Немного статистики
Уже несколько лет облако остается одной из самых быстроразвивающихся отраслей в технологической сфере. В 2018 году траты компаний на облачные услуги впервые превзошли расходы на их альтернативу — приобретение собственных серверов. За пару лет облако укрепило позиции. В Gartner ожидают, что к концу года объем общемирового облачного сегмента составит $257,9 млрд, а к 2022-му может увеличиться до $364 млрд.
Похожим образом обстоят дела на российском рынке. Аналитики из iKS-Consulting прогнозируют для него среднегодовые темпы роста более 20% и объем в 196 млрд рублей к 2023 году. Эта оценка показывает, что индустрия опирается на стабильный спрос, подкрепляемый внешними и внутренними факторами.
Что движет облако вперед
Для облачного рынка характерны несколько технологических и экономических трендов. Среди них эксперты выделяют продолжающийся эффект от кризиса — он подтолкнул к миграции в облако компании, которые ранее колебались.
Сложная экономическая ситуация не оказала негативного влияния на облачный бизнес. Кризис ударил по многим отраслям — сильнее всего пострадали сферы туризма и пассажироперевозок. Снижение спроса было заметно даже в ИТ-сегменте, за исключением облачных провайдеров. В Deloitte считают, что сложившаяся ситуация ускорила рост облачной отрасли — по оценкам экспертов, она выйдет из кризиса даже сильнее, чем была раньше.
Облако в силу своей универсальности не привязано к определенной индустрии. Среди клиентов облачных платформ есть представители всех сфер деятельности: от ресторанов до ИТ-корпораций. Тем, кто не успел воспользоваться облаком до кризиса, такие платформы помогают адаптировать бизнес к работе в новых условиях — перестроить работу, избавиться от издержек на закупку серверного оборудования и его обслуживание, масштабировать вычислительные мощности в зависимости от интенсивности бизнес-процессов. Облачными сервисами начинают пользоваться организации, которые переводят сотрудников на дистанционную работу. Эту задачу можно решить и с помощью собственной ИТ-инфраструктуры, но cloud-провайдеры позволяют сделать это быстрее и эффективнее. Тренд на удаленку сохранится на много лет вперед, и в перспективе к облачным сервисам будет обращаться все большее число организаций.
Сейчас в мире более 500 гипермасштабируемых дата-центров. Такие ЦОДы (центры обработки данных) дают возможность облачным провайдерам повысить качество и количество услуг, расширить зоны доступности, географическую распределенность и отказоустойчивость облачных сервисов.
Гибридный тип облаков позволяет оставить часть приложений компании на собственном оборудовании, а другие сервисы — перенести в облако. Например, это могут быть системы служб доставки, испытавшие всплеск интереса за время карантина. «Гибридный» сегмент общемирового облачного рынка развивается быстрее остальных и в 2022 году может достигнуть объема в 96 млрд долларов.
Что получают компании?
Развитие облака открывает новые подходы и к восстановлению бизнеса, и к его дальнейшему развитию. Речь в данном случае идет о разработке корпоративных приложений, обработке больших объемов данных, использованию data science, выводу на рынок сервисов на основе систем искусственного интеллекта.
Восстановление после кризиса будет долгим, но компании не торопятся инвестировать много средств в развитие, когда на рынке сохраняется неопределенность. В таком контексте тестировать маркетинговые гипотезы для новых продуктов с минимумом рисков помогают IaaS/PaaS-сервисы облачных платформ. Благодаря им компании уменьшают time-to-market, делая процесс разработки и вывода на рынок антикризисных новинок максимально экономичным, быстрым и безопасным.
Появляются новые подходы к разработке приложений. Облаком становится проще управлять. Каждый сервис компании может действовать в виде отдельного мини-приложения, которое активируется и деактивируется по мере необходимости. Реализовать такой подход позволяют новые технологии — например, Kubernetes.
Стоит ожидать популяризации бессерверных вычислений — подхода, когда клиент может сразу перейти к реализации своих задач и не заниматься настройкой инфраструктуры. Плюс модели Infrastructure as Code — процесс настройки серверного оборудования практически полностью автоматизирован. Подобные возможности пока доступны лишь на некоторых облачных платформах, например, в облаке SberCloud. Однако в дальнейшем эксперты ожидают появления подобных сервисов у большинства облачных провайдеров.
Вычислительные возможности нового уровня
Облачные платформы открывают бизнесу, науке, государственным и общественным организациям доступ к новым уникальным инструментам для работы с «тяжелыми» приложениями, требующими серьезных вычислительных мощностей. В ноябре 2019 года Сбербанк и SberCloud представили самый мощный в России суперкомпьютер — «Кристофари», специально созданный для решения задач в области ИИ. Этот вычислительный кластер доступен из облака Ai Cloud любому клиенту, имеющему доступ в интернет. Благодаря «Кристофари» компании и организации не только получили ранее недоступные вычислительные мощности, но и смогли снизить расходы на работу с ИИ-алгоритмами и нейросетями.
Набирают популярность и другие решения — системы AIaaS (Artificial Intelligence as a Service) и DSaaS (Data Science as a Service). С их помощью организации получают возможность составлять свои алгоритмы машинного обучения и использовать готовые модели для анализа больших данных и аналитики.
Эксперты ожидают, что в ходе длительного процесса восстановления экономик в различных регионах мира cloud-индустрия продолжит развитие. Облачные платформы предложат еще больше услуг и помогут оптимизировать работу тысяч компаний-клиентов в России и за рубежом.