа», вирус подчеркнул для них и ценность личного общения.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.