Весь спорт свернули меньше чем за месяц
Спортивная индустрия оказалась одной из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Еще в феврале руководители большинства международных и национальных турниров заявляли о намерении играть до последнего. Но уже к концу марта фанатам спорта оказалось почти нечего смотреть — после недолгих попыток проводить турниры без зрителей большинство организаторов соревнований решили их отменить или приостановить на неопределенный срок.
В марте на паузу встали все ведущие европейские чемпионаты по футболу, в том числе Лига чемпионов и Лига Европы. Были остановлены или отменены турниры в НХЛ и НБА, чемпионат мира по автогонкам в классе «Формулы-1», теннисные турниры «Ролан Гаррос» и «Уимблдон», чемпионат мира по фигурному катанию, турниры бойцовского чемпионата UFC и многие другие соревнования. В апреле УЕФА перенес на год чемпионат Европы по футболу-2020, а Международный олимпийский комитет на такой же срок отложил летние Игры в Токио.
Больше других от сложившейся ситуации пострадали любители ставок, для которых пауза в спорте стала двойным ударом. Помимо возможности наблюдать за турнирами они также лишились любимого хобби. Но за прошедшие два месяца многие люди сумели подстроиться под новую действительность.
Новые страны и виртуальная реальность
Житель Канады Райан Метивье, работающий редактором в издании о ставках на спорт, заявил в интервью The Atlantic, что пандемия позволила ему открыть для себя такую страну, как Таджикистан. После того, как крупные спортивные турниры приостановили, Метивье начал следить за мексиканским и австралийским футболом. В итоге отмены турниров привели его в Среднюю Азию. «Никогда не слышал о Таджикистане, но оказалось, что такая страна есть и там продолжают играть в футбол», – сказал он, отметив, что разница во времени так и не позволила ему стать поклонником этой лиги.
Другой страной, на которую многие обратили внимание из-за решения не приостанавливать спортивные турниры, стала Белоруссия. В России игры этого первенства показывал главный спортивный телеканал страны «Матч ТВ». Показ турнира породил целую волну шуток в социальных сетях: многим пользователям показался смешным провинциальный антураж белорусской лиги, ее низкий уровень, а также посещаемость игр. В некоторых матчах на трибунах находилось так мало болельщиков, что было непонятно — допускают зрителей на стадион или нет.
Некоторые турниры решили привлекать внимание болельщиков во время карантина, организуя киберспортивные турниры. Свои виртуальные чемпионаты по футболу прошли как в европейских странах, так и в Российской премьер-лиге. Легче всего перейти в онлайн удалось автоспорту, причем чемпионаты использовали различные подходы. В «Формуле-1» виртуальные гонки проводились в развлекательном формате с участием звезд других видов спорта - в заездах вместе с действующими и бывшими пилотами участвовали футболисты ведущих европейских клубов, игроки в крикет и спортивные журналисты. Американские гоночные серии отнеслись к делу серьезнее и сумели привлечь к соревнованиям полные составы реальных гонщиков.
Рост интереса к киберспорту заметили и букмекеры — в апреле и мае виртуальные соревнования стали наиболее популярными у любителей беттинга в России. Сами конторы также пробуют различные новшества, чтобы привлекать пользователей в условиях паузы в спортивных турнирах: любителям ставок предлагаются линии на телевизионные викторины, политические события, победителей следующей премии «Оскар» и даже на сроки окончания пандемии коронавируса.
Картонные фигуры и резиновые куклы на трибунах
В середине мая спорт понемногу начал выходить из карантина — во Флориде прошел первый за два месяца турнир UFC, а чемпионат Германии по футболу первым в Европе возобновил сезон. Болельщикам из соображений безопасности посещать стадионы еще не разрешили, но некоторые клубы нашли оригинальные решения как активизировать своих фанатов, а заодно и компенсировать потери от непроданных билетов на игры.
Футбольный клуб «Боруссия» из немецкого Мёнхенгладбаха решил устанавливать на стадионе во время матчей картонные фигуры болельщиков. Таким образом на игру команды может «попасть» зритель из любой точки мира. Достаточно заплатить €19 — на эту сумму клуб изготовит фигуру и доставит ее на стадион к матчу. Плюс в этом нашли и для футболистов, для которых эта акция создает более комфортную атмосферу на арене во время игры.
Еще дальше пошли в южнокорейском футбольном клубе «Сеул». Его руководители позволили спонсору заполнить трибуны 30 манекенами, которые оказались похожи на секс-кукол. Команде пришлось публично извиняться после того, как болельщики обнаружили на манекенах рекламу сайтов для взрослых, к тому же запрещенных в Южной Корее.
Как вели себя спортивные клубы в России
Большинство российских спортивных команд стараются сохранять интерес фанатов к различными активностями в социальных сетях. РБК Тренды удалось получить комментарий по поводу поведения болельщиков во время пандемии от московского волейбольного клуба «Динамо» и хоккейной команды «Авангард» из Омска, которая из-за реконструкции собственной арены последнее время выступает в подмосковной Балашихе.
В волейбольном «Динамо» не заметили падения интереса к команде во время пандемии. Напротив, болельщики клуба стали активнее в социальных сетях. «Во-первых, в режиме самоизоляции у людей появилось больше свободного времени, а во-вторых, раннее межсезонье – это всегда горячая пора – подводятся итоги, сообщаются трансферные новости», – рассказал РБК Тренды пресс-секретарь «Динамо» Максим Бирюков.
Ситуация с карантином заставила «Динамо» искать новые ходы, чтобы развлекать своих поклонников. Клуб проводит прямые эфиры с игроками, конкурсы с призами, показывает будни волейболистов в условиях пандемии, рассказывает про увлечения спортсменов.
«Авангард» заметил снижение активности болельщиков, но связал ее с досрочным завершением сезона Континентальной хоккейной лиги. В клубе сосредоточились не только на удержании внимания фанатов во время пандемии, но также поставили цель мотивировать людей оставаться дома на самоизоляции. В клубе собирают подборки от игроков – с фильмами, сериалами, книгами, играми и музыкой, а также создают мотивационные ролики на социальную тематику:
Что будет после возвращения спортивных турниров
Большинство спортивных турниров, которые возобновятся этим летом, будут проводиться без зрителей. В футболе ожидается, что людей допустят на трибуны не раньше начала следующего сезона – то есть осенью. За это время организаторам спортивных мероприятий и клубам предстоит подумать, как приспособиться к новым реалиям после пандемии – обеспечить социальное дистанцирование, научиться избегать очередей на стадионах.
В целях безопасности болельщиков вместимость некоторых стадионов может уменьшиться в два раза.
Трудно предсказать, как поведут себя болельщики после завершения карантина. Некоторым зрителям захочется поскорее вернуться на стадионы, чтобы посмотреть любимые спортивные шоу, но найдутся и те, кто побоится посещать людные арены сразу после того, как пандемия пойдет на спад. Другой проблемой могут стать новые привычки спортивных болельщиков, которые за два месяца карантина плотно ушли в виртуальную реальность. За этот период клубы приучили зрителей развлекаться не выходя из дома и не исключено, что фанаты спорта посчитают посещение стадионов просто необязательным.
В волейбольном «Динамо», которое начнет следующий сезон на новой арене, рассматривают оба варианта развития событий и ждут, когда государство разрешит проводить спортивные мероприятия со зрителями. Хоккейный «Авангард» полагает, что ограничения на посещение болельщиками стадионов будут сниматься постепенно и не ждут аншлагов на первых играх со зрителями.
Вне зависимости от того, вернутся ли болельщики в полной мере на стадионы, спортивные эксперты сходятся во мнении, что выстрелившие во время пандемии экзотические турниры не смогут сохранить к себе интерес. Рано или поздно качественные крупные соревнования возобновятся и людям просто не будет смысла следить за футбольными чемпионатами Таджикистана и Белоруссии, киберспортивными сражениями клубов РПЛ и ставками на телевизионные передачи.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.