В 2018 году московский рынок коворкингов вырос почти в 1,5 раза — на 37 тыс. кв. м, в первом квартале 2019 года его объем составил 130 тыс. кв. м. По данным Cushman & Wakefield, сегодня Москва входит в десятку крупнейших европейских коворкинг-рынков. Очевидно, что развитие экономики совместного потребления, рост количества удаленных и фриланс-сотрудников, смена поколений на кадровом рынке будут провоцировать интерес к формату коворкингов и расширять их целевую аудиторию. Как ожидают аналитики, в 2019–2020 годах темпы роста составят 40% в год.
Тех, кто развивают сегодня рынок коворкингов, можно разделить на три группы:
- профессиональные международные операторы, которые арендуют пространство в бизнес-центрах, организуя там всю необходимую для резидентов инфраструктуру.
Выход мировых лидеров сегмента гибких офисов качественно меняет представление об этом сегменте, но проблема в том, что международных операторов, стремящихся в Россию, пока совсем не много и едва ли они могут сформировать достаточное предложение.
- владельцы офисной недвижимости, которые, столкнувшись с вакансией, решают переформатировать площади под этот новый бизнес-формат — без привлечения профессиональной сервисной компании;
- российские операторы коворкингов.
Среди них есть весьма статусные компании (например, «Технониколь» миллиардера Игоря Рыбакова развивает коворкинги под брендом SOK), а также небольшие игроки, которые арендуют помещения в самых разных объектах (от офисных центров до стрит-площадей и лофтов) и организуют там разные по качеству и по целевой аудитории коворкинги. Примечательно, что именно российские операторы пробуют развивать нишевые проекты, например, дизайн-коворкинги, архитектурные площади, медиапространства и т.д.
За нашу практику работы с коворкингами приходилось видеть сметы и в 20 тыс. руб. за 1 кв. м и в $1 тыс. — с барными стойками, игровыми и релакс-зонами, террасами для кофе. Сами операторы всегда задаются вопросом, как найти правильное соотношение цены и качества при проектировании коворкинга. И каким должен быть гибкий офис, чтобы, с одной стороны, он удовлетворил целевую аудиторию, а с другой стороны, вписался в бизнес-модель собственника и не пустил его по миру.
Полную версию материала смотрите на сайте «РБК Pro» по ссылке ниже.