Что такое phygital и как это работает?
Phygital — это сочетание английских physical и digital, то есть «физический» и «цифровой». Это промежуточный этап на пути к полностью виртуальным офисам, магазинам и сервис-центрам.
На входе клиентов идентифицирует система распознавания лиц (с их согласия) и сразу получает все нужные данные: ФИО, счета и карты, подключенные сервисы. Все документы хранятся в облаке, их можно пересылать сразу на почту или смартфон — это экономит до 10 т бумаги в год.
Сотрудники могут общаться с клиентом в любом удобном месте внутри офиса. Все операции, запросы и услуги тоже происходят онлайн, через приложение. Там же можно посмотреть, насколько загружен офис, чтобы спланировать визит.
В конце июня Microsoft решил закрыть все розничные точки и полностью перейти на онлайн-формат.
В ближайшем будущем от офисов и вовсе можно будет отказаться. Исследования показывают, что около 70% сотрудников работают удаленно минимум один раз в неделю. В период пандемии показатели выросли многократно. На первый план теперь выходят технологии и онлайн-сервисы, поэтому больше нет смысла вкладываться в дорогую аренду, оборудование и интерьер. Пока офисы не исчезли, самое время перестроить их под новую реальность.
Какие технологии меняют офисы уже сегодня
Мобильное рабочее место — то, о чем мы писали в самом начале: когда ты можешь свободно перемещаться внутри офиса и прилегающих пространств. Такую организацию еще называют hot desk — «горячий стол». Для этого пригодятся набирающие силу сети 5G. Они обеспечат высокоскоростной интернет и помогут объединить умные устройства, ноутбуки и смартфоны в единую сеть. Это позволит запускать презентацию на проекторе из любой точки, отправлять документы на печать со смартфона, передавать фото и видео в Full HD за секунды. А еще — настраивать рабочую среду под себя.
Есть онлайн-сервисы, которые «заточены» специально под удаленные команды. Они помогают объединить в единую систему фрилансеров и тех, кто работает в офисе. Например, INFINCE — облачная платформа, где можно создавать и вести проекты, общаться, обмениваться документами, хранить файлы. Похожим образом устроена Webex Teams от Cisco — платформа для обмена сообщениями и файлами, с виртуальными рабочими столами и онлайн-конференциями.
В цифровом офисе пространство — это не просто рабочее место или интерьер, а интерактивная среда. Например, вместо электронной рассылки — цифровые доски, куда выводятся корпоративные новости и объявления. Их можно персонализировать: так, чтобы для каждой группы или сотрудника сообщения были разными.
Еще один канал оповещения — виртуальный консультант с персонализированным аватаром. Он обращается к каждому лично, при этом следует определенным алгоритмам и заменяет живого HR-специалиста или администратора. С ним можно пообщаться, получить нужную информацию или документы, а также — заказать технику и расходники.
Такой виртуальный помощник есть у Сбербанка: он консультирует клиентов и отвечает на запросы в соцсетях.
Другой интересный тренд — виртуальные переговорные или конференц-залы. В них можно будет проводить обычные и онлайн-совещания с элементами VR и AR. Это сделает презентации и отчеты максимально реалистичными, а видеоконференции будут мало отличаться от живых.
С помощью лазерных устройств можно проектировать изображение в 4К на любую поверхность, добиваясь максимальной четкости — даже при дневном свете.
Контроль доступа тоже станет мобильным. Камеры и сканеры с биометрией применяют уже сегодня: чтобы распознавать и пропускать сотрудников по лицу или отпечаткам пальцев. Вполне возможно, что их дополнят носимые гаджеты — вроде умных браслетов — которые будут служить не только пропуском, но и трекером. С их помощью работодатель сможет контролировать рабочее время, а сотрудники — получать оповещения и доступ к корпоративным онлайн-сервисам.
Сами здания будут другими. Уже сейчас самые технологичные компании строят офисы, которые подстраиваются под изменения температуры и освещения, помогают улучшить акустику или, наоборот, погасить шум извне. А еще в них используют цветовое и световое зонирование пространства для разных задач.
Чтобы в офисе было еще комфортнее, на помощь придет искусственный интеллект. Специальные алгоритмы с распознаванием эмоций помогут сотрудникам расслабиться и вовремя сделать перерыв. Умные системы могут регулировать температуру, закрывать и открывать окна и шторы, включать кондиционер, разбрызгивать воду и освежитель.
Внутренние приложения и сервисы могут следить за тем, как загружены столовые, кухни и другие помещения. Они предложат лучшее время для обеда, помогут забронировать переговорную или зал для презентаций с любого устройства.
Как изменятся офисы после пандемии
Если масштабные инновации — перспектива ближайших лет, то бесконтактные офисы востребованы уже сейчас.
- Во время карантина компании перешли на удаленную работу, и для многих стало очевидно: онлайн-сервисы — это способ выжить в любых условиях.
- Крупные компании стремятся обеспечить необходимую дистанцию и меры предосторожности для сотрудников. Они перестраивают внутреннее пространство, закупают роботов-дезинфекторов, устанавливают сканеры температуры на входе. На помощь приходят приложения, которые отслеживают контакты зараженных вирусом.
- Возможно, скоро в офисах появятся станции гигиены и медицинского контроля, а также — отдельные зоны для изоляции. Причем все это уже сегодня можно полностью автоматизировать: есть роботы, которые заменяют медсестер, сервисы телемедицины и другие технологии.
- Станут актуальны электронные системы доступа и управления — чтобы лишний раз не дотрагиваться до поверхностей. Открывать двери и запускать лифт или включать кофемашину можно будет с помощью распознавания лиц или специального приложения на смартфоне.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.