Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Бизнес в TikTok: как на простых роликах зарабатывают миллионы

Фото:Unsplash/Shutterstock
Фото: Unsplash/Shutterstock
Почему Трамп запрещает TikTok, где и когда придумали популярную соцсеть, как раскрутить собственный блог и что с TikTok происходит в России

В начале августа Дональд Трамп подписал указы, которые запрещают американским гражданам совершать любые сделки с ByteDance и Tencent — компаниями-владельцами популярной соцсети TikTok и китайского мессенджера WeChat. Указы вступают в силу через 45 дней, то есть 20 сентября. Позже президент дал отсрочку еще на 90 дней — до 12 ноября.

Госсекретарь США Майк Помпео потребовал от американских онлайн-магазинов убрать оба приложения, а сенат одобрил закон, запрещающий госслужащим использовать TikTok на служебных устройствах.

Китайские дипломаты выступили резко против такой меры, обещая защищать права и интересы китайских компаний. Россия обвинила США в том, что они нарушают международные обязательства и препятствуют свободному обмену информацией через любые доступные источники.

Почему это происходит?

Власти США обвиняют сервис в незаконном сборе данных и видят в этом угрозу для нацбезопасности. Поэтому предпочитают, чтобы TikTok владела американская компания. ЦРУ не нашла подтверждений тому, что приложение сливает данные властям КНР. Но торговая война США и Китая подстегивает к решительным действиям с обеих сторон.

Впрочем, кое в чем TikTok все же можно обвинить. Недавно WSJ узнала, что TikTok собирал MAC-адреса мобильных устройств с Android — в нарушение правил Google. Такие адреса нужны, чтобы идентифицировать устройства пользователей и предлагать им таргетированную рекламу. Данные собирались с помощью сервиса Мusical.ly — предшественника TikTok.

Как устроен TikTok и почему он так популярен?

TikTok — соцсеть, где пользователи выкладывают короткие видео с простейшими спецэффектами и фоновой музыкой и запускают прямые эфиры.

Приложение запустили в Китае в 2016 — там оно называется Douyin. Потом появилась международная версия, а в 2018 TikTok объединился с Musical.ly в рамках сделки объемом $1 млрд. Капитализацию всей компании оценивают в $50 млрд.

Сегодня международная соцсеть насчитывает более 500 млн пользователей в 155 странах, а китайская версия — более 400 млн. За время изоляции аудитория выросла на 43%.

Больше всего TikTok прославился своими «челленджами»: когда нужно снять на видео что-то определенное — вроде акробатического трюка, танца или смены образа. Это часто напоминает флешмоб, когда все повторяют одно и то же действие. Все видео в рамках челленджа подписывают одним и тем же хэштегом.

@rominagafur

The result of my bleached sweatshirt! Should I Tie-Dye it?

♬ Buttercup — Jack Stauber

Популярный челлендж: пользователи стирают цветные вещи с хлоркой, чтобы получились белые разводы

Хэштеги в TikTok важнее, чем в Instagram или Twitter: они позволяют объединяться в группы и целые сообщества. Например, поклонники спорта следят за хэштегом #KeepingActive. И хэштеги, и челленджи помогают набирать просмотры и новых подписчиков. Еще один способ раскрутить блог — попасть в рекомендации на главной странице.

Лента с рекомендованными видео
Лента с рекомендованными видео

Рекомендации в TikTok — это поток из роликов, которые подбирают на основе предыдущих лайков, просмотров и комментариев. В них также учитывают геолокацию, содержание видео, звуки и хэштеги. Сюда попадают только видео от авторов 16+. Рекомендации составляют с помощью ИИ, который анализирует предпочтения пользователей.

Топ-блогеры, на которых рекомендует подписаться TikTok
Топ-блогеры, на которых рекомендует подписаться TikTok

Как раскрутиться в TikTok

TikTok популярен у молодой аудитории: почти половина пользователей — в возрасте от 16 до 24 лет. В отличие от Instagram, здесь ролики больше похожи на клипы, с сюжетом и смешными трюками. Изначально сервис развивался как площадка для танцоров и исполнителей. Но сейчас появились новые форматы, для которых не нужны специальные навыки.

Рекомендации здесь заменяют привычную ленту: чаще всего пользователи не подписываются на известных блогеров, а заходят на главную в поисках новых интересных видео.

Чтобы чаще попадать в рекомендации, нужно постоянно следить за трендами: популярными челленджами и хэштегами, музыкальными хитами, новыми фильтрами и спецэффектами для видео. При этом оригинальность и «трендовость» важнее качества съемки, а эпатажный контент популярнее полезного. В ход идут все средства — вплоть до хэштегов #хочуврекомендации или #хочуврек.

@nadin_serovski

Будь ярче🤩 ##Backinthe90 ##Backinthe90challenge##назадв90 ##назадв90челендж #менистиль #a#nother #t#ransformation

♬ оригинальный звук — nadin_serovski

Челлендж #сменистиль стал таким популярным, что охватил все соцсети

Блогеры утверждают, что попасть в топ TikTok может любой: любые накрутки быстро пресекаются. При этом сама соцсеть не раскрывает свои алгоритмы, а на сервисах вроде Mr Popular или tik-top можно купить лайки и комментарии, чтобы продвинуть свои видео в топ.

@salavat.fidai

What is your favorite book? 📚 What have you read this summer?

♬ You're Still The One — Teddy Swims

Российский художник и скульптор Салават Фидаи всего за 40 дней набрал более 1 млн подписчиков благодаря уникальным роликам

Лучше всего смотрят короткие ролики до 13 сек, с оригинальным сценарием — даже если вы участвуете в челлендже. В приложении есть базовые инструменты для монтажа и обработки видео, накладывания музыки, AR-масок, фильтров. Чтобы добиться лучшего качества, блогеры используют редакторы вроде izmato, Funimate, InShot, VideoShow.

Кто и как зарабатывает в приложении

Среди зарубежных звезд TikTok популярных людей не так уж много. Равно как и в первом рейтинге Forbes, где собраны американские блогеры-миллионеры. Многим из них еще нет 20, зато уже есть миллионные контракты с мировыми брендами электроники, одежды, косметики, аксессуаров. В основном это актеры, танцоры и певцы, которые прославились только благодаря своим видео в соцсети.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В TikTok есть своя валюта — TikTok Coins или «монеты». Их можно заработать во время стримов, продвижении музыкальных треков, участии в челленджах. Монеты можно обменять на настоящие деньги.

100 TikTok Coins = $0,99 или ₽115

Но главный источник прибыли для блогеров — это реклама. Иногда бренды сами запускают челленджи, подключая к участию популярных блогеров, или устраивают розыгрыши. Можно даже создавать свои фильтры и спецэффекты, а вовлеченность повышать за счет брендированных суперлайков.

Музыкальный челлендж #танцуйвстилепепси во главе с Анастасией Ивлеевой принес Pepsi и Магниту более 500 млн подписчиков

В TikTok можно хорошо заработать, даже если у вас всего 10-20 тыс. подписчиков, чего не скажешь о YouTube или Instagram. Все благодаря тем же рекомендациям: они устроены так, что на популярность видео не влияет число подписчиков его автора. Чтобы размещать рекламу, нужно подать заявку на открытие рекламного кабинета и внести минимальную сумму — $500. Правда, небольшим компаниям и стартапам здесь приходится сложнее, хотя TIkTok и запустил специальную программу поддержки для малого бизнеса: ссылки на сайт прикрепить нельзя, и реклама лучше работает для узнаваемых брендов.

TikTok в России

По данным компании App Annie, в России TikTok стал самой быстрорастущей социальной сетью.

В среднем российский пользователь проводит в TikTok около 47 минут в сутки — больше, чем в любой другой соцсети.

В 2019 году россияне провели в TikTok на 860% больше времени (55 млн часов за год), чем в прошлом году. Он обогнал по популярности Instagram.

Блогеры, которые работают с крупными агентствами в России, получают около 10 тыс.руб. за каждые 100 тыс. просмотров.

Самые популярные российские блогеры в TikTok:

Чтобы привлечь российские компании, TikTok разрешил им самим настраивать рекламу, выделив по $300 на продвижение.

@avito.official

Посмотри, как снимать Сдавайся Челлендж, и сделай круче! ##сдайсяменяйся

♬ СДАЙСЯ/ПРОБУЙ — Авито

Челлендж «Авито» #сдайсяменяйся набрал почти 1,5 млрд просмотров. В нем пользователи меняют неудачное хобби на новое под специальный трек

Что будет дальше?

Сервис сможет сохранить свое присутствие в США, если его купит американская компания. С такими предложениями уже выступили Microsoft и Twitter. В противном случае TikTok должен будет уйти с американского рынка и уничтожить данные местных пользователей.

Если TikTok — это чисто развлекательное приложение, то WeChat — единственный мессенджер, которым пользуются китайцы и даже совершают в нем платежи. Среди них — партнеры и сотрудники американских компаний, которые ведут бизнес в Китае. Поэтому удаление WeChat еще сильнее ударит по и без того сложным отношениям двух стран.

Запрет TikTok в США может исключить его из магазинов приложений и лишить рекламодателей. Сотрудники TikTok планируют подать в суд на администрацию Трампа. Они не хотят терять свои рабочие места и уже начали собирать $30 тыс. с помощью краудфандинга, чтобы оплатить судебные издержки.

Фото: Alex Wong / Getty Images
Фото: Alex Wong / Getty Images

Действия американских властей раскритиковал Павел Дуров. Он считает, что это создаст «опасный прецедент, который, в конечном итоге, может убить глобальный интернет».

ByteDance заявил, что и дальше будет развивать сервис в США, где у них 100 млн пользователей. Возможно, компания пойдет по пути Huawei, которая ушла с американского рынка, но сумела переориентироваться.

В любом случае, ByteDance уже пошла на серьезные уступки:

  • наняла на должность гендиректора Кевина Майера и пообещала взять на работу еще 10 тыс. американцев;
  • запустила центр прозрачности в Лос-Анджелесе;
  • пообещала раскрыть принцип работы своих алгоритмов.

Убережет ли это от продажи бизнеса в США, покажет время.

Следующий материал: