Гейминг на ладони: как мобильный киберспорт стал трендом

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Киберспорт часто ассоциируется с мощными компьютерами и мышками, однако все большую долю рынка захватывает мобильный киберспорт. Разбираемся с экспертами, как и почему

Об авторах:

  • Давид Даштоян, управляющий директор лондонской киберспортивной организации Tundra Esports;
  • Ани Шагинян, проектный директор Tundra Esports.

Турниры на смартфонах собирают миллионы зрителей по всему миру, не уступая крупным компьютерным соревнованиям как по призовым, так и по уровню организации. Рассмотрим, как устроен рынок мобильного киберспорта.

Смартфоны меняют правила игры

Мобильные игры появились на свет практически одновременно с появлением самих мобильных телефонов, однако перспектива построить карьеру «мобильного» киберспортсмена возникла относительно недавно. Мощные смартфоны и высокоскоростной вайфай позволили миллионам геймеров, для которых персональные ПК были слишком дорогими, соревноваться друг с другом, в буквальном смысле не поднимаясь с дивана.

Первые мобильные соревнования стали включать в программы киберспортивных турниров в конце 2000-х. А с 2016 года турниры по мобильным играм вроде Clash Royale и PUBG Mobile стали собирать многотысячные стадионы как независимые мероприятия — без необходимости включать в программу «традиционные» киберспортивные дисциплины.

Основной инновацией, которая способствовала взрывному росту мобильного киберспорта (и мобильного гейминга в целом), стало развитие модели Free-to-Play (F2P), которая позволяет пользователю играть без обязательного внесения денежных средств. Она сделала игры доступными для широкой аудитории и изменила подходы к монетизации как мобильных, так и ПК-игр.

Вместо того чтобы устанавливать фиксированную стоимость покупки, большинство игр стали «условно бесплатными» с возможностью совершения дополнительных внутриигровых покупок. Некоторые игры позволяют геймерам покупать «силу» — предметы, которые напрямую увеличивают мощь пользователей внутри игры (такие игры называют Pay-2-Win). Другие игры предлагают только «косметические» предметы, или «скины», которые не дают внутриигрового преимущества, но позволяют, например, щегольнуть новым внешним видом персонажа. В понятие киберспортивных дисциплин входят только игры второго типа.

Мобильные игры, такие как Mobile Legends: Bang Bang и PUBG Mobile, эффективно используют F2P-модель, сочетая бесплатный доступ к основному контенту с микротранзакциями, что приносит значительные доходы разработчикам и способствует росту индустрии. Легкость совершения покупки «в один клик» изначально была присуща только мобильным играм, однако со временем разработчики проектов для ПК также освоили эту модель. Теперь F2P — это неотъемлемая часть практически любой современной игры, как мобильной, так и компьютерной.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Тенденции развития игровой индустрии: феномен ностальгии и кризис идей

Большие деньги в маленьком экране

Призовые фонды мобильных турниров не уступают традиционному киберспорту. На недавнем чемпионате мира по киберспорту, прошедшем в Саудовской Аравии в 2024 году, призовой фонд мобильных дисциплин составил $6,5 млн, а состоявшийся в 2022 году турнир по Honor of Kings выплатил участникам в совокупности $10 млн.

Экономика мобильного киберспорта в основном формируется благодаря поддержке издателей игр, которые покупают права на проведение турниров в определенных регионах у разработчиков мобильных дисциплин. Например, игру Honor of Kings, издающуюся в Китае компанией Tencent, в Европе, Америке и других регионах издает компания Garena под брендом Arena of Valor. Это позволяет Garena контролировать рынок и проводить локализованные турниры, такие как Arena of Valor International Championship.

Доминанты рынка

Китай, Индия и Юго-Восточная Азия задают тренды и являются эпицентром мобильного киберспорта. Эти регионы не только доминируют по количеству игроков, но и становятся ключевыми рынками для инвесторов, желающих зайти на рынок мобильного кибергейминга.

Китай с его огромной аудиторией и многомиллионными государственными инвестициями играет важную роль в популяризации мобильного киберспорта. Именно поэтому такие западные компании, как Riot Games и Activision, адаптируют свои популярные игры для мобильных платформ с оглядкой на китайских геймеров, включая в свои проекты такие внутриигровые события, как китайский Новый год и Праздник драконьих лодок.

Ближний Восток тоже стал привлекательным сегментом как для игроков, так и для инвесторов. Одним из громких примеров является крупнейшие состязания среди мобильных шутеров региона — PUBG Mobile Pro League (PMPL) Middle East. Этот турнир, который в пике смотрели более 45 тыс. человек одновременно, включает игроков как с Ближнего Востока, так и Северной Африки.

Фото: Onur Binay, Unsplash
Социальная экономика Игры, в которые играют люди: почему гейминг — это нормально

Новая эра киберспорта

Смогут ли мобильные игры потеснить традиционный киберспорт и станет ли киберспорт ассоциироваться в первую очередь со смартфонами, а не персональными компьютерами, покажет только время. Однако уже сейчас мобильный гейминг успешно конкурирует с традиционным киберспортом и получает массовое признание, хотя и не во всех регионах мира.

Аналитический портал Esports Charts в своей ежегодной статистике за 2024 год показал, что мобильные дисциплины не только занимают топовые места по просмотрам и пиковому количеству зрителей, но и регулярно бьют свои же рекорды. Серия турниров MLBB Professional League достигла 1 млрд часов просмотров, что является рекордом среди киберспортивных мероприятий. Если эти тенденции сохранятся, мобильный киберспорт может не только потеснить, но и стать доминирующим направлением в индустрии соревновательного гейминга.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 24.01.2025
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть