Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми

Практические советы от психолога Людмилы Петрановской, как выжить в самоизоляции с детьми и сохранить здоровые взаимоотношения в семье

Один из вариантов развития будущего — повсеместное введение онлайн-образования и удаленной работы. Уже сейчас мы проводим вместе больше времени, чем привыкли. Удаленка стирает границы между трудом и отдыхом, и, по сути, рабочими становятся круглые сутки. При этом родителям приходится совмещать работу с воспитанием и обучением детей на дому. Что делать, чтобы как можно дольше оставаться в ресурсе и почему психика взрослых сейчас важнее, чем оценки детей, — в онлайн-лекции «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» рассказала семейный психолог Людмила Петрановская.

Об эксперте: Людмила Петрановская — известный семейный психолог, тренер, лауреат премии президента РФ в области образования. Общий стаж консультационной практики — более 20 лет. Среди достижений — основание Института развития семейного устройства для детей-сирот. Петрановская — автор шести книг («В класс пришел приемный ребенок», «Привязанность. Тайная опора в жизни ребенка», «Трудный возраст» и др.), а также нескольких десятков научных статей и целого ряда обучающих курсов. Является лектором портала Family Tree, оказывающего информационную и психологическую поддержку семьям.

Портал психологической поддержки семей Family Tree создан бывшим журналистом телеканала «Дождь» и автором книги «Мама на нуле» Анастасией Изюмской. На сайте регулярно проводятся онлайн-встречи с педагогами и психологами, на которых обсуждаются актуальные темы родительства: как разговаривать с детьми, как воспитывать и чему учить, как помогать себе.

Миссия «все успеть» невыполнима

Дети (и родители вместе с ними) оказались в непростой ситуации. Они заперты в квартирах, не ходят в школу, в детский сад, на дополнительные занятия. Но, если к этому не относиться как к невероятной драме или испытанию, с самого начала себя не настраивать на то, что это что-то ужасное, будет легче.

По большому счету, ничего страшного не происходит. Это ваши дети. Да, это непривычный образ жизни, но не должно быть какой-то особой проблемы в том, чтобы провести с собственными детьми месяц или два.

Наиболее уязвимы родители маленьких детей. Не младенцев, а скорее тоддлеров (ребенок в возрасте от одного до трех лет. — РБК) — это самая сложная категория для пребывания с ними в карантине, особенно если квартира маленькая. Занятий, которыми их можно занять надолго, мало. Сами они не могут играть, время самостоятельной игры у малышей короткое. Они лезут практически везде, хватают практически все, договориться с ними и поставить какие-то правила невозможно.

И вот тут надо понимать, что миссия «все успеть» — и готовить, и убирать, и японский язык учить, и венскую оперу слушать — невыполнима. Чем быстрее мы это поймем, тем легче будет. С самого начала снижаем планку, с самого начала понимаем, что идеально не будет.

Пять способов найти время на саморазвитие, не отвлекаясь от работы Фото: Stefan Stefancik / Unsplash

У вас будет бардак, у вас не всегда будет регулярное питание. Вы не сможете полноценно работать, если нет хотя бы двух взрослых, которые могут друг друга сменять. Лучше с самого начала задаться вопросом, как снизить планку, от чего можно отказаться и какие обязательства можно с себя скинуть.

Фрагмент открытой лекции Людмилы Петрановской для портала Family Tree​ «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам».

Если вы целый день сидите с ребенком, которого можно обезвредить только на 20–30 минут, и пытаетесь полностью сохранить весь объем работы, который у вас был, то вы будете это делать за счет сна. Это не очень хорошая идея. Такое можно себе позволить, если вы достаточно молоды и здоровы, в виде какого-то двух-трехдневного аврала, когда нужно что-то сдать. Но если вы так будете жить весь месяц, то это просто опасно для вас и для вашего иммунитета.

Один из факторов более тяжелого течения заболевания — это хроническая усталость, депривация сна, от чего страдают, например, медработники. Лучше не допускать такого состояния. Подумайте, где и что можно оптимизировать, от чего можно отказаться совсем, что можно передоверить кому-то.

Если у вас маленькие дети, то ваша задача — пережить это время. Этого будет достаточно. Старайтесь спать всегда, когда спит ребенок, старайтесь есть всегда, когда он ест, использовать спокойные минуты, когда ребенок играет, чтобы тоже тихо посидеть и передохнуть. Прежде всего, берегите свои силы.

