Как шеринговые платформы отвоевывают долю у традиционного e-commerce

Как шеринговые платформы отвоевывают долю у традиционного e-commerce
Ограничение передвижения горожан и возможное снижение доходов из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, наталкивает многих на мысль о том, что можно обходиться меньшим количеством вещей, сохраняя качество жизни

По данным исследования компании «Авито», в России растет популярность платформ электронной с2с-торговли. Этот сегмент вырос за два года на 92,5% до 568 млрд руб. в 2019 году. Рост происходит в основном за счет роста числа продавцов и частоты покупок.

Основные товарные категории с2с-продаж — электроника и бытовая техника (23% сделок), одежда и обувь (18%), детские товары (16%). Заметно выросло число подобных сделок за пределами городов-миллионников и региональных центров. В небольших населенных пунктах число с2 с-сделок выросло с 14% до 22%.

В России переход к бережливому потреблению в значительной мере обусловлен именно нежеланием переплачивать за усилия маркетологов крупных брендов.

«Общая усталость от экономии в последние годы привела к тому, что в 2018 году сберегательная модель поведения покупателей сменилась на бережливое потребление. 60% потребителей вынуждены экономить, около 30% перешли на менее дорогие марки, активно пользуются скидками, промоакциями, системами лояльности сетевых ретейлеров, таким образом покупая менее дорогие продукты и сокращая расходы, но при этом потребляя активнее. Более 20% товаров, максимальное количество за последние годы, покупается именно в рамках промоакций», — говорит Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» INFOLine.

При этом важна и экологическая часть мотивации потребителей. По данным исследования GfK Plastic Study, проведенного в 2019 году в странах Европы и в России, вопросы экологии и бережливости считают важными 64% россиян. В 2015 году эта доля составляла 56%. Вместе с осознанностью растет и уровень беспокойства. Экологическая катастрофа в будущем пугает уже 22%. В 2015 году так считали только 9% россиян.

Фото:Ирина Белоносова для РБК
Зеленая экономика Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению

Вещи меняют хозяев

В экономически развитых странах повторное использование вещей постепенно становится признаком ответственного поведения потребителей, а не способом сэкономить для людей с доходами ниже среднего. В США, к примеру, существует стартап RealReal, который специализируется на продаже б/у одежды и аксессуаров брендов, относящихся к категории luxury. Магазины RealReal открываются в самых престижных районах, например на Мэдисон-Авеню в Нью-Йорке. Компания в 2018 году привлекла $288 млн венчурного финансирования, а в 2019 успешно провела IPO. Другой американский стартап ThredUp предлагает клиентам за небольшое вознаграждение отправлять по почте ненужную одежду — в основном речь о достаточно дорогих вещах, которые были куплены и по каким-то причинам не пригодились. Эти вещи выставляются со скидкой в сетях магазинов одежды, в том числе в одной из самых известных американских сетей Macy's.

В России second hand платформы также являются для многих потребителей не способом сэкономить, а возможностью купить товары, которые сложно найти в обычном ретейле. Так, к примеру, долгое время покупка б/у продукции Apple была более выгодной, так как компания устанавливала непропорционально высокие цены на свои товары в России. Позднее Apple скорректировала свою ценовую политику. Сейчас наиболее популярные VR-очки Oculus Rift и HTC Vive многие потребители предпочитают покупать на классифайдах, из-за высокой цены этих устройств на российском рынке.

Похожая ситуация сейчас складывается в сегменте ПК и ноутбуков. Несмотря на то, что офисные сотрудники по всему миру перешли на надомную работу, а студенты и школьники начали обучаться в онлайн-режиме, цифры продаж настольных компьютеров и ноутбуков оказались в первом квартале 2020 года худшими за последние четыре года. По данным исследовательской компании Canalys, продажи ПК упали на 8%, это худший показатель с 2016 года, когда продажи снизились на 12%. Основная проблема — из-за закрытия границ и прекращения авиаперелетов оказались разорваны цепочки поставок и производители ПК просто не смогли удовлетворить возросший спрос на свою продукцию. В этой ситуации покупка б/у техники становится хорошим вариантом, как для компаний, так и для частных лиц.

Фото:Dia Dipasupil / Getty Images
Экономика шеринга Как экономика шеринга переживает последствия пандемии коронавируса

Максим Захаров, владелец агентства интернет-рекламы в Санкт-Петербурге, впервые обратился на классифайд когда компании пришлось резко увеличить штат сотрудников: «К нам пришел достаточно крупный клиент и мне пришлось нанимать несколько дополнительных сотрудников. Чтобы сэкономить на закупке компьютерной техники, мы решили купить несколько ноутбуков с рук и это оказалось мало отличимо от покупки в обычном интернет-магазине. После этого я еще несколько раз пользовался доской объявлений уже для своих личных нужд. Есть вещи, которые проще купить и потом продать, например детскую коляску, велосипед. Также нередко бывает, когда ты купил какую-то вещь, и она потом тебе просто не пригодилась — лучше, чтобы она послужила кому-то еще, чем просто лежала без дела. К тому же в каком-то смысле это мой вклад в то, чтобы люди производили меньше ненужных товаров расходуя на это природные ресурсы».

Как подсчитала компания «Авито», в апреле 2020 года спрос в категории ноутбуков вырос на 115% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, спрос на настольные ПК вырос на 116% и это вторая по показателям прироста категория. Больше всего выросла категория «игры, приставки и программы» — в ней спрос увеличился на 145%. В российских регионах продажи через «Авито» даже становятся отдельной бизнес-моделью. К примеру, челябинский салон цифровой техники Mobitrade торгует недорогими моделями сотовых телефонов. Компания выставляет свой ассортимент на «Авито», покупатели звонят по объявлению, уточняют наличие модели, приезжают и оплачивают товар. По словам основателя Mobitrade Вадима К., по такой модели продается до 90% товаров.

Защита покупателя

Традиционная покупка товара на классифайде — это сделка между двумя физлицами. Очевидно, что не все продавцы и покупатели являются законопослушными гражданами, поэтому истории о различных онлайн-мошенничествах долгое время были препятствием для многих людей, думающих об использовании таких сервисов. В 2018 году «Авито» запустило доставку. При выборе этой услуги, покупатель оплачивает товар на сайте и деньги резервируются на карте, и только после того как он увидит товар и подтвердит, что его все устраивает, деньги уходят к продавцу. При этом покупатель может осмотреть товар перед покупкой, когда получит посылку, и бесплатно отказаться от него, если тот не подошел — все средства возвращаются на карту. Такой безопасный и бесконтактный способ оплаты доступен и для товаров, которые не подходят по габаритам для доставки. Например, когда пользователь хочет купить велосипед или комплект шин. Можно оплатить товар на сайте, приехать к продавцу, осмотреть вещь, подтвердить покупку в личном кабинете — деньги в этот момент спишутся с карты. Такая схема очень удобна и выгодна для продавца в том числе.

Фото:Daria Nepriakhina / Unsplash
Экономика шеринга Безопасно ли продавать и покупать вещи через сайты объявлений?

«На «Авито» сейчас можно купить все, что необходимо в условиях самоизоляции — от ноутбука и игровой приставки, до гантелей и краски для волос. И главное, по разумной цене. Плюс сейчас покупатели могут заказать «Авито Доставку» как в пункт выдачи, так и курьером, что особенно актуально в условиях карантина. На площадке можно найти и много услуг, которые сейчас особенно востребованы. Например, спрос на доставку еды вырос в 66 раз по сравнению с апрелем 2019, а предложение этой услуги в 77 раз. Более того, многие пользователи предлагают подобные услуги бесплатно и помогают тем, кто не может самостоятельно закупить продукты и лекарства. Активизировались и представители СМБ на «Авито» — мы предложили ряд скидок и бонусов для предпринимателей в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, а также запустили доставку для ИП», — рассказал Алексей Куракин, управляющий директор вертикали «Авито» «товары и услуги».


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 29.04.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть