Это не игрушки: почему в кризис стали популярны странные видеоигры

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Гусь-грабитель и вампирская любовь: «странные» видеоигры вроде Animal Crossing стали заметной частью «культуры локдауна». Разбираемся в устройстве необычных игр и психологических механизмов, которые они используют

Остров везения

Nintendo выпускает игру Animal Crossing уже 19 лет, но настоящий успех пришел к ней только в марте этого года — в разгар пандемии. За март было продано 11 млн копий Animal Crossing: New Horizons, а портал Mashable включил ее в топ лучших игр 2020 года на данный момент. В этом рейтинге игра заняла второе место, обогнав долгожданную вторую часть The Last of Us от Naughty Dog. В Twitter количество упоминаний игры за месяц выросло больше чем на 400%.

Механика игры удивительно проста: игрок в долг покупает у енотовидной собаки по имени Том Нук путевку на необитаемый остров. В его распоряжении палатка, лежанка и примерно гектар земли, с которой можно делать все что угодно. Цель — построить свой дом (ипотеку на него выдает тот же Нук) и обустроить остров, и для этого понадобятся ресурсы. Сначала — ветки и камни, чтобы создать инструменты, потом можно заняться ловлей рыбы или бабочек или сбором кокосов. Все найденное или скрафченное можно (и нужно) продавать, чтобы, во-первых, расплатиться с Томом Нуком и его коллегами, а во-вторых, покупать симпатичные вещицы для декора дома и сада или новую одежду.

Обзор «Игромании» на Animal Crossing: New Horizons

И здесь начинается самое интересное. Несмотря на сюжетную линию, игра не ставит перед пользователем никаких реальных целей. Да, ипотека есть — но если ее не выплачивать, ничего не случится (ну, разве что совесть замучает). Большая часть созданных предметов абсолютно бесполезна, но ужасно радует глаз. Игрок сам выбирает, что ему делать, и можно как фанатично следовать заданиям и добиваться целей, так и просто сидеть под деревом с бубном. Animal Crossing поощряет даже за малейшие действия, не пытаясь надавить на пользователя.

Еще одна особенность, благодаря которой игре удается выстроить свой изолированный мир — это течение времени: оно здесь полностью соответствует реальному. Это значит, что жизнь на острове продолжается и пока игрок занят своими повседневными делами. В определенное время приплывают редкие рыбы, которых можно поймать и продать подороже, или приезжают торговцы, у которых можно найти интересные вещи на продажу. И, конечно, живет своей жизнью остров — зарастает сорняками, если за ним не присматривать.

Фото: Sara Kurfeß / Unsplash
Фото: Sara Kurfeß / Unsplash

И хотя такая механика, как правило, стимулирует пользователя чаще заходить в игру, нельзя сказать, что Animal Crossing пользуется этим. Здесь нет какого-то четкого плана, нет внятной концовки — есть только бесконечный процесс, и пропустить что-то важное невозможно. Закончить все задания можно за 10-20 минут, а можно часами сидеть и кропотливо обустраивать дом, расставляя вазы по фэн-шуй.

При этом возможность получить редкие предметы, выполняя те или иные действия, все равно пробуждает азарт — так работает случайное подкрепление.

Наталия Богачева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова и киберпсихолог:

«Случайное подкрепление описывается Б. Скиннером как самая эффективная форма подкрепления повторяющегося поведения — если игрок не знает, в какой момент за то или иное действие будет получена награда, это все больше мотивирует его повторять это самое действие. Еще один из факторов притягательности игры — забавная, милая графика. Персонажи с большими головами, округлыми чертами лица, напоминающие животных оцениваются большинством людей как «милые», «симпатичные».

Профессор NYU Game Center Наоми Кларк считает, что Animal Crossing предлагает новый взгляд на фурусато (дословно «родная деревня»):

В XVIII веке маленькие японские деревни, промышляющие рыбной ловлей или выращиванием риса, практически не участвовали в экономике и безмятежно жили, занимаясь своей рутиной. Однако их ресурсов порой было недостаточно даже для самообеспечения, поэтому жители были вынуждены брать коллективный долг, чтобы покупать оборудование. Долг никогда не выплачивался из-за нехватки денег, а общая ответственность прикрепляла людей к месту.

Animal Crossing удивительным образом объединяет эту японскую пастораль XVIII века и капитализм в лице Тома Нука. Однако несмотря на сюжетную линию с ипотекой и прочими долгами, этот персонаж никак не способствует тому, чтобы игроки посвящали все время торговле и поиску редких ресурсов, которые можно продать подороже. Напротив, даже за ненужное барахло можно получить хоть что-то — и этого будет вполне достаточно, чтобы продолжать игру в комфортном режиме. Даже если игрок совсем откажется участвовать в транзакциях, это не скажется на процессе — здесь нет никаких санкций за тунеядство.

Возможно, именно идея о том, что даже самые незначительные действия заслуживают поощрения, так нужна людям в неспокойные времена, когда кажется, что невозможно ничего контролировать. Рутина, которая может внезапно оказаться приятной и стать спасением от тревожных мыслей и потоков новостей, непрерывно обновляющихся в соцсетях. А также переход от личного к общественному благу: ведь если у тебя столько ресурсов, что некуда деть, можно вместо покупки очередной картины построить мостик к соседнему острову и расширить границы своего мира.

Гусиная война

«Пробраться в сад; намочить смотрителя; украсть его ключи; закинуть грабли в озеро; устроить пикник».

Так выглядит примерный распорядок дня у главного героя инди-игры для Nintendo Switch и PC Untitled Goose Game — собственно, гуся.

Осенью 2019 года эта игра моментально стала хитом, за три месяца ее скачали более миллиона раз. Гусь не раз пробирался в топы игр за 2019 год.

По механике Untitled Goose Game можно назвать полной противоположностью Animal Crossing: New Horizons. Объединяет их разве что идиллический пейзаж небольшой деревни, которую мировые катаклизмы обходят стороной. В остальном гусь не идет ни в какое сравнение с дружелюбными и деликатными животными с островов: он живет только ради того, чтобы насолить жителям деревни и украсть как можно больше их вещей (и еды). И еще ради того, чтобы громко гоготать по поводу и без. Никаких сложных заданий и правил — все загадки решаются легко, to-do list служит исключительно ориентиром. Загнать ребенка в телефонную будку, устроить пикник из ворованных продуктов — проиграть невозможно.

Фото: Sigmund / Unsplash
Фото: Sigmund / Unsplash

По сути, Untitled Goose Game дает игроку то же, что и многие другие игры: позволяет выйти за рамки привычного мира и собственной зоны комфорта, попробовать то, что недоступно в реальной жизни. И если в той же GTA это сопряжено с жестоким и противоречивым контентом и даже моральными выборами, то здесь вселенная сведена к одному: гусь существует, чтобы приносить в деревню хаос. Никакой крови и стрельбы, но при этом полный беспредел.

Рейчел Коверт, руководитель исследований в Take This — организации, которая занимается проблемами ментального здоровья в геймерской среде — говорит: «Мы получаем удовольствие, когда нарушаем границы дозволенного, особенно когда знаем, что никаких последствий в реальном мире не будет».

Ян, SMM-менеджер и поклонник игры, считает, что магия Untitled Goose Game заключается в простоте и элементе неопределенности:

«Мне кажется, что UGG покоряет тебя неожиданностью всего: почему я играю за гуся? Почему гусь ведет дневник дел (а я его не веду)? Почему он так стремится разрушить все? Безымянный гусь дает игроку ощущение милой анархии, а финал этой истории подтверждает, что гусь не просто так раздражает всех. Он похож на тысячелетнего трикстера, прячущегося за внешностью шумной птицы.

Больше всего в истории успеха UGG меня поразил скриншот из дискорда разработчиков: за месяц до начала работы над игрой кто-то поделился стоковой фотографией гуся и написал «Давайте сделаем игру про ЭТО». И они сделали игру про «это»! В эпоху, когда крупные ААА-тайтлы проваливаются еще на стадии согласования с издателем, а инди-разработчики с трудом пытаются занять новую нишу (которых остается меньше и меньше), такая простота не может не радовать».

Еще одну причину привлекательности Untitled Goose Game предложили в своей работе исследователи Университета Аалто Оскари Каллио и Масуд Масудиан. Геймплей игры подразумевает, что игрок сам создает комичные ситуации и развивает их, а не просто наблюдает за сюжетом. Как правило, в кино и книгах комедия — это пассивный опыт, замечают авторы исследования, и такой интерактив делает приключения гуся особенно забавными.

Любит — не любит

Визуальные новеллы — еще один жанр, который стал необычайно популярным именно в период карантина. Самой известной, конечно, можно назвать «Клуб Романтики» — игру от молдавских разработчиков, которую только на Google Play скачали 10 млн пользователей. Мемы и видеоролики с ее гламурными персонажами, кажется, видели даже те, кто вообще ни разу в жизни ни во что не играл.

Это не игрушки: почему в кризис стали популярны странные видеоигры

Это не игрушки: почему в кризис стали популярны странные видеоигры

«Клуб Романтики» предлагает на выбор несколько историй, основанных на популярных сериалах, фильмах и книгах. В вампирской саге, пиратском романе, пляжном детективе легко угадываются первоисточники, а некоторые персонажи срисованы с реальных актеров, хотя разработчики и утверждают, что все совпадения случайны.

Пользователь играет за девушку, которая попадает в странные обстоятельства в окружении привлекательных мужчин (и девушек). На старте можно выбрать внешность и определенные личные качества — они будут влиять на дальнейшие события. При этом у каждой героини есть и свои черты — в последних сезонах их постарались усложнить и сделать не такими приторными.

Главная цель — построить отношения с одним или несколькими персонажами, и в некоторых случаях ради них приходится придумывать настоящие многоходовки из диалогов и решений. Подчас неверный выбор может привести к тому, что история закончится совсем не хэппи-эндом, и это становится настоящим вызовом.

Внутри игры действует своя валюта — алмазы, они позволяют открывать самые интересные действия, а также новые прически, одежду и украшения. Их можно купить за реальные деньги, а можно получить за запуск приложения, просмотр рекламы или за время, проведенное в игре. Доступ к новым сериям открывают чашки чая — ради одной придется играть несколько часов или же заплатить, если нет желания ждать.

Наталия Богачева:

«В «Клубе романтики» очень активно используются такие психологические механизмы, как эффект незавершенного действия — каждый игровой сценарий разбит на несколько «серий» и, подобно телевизионными сериалам, каждая заканчивается на самом интересном месте. Незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, а также вызывают сильное желание вернуться к игре, чтобы добраться до конца истории — в случае с данной игрой для этого надо либо подождать восполнения внутриигровых ресурсов, либо потратить на игру реальные деньги. В отличие от традиционных сериалов и книг, интерактивная книга позволяет игроку самому контролировать сюжет, что делает игру потенциально более увлекательной, повышает идентификацию с персонажем и тем самым — интерес к игре, конечно, при условии, что визуальная и текстовая составляющая будут удовлетворять запросам аудитории. «Клуб романтики» ориентирован на женскую аудиторию: по сути, игра представляет собой разветвленный любовный роман с элементами игры в переодевание (еще один тип игр, ориентированный на девочек). Несмотря на то, что женская аудитория компьютерных игр неуклонно растет, игр, сделанных специально для женщин меньше, чем ориентированных на мужскую аудиторию, при этом женщины чаще мужчин отдают предпочтения играм, распространяемым через социальные сети и в целом казуальным играм (то есть достаточно простым играм, которые не предполагают длительных сеансов игры)».

Разнообразные узнаваемые истории, хороший перевод, простая механика, меметичные персонажи и минимум технических требований — вот составляющие успеха «Клуба Романтики». В условиях локдауна многие увидели в визуальной новелле возможность отвлечься от новостей про коронавирус и отдаться guilty pleasure, которое раньше олицетворяли собой романы в мягких обложках.

И если подобные романы появились после Первой мировой войны как ответ на возрастающую потребность работающих женщин в доступном отдыхе, то новеллы, перенесенные на экраны смартфонов, восполняют нехватку положительных эмоций и позволяют вернуть себе ощущение контроля над собственной жизнью. Пусть и через цифровой аватар, принимающий судьбоносное решение, стоя в холле старинного вампирского особняка.

При чем здесь карантин

Индустрия видеоигр стала одной из немногих, которым пандемия пошла на пользу: за март 2020 года выручка отрасли составила $1,6 млрд, демонстрируя рост в 35% в годовом выражении.

Индустрия 4.0 Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

Animal Crossing, Untitled Goose Game и «Клуб Романтики» заметно отличаются от привычных большинству обывателей игр — шутеров, стратегий, RPG.

По словам Наталии Богачевой, эти игры более спокойные, расслабляющие, не требуют особых навыков:

«Сюжетно-ориентированные игры отвлекают игрока от текущих проблем наподобие книги и даже обеспечивают некоторым «суррогатом» общения с виртуальными персонажами, которое отчасти может компенсировать снижение количества реальных социальных контактов. «Игры-песочницы», такие как Animal Crossing, также представляют собой идеальную среду для эскапизма — бегства от неприятностей и неопределенности реального мира в среду, которую игрок хорошо контролирует, которая развивается по понятным и ясным правилам, и не ставит труднорешаемых задач».

Простая графика и незамысловатые сюжеты помогают таким играм стать точкой входа для новых игроков, никогда не увлекавшихся видеоиграми, в то время как «традиционные» игры могут оттолкнуть и обилием правил, и слишком разветвленной вселенной, в которой, на первый взгляд, сложно разобраться.

Однако и без карантина необычные игры, использующие инновационные механики, становятся популярными. Правда, обычно повальное увлечение длится недолго — можно вспомнить Pokemon Go в 2016 году. Выход в разгар пандемии действительно мог обеспечить играм часть популярности, но останутся ли они в топах продаж и по ее завершению — покажет время.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 04.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть