Как в России делают искусственное мясо

Фото: Jenoche / Shutterstock
Фото: Jenoche / Shutterstock

2019 год стал настоящим прорывом для заменителей мяса: один из крупнейших производителей, американская Beyond Meat, вышла на IPO с рекордными показателями. За два месяца акции взлетели в цене с $25 до $235 за штуку, а их продажи превысили ожидаемые в 279 раз. Среди инвесторов – Билл Гейтс, Леонардо Ди Каприо, бывший генеральный директор McDonald’s Дон Томпсон. Билл Гейтс, к слову, включил искусственное мясо в ТОП-10 передовых технологий 2019 года.

В швейцарском UBS подсчитали, что к 2030 году рынок растительного белка только в США вырастет с $4,6 млрд до $85 млрд. А ведь еще три-пять лет назад его считали нишевым продуктом для веганов и экоактивистов. Что подготовило этот прорыв? И как обстоят дела с растительным мясом в России? Об этом – в выпуске YouTube-канала «Индустрия 4.0» рассказывает журналист Николай Дубинин.

Искусственное мясо: как его делают в России

Где можно попробовать искусственное мясо?

Еще один тренд 2019-го года: растительное мясо становится массовым продуктом и в ретейле, и в общепите.

Наггетсы Beyond Meat продаются в американских KFC, а их же растительные бургеры – в 28 ресторанах McDonald’s в Канаде и сети Subway. Их главный конкурент – Impossible Foods – поставляет свои бургеры в сеть Burger King.

В России растительное мясо можно попробовать в сетях TGI Friday’s, Pizza Hut и «Теремок», ресторанах группы White Rabbit Family и бургерных «Ракета», а купить – в продуктовых сетях «Азбука вкуса», «Глобус», «Вкусвилл» или заказать онлайн – на Яндекс.Маркет, в Ozon или Wildberries.

Самыми популярными пока остаются фарш и котлеты для бургеров, имитирующие говядину и свинину, а также колбаски. Чуть хуже дела обстоят с заменителями курицы и рыбы.

Кто выпускает растительное мясо?

Кроме Beyond Meat есть и другие крупные производители. Большинство из них – американские. Например, транснациональная корпорация Tyson Foods. Вместе с Impossible Foods эти три марки производят львиную долю искусственных котлет для гамбургеров, а также – куриных крылышек и наггетсов. Их пытается догнать Awesome Burger – бренд компании Nestlé, а также Smithfield – крупнейший в мире производитель свинины, который теперь выпускает также растительные бургеры, сосиски и фрикадельки.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Основатель Impossible Foods Пэт Браун — о перспективах замены мяса

Sweet Earth Foods продает бекон на растительной основе. Smithland Pure Farmland – колбаски и фрикадельки. Good Catch предлагает растительную рыбу, а New Wave Foods – креветки.

В России растительное мясо выпускает компания GreenWise. В их линейке есть фарш, курица, а также джерки – заменитель вяленого мяса.

Как делают искусственное мясо?

Чаще всего растительное мясо делают при помощи экструзии – это способ изготовления пищевых продуктов, когда исходное сырье сжимают, разминают и нагревают до 100°C за счет трения. Это позволяет избежать химической обработки.

В качестве сырья используют растительный белок: например, сою или бобовые. В процессе экструзии растительный белок меняет свою структуру. Попадая наружу, он испаряет воду и расширяется: получается не плотный брикет, а мягкий и упругий – почти как настоящее мясо.

Чтобы котлета из растительного мяса напоминала настоящую, в нее добавляют растительные жиры – такие, как кокосовое масло. При жарке оно плавится, как говяжий или свиной жир. Кровь тоже имитируют – с помощью свекольного или морковного сока, сока папри или гема железа. Последний ингредиент – ноу-хау компании Impossible Foods. Он отвечает за выработку гемоглобина в организме. А еще – придает мясной котлете сочность и вкус.

В России гем железа в растительном мясе не используют, так как он является генномодицированным. Такие продукты у нас запрещены.

Растительное мясо полезнее, чем обычное?

По крайней мере, не вреднее. В растительном мясе нет В12, железа и других полезных веществ, которые необходимы человеку. Поэтому полностью заменить обычное мясо оно пока не может. Зато в нем больше аминокислот и чистого белка: к примеру, соя содержит его примерно в два раза больше, чем свинина. Однако растительный белок усваивается труднее, чем животный.

Вывод: если питаться одним только растительным мясом, организму будет не хватать питательных и других веществ. Но их можно получать из других продуктов или витаминных комплексов.

Из однозначно полезного стоит отметить, что в растительном мясе точно нет антибиотиков, которые часто используют для профилактики инфекций у домашнего скота.

Искусственное мясо – это наше будущее?

Один из главных аргументов в пользу перехода на растительное мясо – это польза для экологии и ресурсов. По данным FAIRR, которая объединяет инвесторов в сфере животноводства, в среднем на убой на сельскохозяйственных предприятиях ежегодно отправляется более 70 млрд животных – или 130 тыс. в минуту. На сельское хозяйство приходится 40% землепользования, 30% выбросов парниковых газов и 70% потребления пресной воды.

  • 1 кг говядины = 27 кг CO2 в год,
  • 1 кг свинины = 12 кг,
  • 1 кг курицы = 7 кг.

Согласно исследованию, проведенному Beyond Meat совместно с Центром устойчивых систем в Мичиганском университете, производство одного бургера на растительной основе генерирует на 90% меньше парниковых газов, требует на 45% меньше энергии, на 99% меньше воды и на 93% меньше земли, чем фунт американской говядины. Fast Company подсчитала, что от перехода американцев на искусственное мясо эффект будет таким же, как от исчезновения 12 млн автомобилей.

Природные ресурсы стремительно сокращаются, тогда как численность населения растет. Другими словами, лет через 20 у нас просто не будет выбора: придется заменять натуральные продукты искусственными.

Пока что массовому спросу на заменители мяса препятствует цена: к примеру, средняя цена гамбургера что Beyond Meat или Impossible Foods – $12, то есть в шесть раз больше обычного. Их же растительные котлеты в России стоят 750 руб. – в три-четыре раза дороже говяжьих или свиных. Но цена с каждым годом будет снижаться.

Когда-то растительное мясо было продуктом исключительно для веганов, но теперь все меняется. 93% потребителей Beyond Meat в США – это те, кто ест обычное мясо, но хочет попробовать и другое. Это значит, что растительные котлеты, которые так похожи на настоящее – лишь переходный этап: возможно, в будущем, мы привыкнем к заменителям мяса так же, как сегодня привыкли к растительному молоку – кокосовому, овсяному или миндальному.

Что еще почитать и посмотреть по теме:


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 10.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть