Что такое классифайды, или шеринговые платформы?
Если в прошлом веке ненужные вещи сдавали в комиссионку или продавали на барахолке, то в 21 веке эти каналы сбыта стали скорее экзотикой. На смену им пришли классифайды, шеринговые платформы, или, если говорить проще, онлайн-доски объявлений. По сути, это все синонимы — ресурсы для размещения объявлений, разбитых на рубрики (автомобили, недвижимость, личные вещи, работа и прочее).
Первым российским классифайдом считается газета «Из рук в руки», которая выпускалась с 1992 года в печатном виде, а с 1997 года — в интернет-варианте. В мире одним из первых классифайдов является американский Craigslist.org, основанный в 1995 году. В 2004 году инвестором ресурса стал интернет-гигант eBay. По данным аналитической компании Research and Markets, в 2018 году Craigslist.org был самым посещаемым классифайдом в мире с ежемесячной аудиторией 60 млн человек, второе место в рейтинге в прошлом году занимал российский онлайн-ресурс «Авито». В декабре 2019 года, по оценкам «Яндекс.Радар», ежемесячная аудитория «Авито» достигла 46,4 млн пользователей. В России свои доски объявлений имеют также компании «Яндекс» и Mail.ru Group.
Согласно статистике, более 80% сделок в рамках классифайдов совершаются между частными лицами. По данным «Авито», рынок с2с интернет-продаж вырос за два года почти вдвое и составил 568 млрд руб. в 2019 году. Опрос частных продавцов (более 3 тыс. респондентов) показал, что 66% с2с-сделок в интернете проходят через «Авито». Основные товарные категории продаж — электроника и бытовая техника (23% сделок), одежда и обувь (18%) и детские товары (16%). Средний чек в 2019 году составил 3,2 тыс. руб.
Как ИИ помогает организовать работу шеринговых платформ?
Осталось ли что-то общее у шеринговых платформ с прежними досками объявлений, которые привычно располагались у автобусных остановок, метро и подъездов, или теперь речь идет о высокотехнологичных компаниях, использующих искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение?
Прибыль шеринговых платформ ежегодно растет двузначными цифрами, и новые технологии играют в этом не последнюю роль, ведь они призваны оптимизировать постоянно увеличивающиеся расходы.
К примеру, в «Авито» модерация полностью автоматизирована: 100% всех объявлений — а это примерно 3 млн версий в день — проверяются с помощью алгоритмов, из них до публикации доходит только 500 тыс. Такой объем не под силу человеку, и компании не рентабельно держать большой штат сотрудников, поэтому для этих целей и приходят на помощь технологии. Проверяются не только новые объявления, но и все отредактированные пользователем: человек после подачи объявления может войти в свой личный кабинет и как угодно изменить текст. Алгоритм проверки включает около 200 обучаемых или экспертных моделей, которые пытаются найти нарушения. Если их нет, то система допускает к публикации объявления. Если нарушения есть и система уверена в этом, происходит блокировка. В остальных случаях приходит на помощь человек.
Компания также использует систему анализа и распознавания изображений. Существует даже наука о том, как создать алгоритмы, которые анализируют изображения и ищут в них полезную информацию (ту, которая необходима роботу для ориентации по данным). Называется она Computer Vision, или компьютерное зрение. Вам достаточно открыть приложение «Авито» и сделать фото, а ИИ сам определит товар и категорию, где он должен быть размещен.
Благодаря технологиям классифайд-бизнесы могут максимально кастомизировать общение клиента с платформой. На «Авито» наглядным примером персонализации являются блоки рекомендаций пользователю. Когда он заходит на сайт, ему показываются рекомендации на главной странице объявлений. И это не просто набор случайных объявлений, например, iPhone, квартира и вакансия стажера, а то, что реально отвечает интересам пользователя. Подбор релевантного контента стал возможен благодаря Big Data — накопленной информации о пользователе, его поведении на сайте и предпочтениях.
Какие есть возможности у классифайдов, о которых не многие знают?
«Авито» развивает такое решение, как «автостратегия»: алгоритм, который сам управляет продвижением объявлений. Продавец получает возможность оптимизировать свои расходы и усилия и переложить на сервис значительную часть своих задач по продвижению объявления.
Еще один пример — создание аналитики для профессиональных клиентов, чтобы они могли понимать происходящее в их бизнесе. Аналитика позволяет строить воронки продаж, оценивать полностью все этапы, начиная с просмотров, — контакты, звонки и так далее. Для этого создан call-tracking, с помощью которого можно анализировать статистику по звонкам. Это позволяет оптимизировать процессы внутри компании.
Почему продавать и покупать с доставкой безопасней?
По данным опросов, проведенных «Авито» весной 2017-го и 2019 года, число продавцов и покупателей, живущих в одном населенном пункте, ежегодно падает: за два года этот показатель снизился с 72% до 56%. В марте 2018 года компания запустила услугу доставки в партнерстве с Boxberry, Тинькофф Банком и Qiwi, осенью того же года сервис стал доступен в пунктах DPD, а с лета 2019 года еще одним партнером выступила Почта России. В настоящий момент пользователям доступны более 5 тыс. пунктов выдачи и более 3,5 тыс. пунктов приема посылок в 650 городах России. Сервис доставки не только расширил возможности пользователей для покупки и продажи товаров, но и обеспечил безопасность сделок для обеих сторон: после того, как покупатель выбрал и оплатил на сайте товар, банк-партнер замораживает эту сумму. Деньги переводятся на карту продавцу только после того, как покупатель принимает товар.
За период с апреля 2018 года россияне совершили с помощью услуги доставки более 1 млн сделок на сумму 5,6 млрд рублей. Количество товаров, отправляемых за месяц, выросло в четыре раза, что свидетельствует о росте доверия пользователей к сервису.
Наибольшей популярностью пользуются комплектующие для компьютера: видеокарты, жесткие диски, процессоры и т.д. На втором месте оказалась женская одежда, за ней — запчасти для транспортных средств, мужская одежда и игрушки.
Доставка стала драйвером роста междугородней торговли — сейчас 92% посылок на «Авито» отправляются в другие населенные пункты.
Как заключать сделки на сайтах объявлений, чтобы избежать обмана?
В большинстве случаев мошеннические действия происходят за пределами шеринговых платформ. Недоброжелатели стараются перевести общение в сторонние мессенджеры, присылают смс-сообщения с фишинговыми ссылками, обманным путем по телефону стараются узнать персональные данные.
Модераторы сайтов объявлений каждый день блокируют множество сомнительных предложений и аккаунтов. Но мошенников не всегда можно обнаружить со стороны классифайда — многие схемы рассчитаны на прямое общение покупателя и продавца. Большую часть попыток мошенничества и обмана можно избежать, руководствуясь базовыми правилами безопасности, утверждают в «Авито».
- Убедитесь, что вы имеете дело с «Авито» или другой шеринговой платформой. Если при переходе по ссылке вас просят ввести телефон для получения доступа к онлайн-ресурсу, не делайте это. Со счета снимут деньги.
- Остерегайтесь слишком выгодных предложений. Если цена показалась чересчур низкой, прислушайтесь к интуиции — возможно, перед вами подделка или некачественный товар.
- Выбирайте товары, которые можно купить недалеко от дома. Если продавец требует предоплату и говорит, что товар находится в другой стране или городе, лучше найти того, кто готов встретиться с вами лично.
- Не сообщайте номер паспорта, банковской карты и другие персональные данные. Если вас пытаются переубедить — это первый признак того, что вы имеете дело с недобросовестными покупателями и продавцами.
- Встречайтесь с продавцом лично и в безопасном месте. Этот способ сводит к минимуму риск быть обманутым, вы самостоятельно сможете проверить качество товара.
- Внимательно проверяйте купюры при ярком свете, чтобы убедиться в их подлинности. Узнайте, как это сделать, на сайте ЦБ РФ.