Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как мы будем отдыхать этим летом: тренды пост-вирусного туризма

Ситуация с коронавирусом повлияла на все сферы жизни, но индустрию путешествий она изменит особенно сильно. О том, что будет с внутренним туризмом и как мы проведем отпуск этим летом, рассуждает Артем Кромочкин

Об эксперте: Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды в «Авито Недвижимости».

Почему мы ожидаем всплеск внутреннего туризма?

Среди возможных последствий пандемии — переоценка внутреннего туризма, который может на какое-то время стать наиболее массовым видом отдыха, рост популярности самостоятельных путешествий, более активное использование авто и железнодорожного транспорта, а также всплеск интереса к новым видам путешествий — например, медицинскому туризму и длительным самостоятельным поездкам, совмещенным с работой.

Скорее всего внешние границы будут закрыты как минимум до осени. В конце мая текущего года премьер-министр Михаил Мишустин призвал россиян не торопиться планировать зарубежные поездки, чтобы минимизировать риски заражения. Лоукостер «Победа» пообещал, что в июне вернется к работе и временно снизит цены на билеты в три раза. На многие даты из Москвы в крупные российские города можно будет улететь менее чем за 1 тыс. руб. Поэтому в первую очередь люди будут путешествовать внутри страны.

Как обещают российские власти, карантинные ограничения в России будут сниматься постепенно. Поэтому вначале люди, уставшие от самоизоляции, начнут совершать короткие поездки внутри своего региона или в соседние области, преимущественно на машине. Долгое время жители российских мегаполисов даже на уикенд предпочитали выезжать в Европу, при этом собственная страна для многих оставалась неизученной. Самое время это исправить и, наконец, побывать в Суздале, Екатеринбурге, Владивостоке и Томске. Из-за того, что во внутренний туризм вернутся миллениалы, стоит ждать роста популярности непляжных направлений: туров на Крайний Север за северным сиянием, поездок в горы и к различным природным достопримечательностям, отдыха в кемпингах и, возможно, экстремального туризма.

Мишустин посоветовал отдыхать в России. Куда можно поехать на машине? Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

Проведенное в мае этого года исследование «Авито Недвижимости» показало, что 45% россиян уже изменили свое отношение к внутреннему туризму: почти две трети участников опроса (63%) планируют путешествовать по России, как только закончится карантин.

Staycation теперь и в России

Практика искать места и возможности для отдыха, не уезжая далеко от дома, появилась задолго до начала эпидемии. В англоязычной прессе сейчас активно используется термин staycation (от англ. stay — оставаться, vacation — отпуск) — способ провести отпуск или короткие каникулы, сменив привычный образ жизни и распорядок дня без обязательного перелета на самолете — например экскурсия по городу, короткий поход в лес. Часто жители мегаполисов с удивлением обнаруживают, что даже в своем родном городе или области есть огромное количество мест, где они никогда не были. В целом можно ожидать, что загородный отдых, кемпинг, поездки на природу и городские прогулки будут чаще оцениваться людьми как полноценное путешествие, а не просто передышка на майские праздники. Также станет больше поездок в межсезонье. Откладывать путешествие в целом и ждать лета в пост-вирусную эпоху — рискованно.

Квартиры вместо отелей

По мере того, как в различных регионах страны будут сниматься ограничения, люди начнут постепенно возвращаться к более длительным поездкам. Естественно, туристы постараются максимально себя обезопасить и продолжат социально дистанцироваться даже во время отпуска. А именно: по возможности путешествовать на личном автомобиле, если этот вид транспорта недоступен — на поезде, а не на самолете, останавливаться в квартирах и апарт-отелях вместо гостиниц, готовить самим, а не ужинать в ресторанах.

Что делать с посуточной арендой квартир во время пандемии

То, что подобные варианты отдыха набирают популярность, видно из статистики по загрузке апарт-отелей и посуточной аренды квартир. Во время локдауна они чувствуют себя даже лучше, чем гостиницы. По данным компании Cushman&Wakefield, загрузка апарт-отелей составляет 30% (при уровне рентабельности 25%), в то время как у гостиниц 5-7%.

То, что интерес к краткосрочной аренде квартир и апартаментов растет, видно из данных «Авито». Вплоть до середины марта мы отмечали стабильный спрос со стороны пользователей посуточной аренды. Затем рост относительно прошлого года остановился, изменение год к году составило 0%. С введением карантина, активность пользователей резко снизилась, так как было совершенно не понятно, как долго продлится локдаун и как планировать будущие поездки. На пике (в первых числах апреля) наблюдалось падение в два раза относительно прошлого года, весь апрель показатели были примерно на 40% ниже уровней 2019 года.

Возвращение спроса на краткосрочную аренду

С 25 апреля интерес людей к путешествиям начал медленно восстанавливаться, но это был скорее отложенный спрос, люди в основном присматривали варианты на будущее. На вторые майские праздники спрос достиг уровня прошлого года, но первая рабочая неделя после праздников все равно прошла с отставанием на 20% от показателей 2019 года. Окончательно спрос восстановился к 23 мая, после чего продолжил расти. Это вселяет надежду на то, что туристический сезон в этом году все-таки состоится, пусть и в меньшем объеме, чем в прошлом году.

Из-за появления доступных сервисов для планирования путешествий, например агрегаторов скидок на билеты и отели, значительное число россиян «распробовали» короткие самостоятельные поездки и готовы рассматривать более сложные варианты. Популярность будут набирать длинные одиночные путешествия, часто совмещенные с работой. В таком случае люди стремятся арендовать квартиры и апартаменты, чтобы их образ жизни предельно приближался к образу жизни местного населения — кто-то называет такие путешествия мини-эмиграцией. Так же как местные, человек ходит в супермаркеты, готовит еду, посещает нетуристические рестораны и т.д. Популярности такого формата путешествий способствует и то, что многие компании, как в России, так и по всему миру, озвучили планы оставить сотрудников на «удаленке» как минимум до осени. Facebook, к примеру, вообще объявил, что часть сотрудников может продолжить работать из удаленного офиса неограниченное время.

В новых условиях больше людей будут планировать свои поездки самостоятельно, по сути создавая кастомизированные туры под свои потребности, как это делали раньше агентства верхнего ценового сегмента. Это также приведет к росту спроса на аренду квартир и апартаментов, так как этот тип жилья позволяет добиться существенно большей гибкости при планировании поездки — можно арендовать квартиру именно в том месте, где тебе нужно, а не в туристическом районе, или большой дом для нескольких семей и т.д.

Постепенно люди будут возвращаться к планированию больших зарубежных поездок, но из-за опасения повторных вспышек вируса и введения новых ограничительных мер многие путешественники станут выбирать страны, откуда проще улететь в Россию — в первую очередь на территории СНГ. Уже сейчас многие агентства предлагают дополнительные возможности страхования, например, возврат стоимости туров в случае возникновения любых форс-мажорных ситуаций. В будущем вероятно появление новых страховых продуктов, ориентированных на большую защиту путешественников.

До начала распространения вируса многие россияне планировали отпуск и покупали билеты за полгода и более, нынешняя ситуация отменяет эти привычки и горизонт планирования путешествий сильно меняется. Большинство поездок в этом году будут организованы спонтанно. Половина года уже почти пройдена, теплых дней во многих регионах осталось немного, поэтому россияне при первой возможности отправятся путешествовать.

Россияне стали чаще покупать автодома во время пандемии COVID-19

Дистанция для туриста

Во всем мире изменятся стандарты обеспечения безопасности путешественников — от пустых сидений в поездах до ресторанов, где посетителей смогут обслуживать роботы. Например, Американская ассоциация отелей и гостиниц (AHLA) опубликовала свои рекомендации по безопасному пребыванию гостей, которые разработала вместе c сетями InterContinental, Accor, Marriot и Walt Disney. Они, в частности, предписывают установить санитайзеры во всех помещениях отелей, обеспечить дистанционное заселение, и исключить часть персонала, в том числе коридорных, парковщиков и ресепшн.

Для большинства людей изменится сам подход к выбору вариантов отдыха. Вряд ли кому-то в ближайшее время придет в голову планировать поездку на крупные праздники и туристические события, например, на Венецианский карнавал, либо же на период цветения сакуры в Токио, зато более популярными могут стать другие виды поездок, скажем, медицинский туризм. Россияне и раньше лечились в других городах, например, из-за разницы цен в регионах на медицинские услуги, в том числе стоматологию. Однако такая вещь как оздоровительный туризм большинством молодых людей воспринималась как некий атавизм «советского» прошлого. При этом «цивилизованный» современный оздоровительный туризм хорошо развит в ряде стран: в Израиле, а также отчасти в Китае и Турции. Российские игроки могут рассчитывать на возрождение этой отрасли, если им удастся обеспечить клиентам необходимый уровень сервиса.

Путешествия после пандемии: подорожают ли билеты и отели Фото:272447 / Pixabay

Я уверен, что в любом случае большинство людей не станет путешествовать меньше, но сама индустрия сильно изменится, и не только из-за новых санитарно-эпидемиологических требований. К сожалению, снижение доходов населения из-за пандемии неизбежно — это приведет как к росту спроса на дешевые туры и направления, так и к росту требований к качеству сервиса, поскольку на курорты эконом-класса начнут попадать люди, привыкшие к премиальному сервису.

Россия — страна с огромным туристическим потенциалом. По числу природных центров притяжения, архитектуре и историческим объектам она не отстает от лидеров мировой туристической индустрии и последствия пандемии дают возможность реализовать этот потенциал. Но для этого нужно обеспечить очень большой прогресс в развитии инфраструктуры и качества сервиса.


Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: