Как меняется благотворительность в эпоху пандемии: семь главных трендов

Как меняется благотворительность в эпоху пандемии: семь главных трендов

Это не грустный текст. Здесь благотворительные организации не будут жаловаться на жизнь и судьбу. Наоборот, они рассказывают, как их поддерживают жертвователи и бизнес, как удается уйти в онлайн там, где это казалось совершенно невозможным, как одни фонды помогают другим, а совместные акции собирают миллионы для нуждающихся буквально за несколько дней. Это текст про взаимовыручку и надежду.

1. Организации переходят в онлайн. Даже те, которые сами от себя такого не ожидали

Участники опроса фонда «КАФ» отметили, что основной трудностью, с которой они столкнулись, стал перевод текущей деятельности в онлайн. Каждая пятая организация никогда прежде не работала удаленно. У более чем четверти опрошенных инфраструктура не позволяет делать это полноценно.

«С нашими ребятами в детских домах репетиторы работали очно, мы планировали провести профориентационные программы и дни открытых дверей. Уйти в онлайн оказалось крайне тяжело», — объясняет директор по развитию фонда «Дети наши» Наталья Петрова. В региональных детских домах проблемы с интернетом, не хватает компьютеров, не хватает даже телефонов. Психологи, чтобы не терять связь с подопечными, договариваются с одним ребенком, чтобы он через два часа передал телефон другому.

Как меняется благотворительность в эпоху пандемии: семь главных трендов

В поисках гаджетов для своих подопечных организация кинула клич в соцсетях — как и многие другие. Ищутся, главным образом, ноутбуки, чтобы ребенок мог взять его и уйти к себе в комнату общаться с педагогом. В «Детских деревнях — SOS», где в общей сложности проживает около 600 детей, посчитали, что на все регионы им не хватает около 150 ноутбуков. Пока эта внеплановая потребность закрыта не полностью.

«Самое удивительное — нам удалось перевести в онлайн всю лечебно-педагогическую работу с детьми с нарушениями развития, — поделилась радостью директор Центра лечебной педагогики «Особое детство» Дарья Бережная. Занятия, первичные приемы, супервизии, консультации родителей — все это происходит теперь дистанционно. По ее словам, это потребовало максимальной мобилизации педагогической команды, но сейчас видно, что идея не останавливать работу и не прерывать занятия была очень верной. Сейчас на групповых и индивидуальных занятиях уже больше половины детей, которые занимались в ЦЛП в марте 2020 года.

«Совершенно поразительно, но наши дети («тяжелые», не пользующиеся речью и т.д.) демонстрируют большую сознательность и невероятную готовность к онлайн-обучению. Несколько групп перешли онлайн полностью, не потеряв ни одного участника, но некоторые семьи оказались не готовы заниматься онлайн».

«Не все наши подопечные могут переформатировать свою жизнь в онлайн. Людям с РАС сложно, когда что-то неожиданное происходит, и вся их размеренная жизнь резко и сильно меняется, — добавляет Иван Рожанский, директор фонда «Жизненный путь», помогающего особым взрослым. — Но наши специалисты и педагоги справляются. Например, в мастерской «Особая керамика» они проводят занятия онлайн, рисуют, проводят лекции».

Перестроились на занятия онлайн и инклюзивные мастерские «Простые вещи» в Санкт-Петербурге. Педагоги выстраивают индивидуальную и групповую работу со всеми участниками, стараются продолжать их творческие проекты и поддерживать связь.

Онлайн-тренд сохранится и после окончания карантина, пусть и в меньшем объеме, — уверен Дмитрий Дикман, член совета Рыбаков Фонда, эксперт по филантропии. «Уже сейчас понятно, что решать вопросы в онлайне гораздо оперативнее, а значит, это оптимизация расходов. Организации должны будут научиться делать в онлайне все, что технически возможно», — объясняет он.

2. Доноры не отказываются помогать, хотя все этого боялись

В кризис становится очевиднее самая простая вещь: чем более у организации диверсифицированные источники финансирования, тем больше у нее шансов выжить. Лучше других подстраховались те, у кого много частных жертвователей, подписанных на рекуррентные (регулярные) платежи.

«Частные массовые доноры — хотя их привлечение обходится дороже, а обслуживание более трудоемкое — именно они дают стабильный гарантированный поток денег. У нас их порядка 18 тыс. человек. На 2020 год мы рассчитывали получить от них около 240 млн руб., это больше половины всего бюджета, который мы должны собрать в этом году (413 млн руб.)», — рассказал РБК директор по фандрайзингу и коммуникациям «Детских деревень — SOS» Дмитрий Даушев. По его словам, первое, что в фонде сделали, — стали обращаться к имеющимся донорам, чтобы убедиться, что они не перестанут поддерживать организацию.

«В фандрайзинге доноры должны быть друзьями. Нас же друзья не бросают в тяжелое время? Тут должно быть примерно так же».

«Еще ни один человек не отписался от ежемесячных пожертвований в наш фонд, за чем всем им огромное спасибо. План по поступлениям от частных лиц за март даже чуть-чуть перевыполнен», — говорит Наталья Петрова. Она приводит в пример британское исследование 2011 года про поведение доноров в кризисный период. Там говорится, что в ситуации кризиса люди начинают жертвовать больше. Просто понимая, что им сейчас не очень хорошо, но есть люди, которым совсем плохо. И через эмпатию, через сочувствие они продолжают жертвовать. Парадокс, но мы видим, что люди от нас не уходят».

Фонд «Нужна помощь» (включен Минюстом в реестр иноагентов) также отмечает, что в марте по сравнению с февралем увеличилось число рекуррентных жертвователей. Сейчас их 22 тыс. человек, они пожертвовали фонду в марте 5,9 млн руб.

В «Русфонде», специализирующемся на адресном журналистском фандрайзинге (когда информация о сборе средств на конкретного человека распространяется в СМИ. — РБК), подсчитали, что по сравнению с февралем сборы сократились почти на 20%. Уменьшилось число мелких банковских пожертвований, большинство из которых — «сдача» при оплате услуг офлайн в Сбербанке.

В среднем на счет «Русфонда» ежедневно поступает до 1,5 млн руб. через эквайринг, в начале апреля на сайте появились QR-коды для упрощения пожертвования через мобильный телефон.

Естественным образом уменьшаются пожертвования от юридических лиц. В «Подари жизнь» прогнозируют, что в 2020 году фонд не досчитается более 100 млн руб. Правда, в марте появился крупный благотворитель, который перечислил пожертвование внепланово с учетом кризиса. Это помогло, но лишь частично и ненадолго.

«Русфонд», в свою очередь, сообщил, что за первый квартал 2020 года компании отправили больше 60 млн руб.

3. Появилась дополнительная помощь тем, кто в ней больше всего нуждается

Некоммерческие организации очень быстро сориентировались в ситуации, открыли новые или перепрофилировали имеющиеся программы на помощь тем, кому она нужна сейчас больше всего. Например, фонд «Созидание» 24 марта объявил сбор на помощь врачам.

Как меняется благотворительность в эпоху пандемии: семь главных трендов

«На нашем веку, к несчастью, уже были трагедии — Беслан, Саяно-Шушенская ГЭС, Крымск — и у фонда достаточно большой опыт быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. Мы первыми открыли сбор, потому что понимали, что наши дарители все равно придут к нам с этим вопросом», — рассказала РБК директор фонда «Созидание» Елена Смирнова. По данным на 17 апреля фонд собрал около 12 млн руб. и оказал помощь 29 московским и региональным больницам. Средства в фонд жертвуют как частные лица, так и компании — МТС, Сбербанк и другие. Кроме того, сбор на помощь врачами открыли фонды «Правмир» (20,9 млн руб.), «Живой» (6,2 млн руб.) и «Предание» (958 тысяч руб.), все данные на 20 апреля.

У «Русфонда» 10 апреля стартовал новый фандрайзинговый проект помощи врачам, работающим в мобилизованных на борьбу с коронавирусом российских клиниках. Первым благополучателем стала приморская Краевая детская клиническая больница № 2, где развернуто 60 дополнительных коек для детей с внебольничной пневмонией.

Также на борьбу с коронавирусом выделяют средства крупные компании — холдинг USM Алишера Усманова (2 млрд руб.), «Яндекс» (1,5 млрд руб.), «Норильский никель» (10,5 млрд руб.), «А1» и другие.

Стало гораздо больше помощи пожилым людям, как волонтерской, так и материальной. «Поскольку пожилые люди сейчас в самой уязвимой группе — не только по медицинским факторам, но и потому, что они меньше могут позаботиться о себе, — фонд «Старость в радость» получает достаточно много помощи. Мы хотим поблагодарить компанию «Л’Этуаль», которая проводила акцию в нашу пользу до карантина. Несмотря на сложности, руководство приняло решение именно сейчас перечислить запланированные на помощь фонду в этом году средства — 10 млн руб. Мы направили помощь на оплату труда нянечек, дезсредства и подгузники. Кроме того, нам выделила 2,5 млн руб. онлайн-платформа Start. Эти деньги тоже пойдут на самые острые нужды, — говорит программный директор фонда «Старость в радость» Алла Романовская. — Фонд Тимченко сделал пожертвования на средства дезинфекции, гигиены, по уходу, а также помог перчатками и антисептиками, которые уже отправились в регионы. Компания L’Oréal поделилась антисептиками, которые она сама производит. Сотрудники Внешэкономбанка отдали свои маски, которые были отправлены в регионы. «Ростелеком» выделил нам средства на помощь пожилым».

Социальная экономика Как сектор благотворительности выживает в период пандемии коронавируса

Однако все пожертвования в фонд «Старость в радость» целевые, что накладывает определенные ограничения. Алла Романовская поясняет: «Это значит, что нужды подопечных будут закрыты. Но вопрос поддержки административной деятельности самого фонда — в частности выплаты зарплат сотрудникам — остается открытым. На них сложнее найти средства».

Именно эту потребность призван закрыть грант «Новое измерение» с фондом 500 млн руб., объявленный фондом Потанина. Директор фонда Оксана Орачева надеется, что поддержка поможет организациям не просто пережить кризис в моменте, но и создаст условия для дальнейшего развития.

Еще один способ поддержать сектор — на этот раз технологический, — выбрал фонд «Дети наши», создатель первой специализированной для НКО CRM-системы Donor Relationship Management. В апреле можно воспользоваться «антикризисным» предложением: подключиться к базовой версии системы бесплатно (вместо 50 тыс. руб.), оплатив только техподдержку в минимальном пакете (2,5 тыс. руб. в месяц за трех пользователей). Организации с годовым оборотом меньше 3 млн руб. могут использовать DRM в течение трех месяцев бесплатно. «Фондам сейчас крайне важно смотреть на поведение доноров, анализировать источники поступления, их объемы и очень быстро принимать решения о том, какие еще фандрайзинговые акции запустить, какие каналы работают, какие нет. Поэтому мы решили, что мы тоже должны помогать», — говорит Наталья Петрова.

4. Развивается онлайн-фандрайзинг

В опросе «КАФ» говорится: «Четверть опрошенных организаций считают, что пришла пора вплотную заняться онлайн-фандрайзингом — самым быстрорастущим форматом сбора пожертвований».

«На 6 апреля у нас был запланирован благотворительный концерт в Большом театре на исторической сцене со звездами оперы, — рассказывает Екатерина Шергова. — Большой театр безвозмездно предоставил свою сцену и сотрудников, артисты должны были выступать бесплатно. Мы активно к этому готовились, я надеюсь, что концерт не отменен, а просто перенесен, мы очень рассчитываем, что он состоится. Но пока мы полностью переключились на онлайн.

У нас давно существует платформа «Друзья фонда «Подари жизнь», там можно делать в пользу фонда все, что угодно.

Например, сейчас в моде онлайн-вечеринки, люди собираются в онлайне со своими друзьями, жертвуют в фонд. Плюс мы активно сотрудничаем с разными онлайн-магазинами, которые размещают виджет нашего фонда у себя на сайте. Когда человек совершает покупки, он может пожертвовать нам деньги прямо там, без лишних переходов.

В Инстаграме фонда @podarizhizn у нас три раза в неделю прямые эфиры по вечерам. Это может быть мастер-класс по приготовлению голубцов от Алексея Зимина и Ники Белоцерковской, концерт Manizha или разговор Чулпан Хаматовой с Лизой Боярской и Максимом Матвеевым. Мы рассчитываем, что люди, которым это интересно, могут жертвовать в Инстаграме».

«Детские деревни — SOS» создали на сайте специальную страницу с советами, как поговорить с детьми о коронавирусе безопасно и комфортно для них и призывом о дополнительной поддержке. Кроме того, в процессе коммуникации крупный донор фонда, бизнесмен Игорь Рыбаков, предложил собирать для «Детских деревень» деньги во время прямых эфиров на своем YouTube-канале. По истечении трех месяцев он удвоит собранную сумму.

5. Фонды выходят за пределы своих миссий

«Развитие школы и социально-образовательной среды — это фокус работы Рыбаков Фонда. Поэтому сейчас, естественно, мы реагируем на ситуацию и поддерживаем школы и педагогов в переходе на дистанционное образование. Например, запустили спецпроект «Школа 2035» — платформу для организации школьного обучения — вместе с нашим партнером CORE. «Школа приложений». Но кроме этого, в новых условиях фонд начинает делать то, что просто необходимо делать сегодня, хотя раньше это не входило в нашу программу. Например, мы оказываем поддержку многодетным малоимущим семьям, которым особенно тяжело обеспечить учебный процесс детей из-за отсутствия компьютеров. Вместе с тремя некоммерческими организациями, непосредственно работающими с многодетными семьями, мы обеспечим 500 детей новыми ноутбуками для дистанционного обучения», — говорит член совета фонда Дмитрий Дикман.

6. Происходит сближение благотворительности и бизнеса

При том, что многие коммерческие компании сокращают объем помощи благотворительному сектору, есть и примеры новых коллабораций — порой весьма неожиданных.

Как меняется благотворительность в эпоху пандемии: семь главных трендов

«Кризис сподвиг компании идти с нами на контакт. До определенного момента мы чувствовали, что достигли потолка, а сейчас ситуация начала меняться, — рассказывает вице-президент Фонда продовольствия «Русь» Анна Алиева-Хрусталева. — Надо понимать, что с налоговой точки зрения компаниям выгоднее выкидывать продукты, чем отдавать их нам на благотворительность. При утилизации признается, что с этого объема не было получено прибыли, компания не платит налог на прибыль и может оформить возврат НДС. А если она отдает нам продукты, то делает это из чистой прибыли (11 апреля Владимир Путин дал поручение до 20 мая освободить продуктовые пожертвования от налогов. — РБК). Но даже несмотря на это, в нынешнее сложное время компании по договорам пожертвования отдают нам свои товары. Из новых компаний это, например, «Магнит». На Урале нам выделила объем «Увелка».

Фото:Вячеслав Замыслов / из личного архива
Социальная экономика Зачем бизнес объединяет ресурсы для решения социальных проблем

А психолог службы помощи бездомным «Каритас» Надежда Клюева сумела договориться с гостиницей Ibis на «Динамо» о выделении 5 номеров для подопечных своего фонда. Там на месяц поселились люди, которых фонд готовил к переезду в дома престарелых, и потому комплекты документов и справок оказались готовы заранее.

7. Объявляются акции — выбирайте любую и присоединяйтесь

1 апреля фонд «Нужна помощь» запустил акцию «Спасаем тех, кто спасает нас», сняв для нее ролик с участием звезд — Ивана Урганта, Юрия Шевчука, Данилы Козловского, Евгения Кисина и других:

Чтобы помочь фондам, нужно оформить на странице акции небольшое — 1 руб. в день — регулярное пожертвование в пользу одной из 216 благотворительных организаций России. На 11 апреля россияне пожертвовали около 3 млн руб., на рекурренты подписались свыше 15 тыс. человек. В этой акции больше поддержки получают известные организации, которые несут большие потери и рассказывают об этом, — «Дом с маяком», Фонд Хабенского, «Фонд профилактики рака», «Фонд борьбы с лейкемией» и другие.

«Ночлежка», вдохновившись опытом Германии и Казахстана, запустила акцию «Ты не один», в рамках которой любой человек по дороге в магазин или аптеку, не нарушая карантин, может оставить для нуждающегося человека набор предметов первой необходимости в прозрачном пакете.

«Мы в наши 120 наборов, которые мы развесили в Москве и Петербурге, положили лапшу быстрого приготовления, консервы мясные или рыбные (важно класть их с ключом), маленькую пачку печенья, несколько кусков мыла, зубную щетку и пасту, влажные антибактериальные салфетки, носки и маленькую бутылочку антисептика. С антисептиками сложно, и мы просим класть, если есть запас, которым можно поделиться. Такой набор можно купить в любом магазине у дома. Он стоит примерно 400—500 руб.», — рассказывает директор московского филиала Дарья Байбакова.

По ее словам, в этот же набор можно положить листовку-инструкцию про коронавирус, а на пакет надежно прикрепить листовку о том, что набор собран для бездомного человека, и те, кому нужна помощь, могут его взять. Такие пакеты можно оставлять в тех местах, где чаще всего бывают бездомные люди: у вокзалов, станций метро, продуктовых магазинов. Пакет нужно повесить на ограду или положить на скамейку, оставить на автобусной остановке. Главное — не класть его на землю, чтобы его не выбросили, и он не испачкался.

Фонд «Старость в радость» запустил акцию «Мы рядом», чтобы поддержать пожилых людей в домах престарелых, и сейчас активно развивает видеоволонтерство как самый доступный способ вживую поддержать пожилых людей. Также в рамках этой акции собираются средства на средства по уходу за маломобильными и дезинфекцию. Она особенно важно, потому что в домах престарелых и интернатах живет по 200—600 человек, к которым ежедневно приходит персонал.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 02.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть