Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Бизнес и общество: как во время кризиса рождается новая этика отношений

Вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» — не новый, но в кризис он заостряется. Что происходит с этической стороной жизни, как бизнесу и обществу справляться со сложностями и что полезного из них можно извлечь?

Своими тезисами по этим и другим вопросам поделились участники онлайн-конференции «Этические дилеммы: кризис все спишет?» в рамках проекта «Антихрупкость» бизнес-школы СКОЛКОВО.

Таймлайн выступлений:

6:15 — Алексей Комиссаров, Екатерина Шапочка, Ярослав Глазунов

33:24 — Андрей Шаронов, Алексей Корня, Андрей Елинсон

1:04:52 — Алексей Свет, Дмитрий Ямпольский

Влияние кризиса на бизнес-отношения

Екатерина Шапочка, исполнительный директор аналитического центра «Форум»:

В бизнесе кризис расшивает узкие места, которые годами не решались — это касается скорости принятия решений и трансформации, а также этических дилемм. Кризис заставляет принимать как норму новый стандарт. Один из возможных выборов — не предавать ваши этические ценности, но удовлетворить требования ситуации и других стейкхолдеров.

Ярослав Глазунов, управляющий партнер российского офиса Spencer Stuart:

Что делать в кризис — для многих здесь выбор небольшой, но есть вариации с тем, как это делать. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой — если каждый лидер будет исходить из этого принципа, то сокращение затрат, расторжение договоров с партнерами, расставание с людьми будет проходить в более продуктивном ключе.

Как бизнес и государство помогают тем, кто помогает всем

Алексей Комиссаров, гендиректор АНО «Россия — страна возможностей»:

Самое главное — нужно быть этичным, а не казаться им, связывая свои решения с какими-то формальными рекомендациями. Кризис делает все наши ошибки более выпуклыми — заметными и понятными. И то, какой ты внутри, наверняка вылезет наружу во время кризиса.

Новая бизнес-прагматика

Алексей Корня, президент МТС:

Добрые поступки не всегда приводят к хорошему результату. Иногда не очень этичные поступки приводят к очень хорошим результатам. Жизнь и история говорят о том, что ты никогда не знаешь. При этом компаниям очень важно соблюдать последовательность и избегать двойных сигналов — чтобы то, что говорится, соответствовало тому, что делается.

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО:

В американских фильмах часто встречается фраза «Nothing personal, it's just business». Это водораздел: этика этикой, но если ты серьезный бизнесмен, то не можешь, а должен вести себя согласно этому принципу. Многие компании используют кризис для агрессивного роста, и здесь возникает вопрос об этических рамках: что этично в отношениях с прямым конкурентом, а что уже выходит за грань разумного. Ответ на это у каждого CEO свой.

Андрей Елинсон, управляющий партнер А1:

Деловая репутация начинает занимать все большее место в оценке стоимости любой компании. До кризиса репутация — это где-то 10% стоимости, но думаю, что через год мы увидим, что в оценке любого бизнеса это будет не меньше 30%. Впереди качественный перелом того, как оценивается роль бизнеса в жизни человека.

Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем Фото: Вячеслав Замыслов / из личного архива

Общество vs СOVID-19

Андрей Елинсон:

Вырос запрос на справедливость и произошел резкий рост горизонтальных связей в обществе и бизнесе. Эти элементы помогают выстроить барометр для принятия решений в той или иной сложной ситуации. Мы видим, что компании начинают объединять усилия там, где они их прикладывали в обратном направлении — для конкурентной борьбы. У нас получается обратный эффект, когда интеллектуальные ресурсы объединяются. И если из предыдущих кризисов все выходили собственными силами, то в нынешнем кризисе все на одной стороне.

Дмитрий Ямпольский, председатель управляющего совета благотворительного фонда «Вера», соучредитель фонда «Друзья», адвокат и предприниматель:

До кризиса мы были разобщены, каждый занимался по сути своим делом. А сейчас появилось много примеров, когда люди объединяются для взаимной помощи, чтобы закрыть болезненные точки — это стало паттерном поведения в обществе. Масса людей предлагает помощь благотворительным фондам, которые стали работать в формате 24/7 и по-прежнему очень в ней нуждаются.

Свобода и digital tracking

Екатерина Шапочка:

Чаша весов из-за коронавируса сместилась в сторону безопасности, и это может сказываться на повседневной деятельности: ценность спасения жизней выше, чем экономические свободы. Государство сейчас забирает немного свободы, и общество на это идет — уже больше 30 стран ввели цифровое слежение за гражданами. Вопрос в том, что будет после кризиса: вернет ли государство прежнюю свободу?

Что такое цифровой тоталитаризм и возможен ли он в России

Дмитрий Ямпольский:

Сейчас государство действует в состоянии крайней необходимости, чтобы оградить общество от еще большего вреда. Эти защитные меры забудутся. Не вижу возможности — ни технической, ни этической, ни, главное, рациональной — продолжать такого рода ограничения в будущем.

Алексей Свет:

Не думаю, что нас ждет посткиберпанк — если говорить о функциях. Социальная самоответственность вырастет и будет приобретенным навыком. Если в результате кризиса социальный комплаенс станет не высоким, а хотя бы средним — это уже позволит обществу решить очень много проблем, в том числе в социальной коммуникации и помощи.

Этические установки неразрывно связаны с развитием лидера. На каких ценностях сегодня базируются ваши принципы и действия? Какое личное и профессиональное наследие вы хотите оставить? Получить ответы на эти вопросы и научиться вдохновлять других с позиции осознанного лидерства можно на программе LIFT бизнес-школ СКОЛКОВО и IMD.

Московская школа управления СКОЛКОВО регулярно проводит онлайн-мероприятия в поддержку предпринимателей, выберите подходящее вам на сайте бизнес-школы.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: