Рейтинг стал частью проекта «Атланты 1000». Его цель — определить самые быстрорастущие компании России из сегмента малого и среднего бизнеса с 2018 по 2020 год.
Михаил Воронин, предприниматель, основатель и старший партнер бизнес-клуба «Атланты»:
«Мы много говорим о том, что жизнь стремительно меняется. А что является маркером изменений? Например, шеринг-экономика.
В рамках нашего очередного тематического рейтинга «Атланты 1000» мы рассмотрели транспортный шеринг. Постепенно мы привыкли к краткосрочной аренде автомобиля, и вот уже крупнейшие автомобильные компании предлагают машины в долгосрочную аренду. Летом мы наблюдали бум самокатов, и вот уже видим, как появляются специальные ассоциации и законодательные инициативы, регулирующие эту сферу. Чтобы видеть, куда движется отрасль, нужно четко понимать динамику рынка. Основные тренды мы отметили в рамках нашего исследования».
Суммарная выручка топ-20 транспортных шеринг-компаний России за 2020 год составила ₽20,7 млрд. Это на 30% больше, чем в 2019 году. Всего же с 2018 года рынок вырос примерно в четыре раза. 85% выручки генерировали сервисы каршеринга «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Belkacar и «Ситидрайв». Тем не менее, операторы кикшеринга Whoosh и Urent за 2020 год уже приблизились по выручке к ₽1 млрд каждый и являются лидерами по динамике роста.
Аналитики ожидают, что по итогам 2021 года соотношение сегментов может серьезно измениться. «Для кикшеринга 2021 год стал по-настоящему взрывным, — рассказывает Юрий Николаев, издатель проекта «Трушеринг». — Компании не успевали за собственным ростом, срочно докупали самокаты, и по итогам, мы, скорее всего, увидим сумасшедшие цифры роста».
Каршеринг: непростой год
По данным рейтинга, рынок каршеринга в 2020 году вырос примерно на 20%. Во втором квартале 2020 года на работу каршеринга в Москве наложили запрет, что негативно повлияло на итоги года. Но в то же время операторы каршеринга, как и целый ряд других ИТ-сервисов, называют себя одними из бенефициаров локдауна. «Результаты 2020 года оказались даже лучше, чем годом ранее, несмотря на полный запрет на деятельность на два с половиной месяца, — говорит Лориана Сардар, генеральный директор BelkaCar. — Это связано в первую очередь с общим увеличением загрузки, так как сразу после локдауна значительно вырос спрос на услуги каршеринга. Выручка на одну машину BelkaCar выросла более чем на 60% по сравнению с уровнем до COVID-19».
По оценкам BelkaCar, емкость столичного рынка каршеринга составляет порядка $700 млн, емкость всего российского рынка каршеринга — $1,5 млрд. То есть потенциально в ближайшие пять лет рынок вырастет в четыре раза.
«Все каршеринги в Москве целый квартал были вынуждены просто прожигать деньги, — говорит Юрий Николаев. — Поэтому за 2020 год у них не было впечатляющего роста. Более показательным будет сравнение 2019 и 2021 годов, хотя и там надо будет учитывать, что был не только органический рост, но и расширение парка вкупе с увеличением цен».
На рынке сегодня существуют четыре явных лидера с большим отрывом от остальных операторов: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и «Ситидрайв». Выручка «Яндекс.Драйва» при этом больше, чем у двух его ближайших конкурентов вместе взятых. По сравнению с 2019 годом в 2020 году она выросла примерно на 13%.
Кикшеринг: подготовка к взрывному росту
Основная конкуренция за рынок кикшеринга разворачивается между Whoosh и Urent. Они и стали лидерами по динамике роста среди транспортных шеринг-компаний, рассчитанной по формуле Smart Ranking. Обе компании называют себя лидерами своего рынка, обе отметили, что скачок спроса в 2020 году подстегнула пандемия.
«Спрос в 2020 году оказался сильно выше, чем мы предполагали. Мы поняли это в марте 2020, получив рекордные цифры по выручке за все время существования сервиса, — рассказывает Андрей Азаров, сооснователь сервиса кикшеринга Urent. — Мы пересмотрели прогноз, привлекли инвестиции и смогли стать самым крупным игроком на рынке кикшеринга России».
В начале 2021 года Whoosh также получил инвестиции — от «ВТБ Капитал Инвестиции» и структуры ПАО «Банк Открытие» в сумме $25 млн. «Мы считаем себя лидерами рынка как по количеству электросамокатов — их у нас более 45 тыс. в 20 городах России, — так и по качеству обслуживания и выручке», — говорит Дмитрий Чуйко, сооснователь и генеральный директор сервиса Whoosh.
Что касается более мелких участников рынка, то с учетом того, что большая их часть по итогам 2020 года имела выручку до ₽100 млн, можно сказать, что стартовые позиции для того, чтобы войти в топ-5, имели практически все. Помимо компаний из топ-20, претендентами эксперты называют BusyFly, Molnia, toGo и российское подразделение белорусского Eleven.
«С выходом первых больших технологических компаний на этот рынок там начнется такая же кровавая битва, как была два года назад в каршеринге. Останется в итоге всего три-четыре крупных игрока с самыми глубокими карманами», — уверен Даниил Козлов, управляющий партнер GVA.
«Через три года в России будет около 200 тыс. шеринговых электросамокатов, и этот сервис будет в 200 городах страны (сейчас есть около 70 тыс. самокатов в 70 городах), — прогнозирует Сергей Четвериков, директор по инвестициям кикшеринга «Карусель». — Передвижение на электросамокате станет обычной ежедневной практикой для 30 млн человек: по пути от работы до метро, или внутри своего района».
Байкшеринг
Представители шеринга велосипедов увеличили свою выручку за 2020 год меньше всех — на 13%. По словам участников рынка, с байкшерингом произошла парадоксальная ситуация — еще до того, как рынок достаточно развился, его стали теснить самокаты. В результате очень многие, кто выходил на рынок изначально с велосипедами, изменили бизнес-модель, переориентировавшись на кикшеринг.
«Какое-то пространство для велосипедов есть, — рассуждает Юрий Николаев. — С точки зрения романтики и иллюзии, что Москва — это европейский город. Но в действительности это не так, потому что инфраструктуры в достаточном объеме для того, чтобы этот рынок мог развиваться, нет. Есть перспективы у электровелосипедов, которые будут предлагать те же кикшеринговые компании, но это будет нишевая история».
Перспективы на будущее
Можно сделать вывод, что рынок транспортного шеринга в ближайшие годы будет представлен двумя основными сегментами. При этом, по мнению Юрия Николаева, в России потенциал кикшеринга в ближайшие четыре-пять лет на голову выше, чем у каршеринга. «У кикшеринга нет многих стоп-факторов: не нужны права, инвентарь дешевле, и этот тот бизнес, с которым могут работать предприниматели с маленькой выручкой в небольших городах, чего не может позволить себе каршеринг, — перечисляет он. — Они не так зависимы от инфраструктуры и льгот, предоставляемых городами».
В качестве перспективного направления участники рынка называют сегмент «машина по подписке».
«Целый ряд игроков вышел в этом сегменте и показывает феноменальный рост, хотя это и рост от малых цифр», — согласен Дмитрий Калаев, партнер венчурного фонда «ФРИИ инвест». Рынок каршеринга также ждет дальнейшее обострение конкуренции и как следствие — консолидация и сделки. «Яндекс.Драйв» и Belkacar — компании, которые сейчас активно борются за показатели эффективности, — говорит Даниил Козлов. — Есть игроки, которые, наоборот, сжигают много денег, пытаясь забрать еще большую долю рынка. Но в целом это не самая лучшая стратегия: она работает, только пока есть стабильное финансирование в большом объеме».
О методике составления расчетов можно прочитать здесь.