  • Чем занять тоддлера

Подойдут любые занятия, которые могут хотя бы на какое-то время «припарковать» ребенка. Это нехитрые, совершенно бытовые вещи. Лучше всего, если они будут совместимы с какой-то вашей деятельностью. Например, готовя еду, вы можете дать ему макароны, пусть он их покрошит или погрызет — потом в поломанном виде положите в еду. Или дать ему капусту, пусть разбирает, раздирает, грызет, а потом вы ее тоже используете. Можно дать набор кухонной утвари, всяких половников, лопаточек — это тоже может на полчаса развлечь. Дайте ребенку пятилитровую канистру для воды и какие-то предметы, которые можно туда засовывать, а потом обратно вытряхивать. Миску с водой, в которую можно кидать, а потом обратно вытаскивать какие-то игрушки. Губка и тарелка с водой двух-трехлетку на какое-то время завораживают. Может быть, у вас есть какие-то старые приборы, которые не жалко отдать на разламывание.

  • Чем занять дошкольника

С дошкольниками проще. Они больше себя обслуживают, многое могут сделать сами. У них есть уже более длинная самостоятельная игра. Люди сейчас пишут, что дети освоили ролевую игру со сверстниками по мессенджеру: подружки играют в куклы, поддерживая контакт по видеосвязи в WhatsApp, обе очень довольны — это прекрасно. Детям такого возраста нужна ролевая игра. Лучше всего со сверстниками, но некоторые дети могут и самостоятельно играть. Все, что вы можете, — поддерживать ребенка в этом и всячески вдохновлять.

Вы можете подкидывать идеи из вашего детства, если ребенок сам не догадался. Например, как можно сделать шалаш под столом или смастерить куколок из платочков. Вспоминайте, во что вы сами играли, и, если ему надоедает его игра, то подсказывайте что-то новое.

Меняйте игрушки: выберите часть игрушек и спрячьте, а на следующий день дайте другую часть. Если у вас есть три большие коробки, вы можете один раз в три дня обновлять парк игрушек, оставляя постоянно только самые любимые. Получается, что каждые три дня будет какой-то сюрприз.

Если ваш дошкольник занимается свободной сюжетно-ролевой игрой, пожалуйста, не трогайте его, не дергайте, не устраивайте с ним скандалы из-за того, что вы хотите, чтобы он у вас читал или считал. Ему это не нужно. Если он спокойно играет, то вы можете спокойно заниматься своими делами. Если ребенку скучно, он просит, чтобы вы с ним поиграли, то поиграйте с ним столько, сколько можете. Если вам нужно работать, то поиграйте с ребенком сначала. Тогда после этого он сможет какое-то время поиграть самостоятельно.

Почему ваш ребенок — самый сложный переговорщик Фото: Sharon McCutcheon / Unsplash

Обязательно устраивайте минутки активного движения: попрыгайте, потанцуйте, поваляйтесь вместе, пообнимайтесь. В течение дня должны быть и веселые, активные моменты и, наоборот, расслабленные. Это поддержит настроение и тонус всей семье.

Спокойно принимайте факт, что все дети просядут с учебой

Все школьники перешли на дистанционное обучение. Никто не был к этому готов — ни дети, ни учителя, ни родители. В итоге это превращается в хаос и нервотрепку. От учителей требуют невесть что и держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются всеми заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Родители все это ловят и принимают как данность — что они каким-то образом должны, как сейчас модно говорить, мотивировать ребенка на то, чтобы все это сделать. В итоге уже через две недели все в истерике.

Для преподавателя дистанционное обучение — это очень тяжелое и малоприятное мероприятие. За двухчасовой вебинар устаешь сильнее, чем за целый день очной группы, потому что когда перед тобой живые люди, ты обмениваешься с ними взглядами, улыбками, эмоциями и нет ощущения, что ты один, как дурак, сам с собой разговариваешь. Учителя и преподаватели ВУЗов сейчас делают это по 6—8 часов в день. Это адски тяжело. Все это требует большой работы, больших усилий и времени. Ни у кого сейчас нет на это ресурсов.

Дети получают дистанционное образование в формате говорящей головы, которую сложно слушать целый день. У кого-то из преподавателей хватает харизмы, у кого-то нет. Но учителя — не дикторы телевидения и не актеры театра. Нереалистично ставить задачу сохранения качества образования при таком экстренном и вынужденном переходе на дистанционное образование.

Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка Фото: Erik De Castro / REUTERS

Спокойно принимайте факт, что все дети сейчас просядут с учебой. Кто-то что-то пропустит, кто-то что-то не поймёт, кто-то что-то не сделает, какие-то темы окажутся неясными. Это нормально, это естественно, в сложившейся ситуации не может быть иначе. Давайте без фанатизма! Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Если они просто слушают уроки и выполняют какую-то часть из того, что присылают, этого достаточно. Учителя сейчас просто не успевают проанализировать, что и в каком количестве присылать, и шлют все, что у них есть по теме.

Давайте снижать градус требований и градус переживаний. Все отстанут, все пропустят, у всех что-то не получится — ничего страшного, это не конец света. Речь идет практически о двух месяцах, еще будет время все наверстать и повторить.

Я рекомендую следующее: если школьник учится из дома, а родитель должен работать (дома или в офисе), а еще есть тоддлер или другие обстоятельства, то в этой ситуации я бы написала письмо классному руководителю о том, что вы не можете обеспечить полноценный образовательный процесс своему ребенку. Это нужно, чтобы вас не бомбардировали лишний раз, не требовали невозможного и не ругали ребенка. Сообщите, что он будет учиться сам, как сможет, вы же можете только создать ему рабочее место и кормить — больше ничего. Вы понимаете, что это может привести к снижению объема знаний и оценок, но вы не в претензии к школе по этому поводу. Часто это приводит к снижению напряжения.

Если ребенок будет смотреть какие-то увлекательные вещи, играть в те же настольные игры, это даст ему больше, чем те задания, которые в панике присылают учителя.

Такая рекомендация была бы хороша и учителям: вместо заданий, не очень подходящих для онлайна, можно подбирать интересные фильмы (с того же Discovery), предлагать детям делать по ним тезисы, рисовать картинки. Ученики постарше могли бы рисовать ментальные схемы, опорные карты. Хорошо бы вместе обсуждать интересные исторические и художественные фильмы. Это сэкономило бы всем и силы, и время. Но учителя зависят от программы и плана, а мудрости сверху ожидать не приходится.

Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя Фото: You X Ventures / Unsplash

Детоцентризм во время кризиса совершенно неуместен

Мне кажется, что сейчас самое подходящее время пересмотреть парадигму, в которой многие семьи жили последние годы и строили жизнь вокруг детей. Вокруг того, как ребенок учится, куда он ходит, как он развивается, какой у него распорядок. Такой детоцентризм и в благополучное время часто имеет свои издержки, но во время кризиса он совершенно неуместен. От него надо отходить и понимать, что впереди достаточно непростые времена, и в эти времена наиболее ценными членами экипажа являются способные работать взрослые. Задача сейчас — сохранить их состояние, их здоровье, их иммунитет, чтобы они были способны позаботиться и о детях, и о пожилых, и заработать на жизнь.

Я бы напрямую поговорила сейчас с детьми, особенно школьного возраста, о том, что придется перестроить какие-то правила жизни.

Сейчас в подавляющем большинстве семей дети вообще ничего не делают по дому, потому что они самые занятые. У них то школа, то музыка, то английский — вся неделя расписана. Теперь, когда все дома, сильно выросла нагрузка в быту, стало больше готовки и уборки, самое время пересмотреть распределение домашних обязанностей. Дети, наконец, могут узнать, как мыть посуду, убирать дом и пришивать пуговицы. Это очень полезные знания, которых у современных детей нет.

Имеет смысл провести разговор о том, что нагрузка выросла, особенно если вам нужно работать и у вас есть еще маленькие дети. Сказать, что вы не можете больше делать все самостоятельно и нуждаетесь в помощи всех членов семьи. Это взрослый партнерский разговор, сообщение детям о том, что мы рассчитываем на них. Такая помощь может быть вам сейчас нужнее, чем уроки.

В конце дня нужны ритуалы эмоциональной поддержки друг друга

Как бы мы ни старались, в изоляции неминуемо будут эпизоды раздражения друг другом. Замкнутое пространство само по себе поднимает уровень стресса и агрессивных эмоций. У кого-то могут возникнуть депрессивные настроения. Поэтому очень хорошо в конце дня применять небольшие практики, ритуалы эмоциональной поддержки друг друга. Можно вечером за чаем включить лампу, зажечь свечи, обменяться позитивными посланиями. Например, каждый продолжает фразу «Я сегодня доволен собой, потому что…» и дальше каждый говорит свое. Даже если ничего не сделал, но смог сдержаться и не накричать — это тоже достижение!

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект Фото: Timothy Fadek / Bloomberg

Еще один вариант: в конце дня говорить друг другу спасибо: «Я сегодня хочу сказать спасибо маме/папе/брату/сыну/дочке, потому что мне было очень приятно, когда ты сказал/сделал/посмотрел/улыбнулся и так далее».

Можно лечь на диван — и орать уже не получится

Сейчас много вопросов о том, что делать, если кроет, если накатывает раздражение, если сложно справляться с эмоциями. Это понятно: у нас и стресс, и тревога, и день сурка, и невозможность сменить обстановку, отвлечься и пойти пообщаться с друзьями. Конечно, эмоциональные наплывы бывают, вряд ли без этого можно совсем обойтись.

