Еще в мае Microsoft, Facebook и Spotify перевели большую часть своих сотрудников на удаленку — до октября или конца года. Российские компании также решили использовать гибридный подход, комбинируя дистанционную работу с походами в офис «по особым случаям».
Мы решили узнать у экспертов и представителей компаний, как трансформируются современные рабочие помещения и как меняются домашние пространства из-за массового перехода на удаленку.
Что изменилось в офисах
- Число сотрудников
После пандемии российский бизнес начал действовать по двум противоположным сценариям: либо массово переходить на удаленку, либо возвращать весь штат обратно в офис.
Так, некоторые компании сократили присутствие сотрудников в офисах до 15-30%. Например, в офис «Почты России» в Москве ежедневно приходит только 600 человек из 2 057, а в штаб-квартиру BestDoctor — 45 сотрудников из 190. На дистанционке у группы РБК сейчас работает 85% штата (1 100 сотрудников из 1 300).
Другие компании, напротив, вернули в офис практически всех членов команды. Например, «Лига Цифровой Экономики» выросла на 10% во время пандемии, и сейчас 70% ее штата (2 590 человек из 3 700) работает очно. Аналогичная ситуация — в дизайн-студии «Карфидов Лаб»: до карантина в компании работало 30 человек, теперь — 37 сотрудников, которые ежедневно ходят в офис.
- Офисная площадь
Расширение или сокращение офисных пространств остается на усмотрение компаний. Например, группа РБК планирует отказаться от трети занимаемой площади, а Accenture и «Тинькофф» уменьшать офисы не собираются.
При этом и «Тинькофф», и «Почта России» планируют переезжать в более просторные офисы в 2021 году. Это решение представители компаний приняли еще до эпидемии коронавируса, и карантин на него не повлиял. «Офис в ВЭБ-Арене на ближайшие пять лет мы проектируем уже исходя из того, что 25% наших сотрудников перейдут на удаленку на постоянной основе», — комментирует ситуацию представитель «Почты России».
- Новые технологии для доступа в офис
По словам директора по цифровой трансформации 3F Group Андрея Колпакова, безопасность персонала стала отдельным направлением в деятельности компаний. «Многие из них ввели постоянный мониторинг температуры и электронные паспорта здоровья», — говорит он.
С мнением Колпакова согласна Екатерина Ньюман — генеральный директор строительной компании Q1 Group: «Крупные компании увеличат инвестиции в SMART-системы: голосовое управление в лифтах, QR-коды при входе, проверку температуры, датчики чистоты воздуха и роботов-дезинфекторов».
Тем не менее, пока компании обходятся менее технологичными мерами. Например, во время пандемии московский офис «Почты России» полностью закрывался на санитарные дни, а сейчас — остается в дистанционном режиме и не вводит новых технологических «фишек».
В BestDoctor сотрудники, которые хотят появиться в офисе, предварительно заполняют заявку, проходят тестирование на COVID и после — получают разрешение на вход. Таким образом получается регулировать заполняемость рабочего пространства.
- Незакрепленные рабочие места
«Многие компании всерьез восприняли методику незакрепленных рабочих мест и agile-организацию пространств», — отмечает Вадим Журдан, сооснователь конструктора смарт-офисов KIT. Это мнение подтверждает опыт группы РБК: компания использует эту систему уже сейчас.
В новом помещении «Почты России» также предусмотрены коворкинговые пространства и рабочие места, доступные через онлайн-бронирование — time-sharing desks. «Офис позволит при необходимости выводить всю команду, например, в моменты подготовки больших отчетов или для проектирования нового продукта, но большую часть времени сотрудники смогут работать из дома или по смешанному графику», — говорит представитель компании.
По словам Олексея Ясинского, владельца строительной компании в Киеве, из-за стоимости ремонта бизнесу очень невыгодно создавать раздельные кабинеты, поэтому сейчас до сих пор преобладают планировки открытого типа — несмотря на эпидемиологическую обстановку.
Что изменилось в домах
- Возвращение кабинетов и офисов в гостиной
По словам Магды Кмиты, партнера архитектурного бюро Blank Architects, наличие уединенного рабочего пространства стало «практически обязательным условием комфортного дома».
Для больших квартир застройщики уже выделяют отдельные изолированные комнаты под кабинеты, а для стандартного жилья и помещений комфорт-класса — свободные ниши в гостиной, которые можно оборудовать под рабочее место.
По мнению Кмиты, популярность также могут обрести шумоизоляционные кабины для домашней работы — home-office со столом, стулом, светильником и подогревом на площади в 1 кв. м.
Как говорит Олексей Ясинский, изменения в домашней планировке наверняка повлияли на молодых ИТ-специалистов, маркетологов и фрилансеров, но для заказчиков от 35 лет — чаще всего уже состоявшихся предпринимателей — практически ничего не изменилось.
- Lifeworking
Как говорит Магда Кмита, девелоперы также обратили внимание на форматы lifeworking — коворкинги в жилых помещениях. «В ближайшем будущем в лобби жилых домов мы сможем увидеть шумоизоляционные кабины или диваны с высокими спинками и шумопоглощающими свойствами», — уверена она.
При этом, некоторые устраивают коворкинги прямо у себя в квартире. Например, Анастасия Головина, PR-специалист из США, работает вместе со своими соседями в одном помещении.
«Сейчас мы вчетвером делим двухэтажную квартиру, где первый этаж решили полностью переоборудовать в коворкинг. Скинулись на большую кофемашину, автомат для газирования воды, и регулярно закупаем снэки: в общем, у нас все как в настоящем офисе», — рассказывает девушка.
- Сохранятся ли изменения навсегда
Опрошенные эксперты и представители компаний единодушны во мнении, что пандемия изменила наши поведенческие привычки. Андрей Колпаков уверен, что тренд на удаленную работу сохранится, а внедрение автоматизации и роботизации будет обязательным условием устойчивости бизнеса в будущем.
По мнению Вадима Журдана, офисы станут скорее местом концентрации силы и взаимодействия людей, а не помещениями для работы. «Наша задача в том, чтобы сотрудник на постоянной удаленке мог почувствовать себя в офисном пространстве «своим», даже приезжая раз в месяц», — так объясняют в «Почте России» расширение зон для коллаборации и кофе-поинтов в новом офисе.
«Уже очевидно, что сотрудники станут более мобильными, команды ИТ-проектов будут еще больше географически распределены, а профессиональные различия между специалистами в столице и регионах — окончательно стерты», — резюмирует Андрей Солодилов, старший партнер Лиги Цифровой Экономики.
Вторая волна пандемии по-прежнему «удерживает» большинство сотрудников дома. Например, штат «Почты России» до сих пор работает удаленно — так же, как и московское подразделение «ЯКласс». В офис BestDoctor можно попасть только при наличии антител или отрицательного теста на коронавирус — при этом, почти все перешли на дистанционку.
По прогнозам Gartner, более 48% сотрудников компаний перейдут на удаленную работу — навсегда или на продолжительный срок после пандемии. Таким образом, большинство офисов «переедет» в квартиры, и интерьерных изменений вряд ли удастся избежать.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.