Как справиться со стрессом в моменте

1. Изменить свое положение в пространстве, если идет агрессивный наплыв, вы чувствуете раздражение, желание закричать. Если вы стояли — сядьте, если вы сидели — сядьте на пол. Если вы нависали над человеком — отойдите на шаг назад. Если вы размахивали руками — опустите руки. Если у вас была напряжена челюсть — расслабьте ее. Обратите внимание на напряжение в кистях рук. Обычно агрессия вызывает напряжение в челюсти и в кистях рук: рвать, кусать и так далее. Если вы расслабили челюсть и кисти рук, обычно уже гнев спадает. Если вы просто сядете, а еще лучше сядете на пол, на низкую табуретку, окажется, что в таком положении орать невозможно. Можно лечь на диван — и орать уже не получится.

2. Найти опору, если у вас тревога или паника. Сядьте удобно, почувствуйте вес своего тела. Переобуйтесь из тапочек, особенно если они у вас мягкие, падающие с ног, в кеды, кроссовки, удобную устойчивую обувь. Это само по себе снижает тревогу. Сделайте упражнения на устойчивость, при которых ноги устойчиво стоят на полу, вы чувствуете эту опору, чувствуете свой вес. Подышите спокойно, медленно, не обязательно глубоко, главное — размеренно. Можно дышать на счет: на четыре — вдох, на четыре — пауза, на четыре — выдох, на четыре — пауза. Так вы задаете ритм, ваше дыхание выравнивается, успокаивается.

3. Измерить пульс у самого себя. Пока считаете, вы успокоитесь. Все эти вещи помогают снизить панические состояния, тревожность.

4. Отвлечься на что-то позитивное, если у вас отчаяние, депрессия. Можно послушать любимую музыку, подойти к окну или выйти на балкон и посмотреть на небо, птичек, на деревья.

5. Задействовать тело любым приятным образом. Умыться горячей/холодной водой, вымыть руки, принять душ. Намазать руки кремом, помассировать пальцы, ладони — это тоже оказывает стабилизирующее, успокаивающее действие. Выпить чай или, наоборот, холодной воды, сока со льдом, съесть что-то, что вам нравится, понюхать то, что доставляет удовольствие (кофе, корицу, духи). Кому-то нравятся тактильные ощущения, например, перебрать фасоль, потрогать какую-то ткань, погладить кошку. Подходит все, что доставляет вам тактильное удовольствие. Когда мы задействуем тело, из лимбической системы уходит напряжение, эмоциональная паника снижается.

Эта ситуация не будет короткой, но она не будет и бесконечно длинной

Прежде всего в этой ситуации, непростой и стрессовой для многих, изменившей планы и привычный образ жизни, надо настроиться так, чтобы пройти через нее с наименьшими потерями. Хотя бы психологическими и отношенческими. А может быть, даже получить что-то полезное.

Мир после коронавируса: ждет ли нас эпидемия тревоги и депрессии?

Мы имеем дело с серьезной ситуацией, но это не какой-то крайний кошмар. В большинстве случаев заболевание протекает легко и бессимптомно, это не чума и не черная оспа, от которой умирали все. Хотя для кого-то течение может быть тяжелым. Сейчас основная задача — поберечь людей, для которых болезнь может быть тяжелой, и поберечь медиков, чтобы на них не упала невероятная нагрузка.

Тому, кто ожидал, что за неделю все кончится, было неприятно услышать, что самоизоляция продлевается еще на месяц, а может, и не на месяц. Эта ситуация не будет короткой, но она не будет и бесконечно длинной. Кривая заболеваемости по миру уже начала загибаться, она уже не взлетает ракетой вверх.

Безусловно, после этого мы будем иметь «экономический хвост». У многих людей больше тревоги связано именно с этим. Но наше общество накопило ресурсы социальной поддержки, ресурсы горизонтальных связей. Мы справимся совместными усилиями, помогая и поддерживая друг друга. У нас сейчас больше гибкости в плане современных технологий, мы можем зарабатывать благодаря интернету. Мне кажется, сейчас очень важно, с одной стороны, относиться к ситуации серьезно, а с другой — не драматизировать и не считать, что это конец света.

Подумайте о том, что в любой ситуации есть свои плюсы. Совместный опыт преодоления трудностей сближает. Семья — это команда в шлюпке, которая сейчас переживает шторм и которая должна через эту стрессовую ситуацию с честью пройти. Если относиться друг к другу, в том числе и к детям, как к партнерам по команде, как к тем, с кем вместе мы должны это преодолеть, то очень может быть, что у нас это неплохо получится.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: