Что делать с посуточной арендой квартир во время пандемии

Что делать с посуточной арендой квартир во время пандемии
Краткосрочная аренда жилья — самый прибыльный вид рентного бизнеса. По данным «Авито Недвижимости», всего в России около 170 тыс. жилых объектов, которые сдаются посуточно

Весной 2020 года ограничения, введенные из-за коронавируса, привели к закономерному снижению спроса на рынке. Но компании, управляющие такими объектами, могут превратить этот кризис в окно возможностей. Что нужно для этого сделать?

Об эксперте: Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости».

Сократите расходы

Первый и самый важный шаг — договориться с собственниками недвижимости о новых условиях сотрудничества. В идеале — получить арендные каникулы и оплачивать только «коммуналку», пока действуют карантинные ограничения. Или, как минимум, снизить размер платы на ближайшие два-три месяца.

Еще один вариант — уйти от фиксированной арендной ставки и платить владельцам процент от выручки. Это позволяет компании разделить риски с собственником и сохранить объект в своем управлении.

В обычной ситуации на такие условия согласились бы немногие. Но коронакризис затронул всех. Большинство собственников это понимают и готовы идти навстречу.

Кроме того, для оптимизации расходов стоит перевести горничных и прачек на сдельную оплату труда. Параллельно — проанализировать рекламные бюджеты и оставить только самые эффективные каналы, которые привлекают арендаторов даже в кризис.

Экономика шеринга Без определенного места сожительства: шеринг на рынке недвижимости

Увеличьте сроки аренды

Часть объектов можно перевести в среднесрочную или долгосрочную аренду, чтобы недвижимость не пустовала. Такой подход дает возможность управляющим компаниям компенсировать расходы на платежи собственнику.

Несмотря на кризис, сегодня есть масса желающих снять квартиру на срок от одного до двух-трех месяцев. Многим людям, перешедшим на удаленку, неудобно работать из дома — мешают супруги, дети или ремонт. И если бюджет позволяет, они ищут квартиру в пределах своего района, чтобы использовать ее как личный офис. Вдобавок некоторые иностранцы застряли в России из-за отмены полетов: им тоже нужно где-то жить.

Даже на фоне пониженного спроса управляющие компании имеют преимущество перед обычными агентствами недвижимости — возможность сдавать квартиры без комиссии для клиента.

Чтобы наши клиенты-посуточники могли быстрее пересдать часть объектов на более длительные сроки, мы предложили им за 1 руб. разместить квартиры в категорию долгосрочной аренды. Одновременно все эти объекты можно сохранить и в разделе посуточной аренды, принимая брони на будущее.

Но не забудьте заранее предупредить арендаторов, что сроки аренды увеличены временно, и прописать условия расторжения договора. Иначе в дальнейшем возможны недопонимания и конфликты.

Пересмотрите портфель объектов

Почти у любой управляющей компании в портфеле есть разные по уровню ликвидности объекты. Самые востребованные — например, недорогие квартиры у метро — можно оставить в краткосрочной аренде и постараться привлечь в них постояльцев. Чуть менее интересные — перевести в среднесрочную и долгосрочную аренду.

Фото:Shridhar Gupta / Unsplash
Экономика шеринга Какие важные мелочи стоит учесть при проектировании коворкинга

А вот от неликвидных объектов — прежде всего, слишком дорогих или требующих больших вложений квартир — стоит временно отказаться.

Цены на квартиры в центре Москвы сейчас снизились практически вдвое — с 3,5 тыс. до 1,7—2 тыс. руб. в сутки. Но, например, в районе Третьего транспортного кольца падение уже не такое драматическое — с 2—2,5 тыс. до 1,5—1,7 тыс. руб. за сутки проживания. Поэтому управляющим компаниям стоит подумать о том, чтобы сместить часть предложения в сторону эконом-сегмента.

Займитесь автоматизацией

Коронакризис и стагнация рынка — самое время, чтобы заняться тем, до чего раньше не доходили руки. В первую очередь, цифровизацией и автоматизацией процессов — внедрением PMS-систем, IP-телефонии. Большинство решений для посуточной аренды достаточно недорогие. У многих есть триальный период: можно подключить, попробовать и оценить эффективность.

Еще один перспективный инструмент — системы электронных замков, которые позволяют клиентам заселяться без личного присутствия арендодателя. Человек просто получает код на телефон, открывает дверь и размещается. С помощью таких замков можно впустить сотрудника для уборки, а заодно и проконтролировать, сколько времени у него уйдет на работу.

Пандемия рано или поздно закончится, но она неизбежно повлияет на привычки потребителей, которые теперь стараются сократить число личных контактов. И даже в таком «оффлайновом» сегменте, как аренда жилья, будущее — за бесконтактным заселением и онлайн-операциями.

Экономика инноваций Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса

Сохраняйте спокойствие

В любом бизнесе есть те, кто паникует, и те, кто в любой ситуации ищет возможности для развития. Среди клиентов, с которыми мы общаемся, большинство настроены спокойно. Они как раз и занимаются теми мерам, которые я перечислил — сокращение расходов, оптимизация, цифровизация.

Если последовать их примеру, к моменту окончания карантина компании получат преимущество на рынке и усилят свои позиции.

В целом я уверен, что после окончания пандемии для посуточной аренды наступят неплохие времена. Из-за курса доллара жители России будут чаще выбирать отдых внутри страны, предпочитая его поездкам за границу. Да и не факт, что границы сразу откроют. А значит, нас ожидает сезон активного внутреннего туризма, который обеспечивает посуточникам значительную часть выручки.

На мой взгляд, это хороший повод не унывать и сделать все, чтобы к окончанию кризиса стать намного сильнее и эффективнее, чем до него.

Как справляются с ситуацией участники рынка

Тимофей Медяков, совладелец сети апартаментов Abri Luxe (Пермь):

«Поскольку большинство гостиниц и отелей в регионе закрыты, клиенты, которые раньше пользовались услугами гостиничного сектора и продолжают ездить в неотложные командировки, теперь снимают квартиры посуточно. То же самое касается людей, которые привыкли останавливаться у друзей и знакомых: из соображений безопасности они предпочитают арендовать жилье.

Поэтому, несмотря на коронавирус и самоизоляцию, небольшой поток клиентов все еще есть. Из шести наших квартир одна-две постоянно заняты. Но чтобы обеспечить даже такую небольшую загрузку, приходится прилагать массу усилий и активно использовать цифровые инструменты.

В отличие от многих коллег в Перми, у нас работает собственный сайт с формой онлайн-бронирования. Контекстную рекламу, которую мы всегда использовали, мы перенастраиваем на объявления внутри региона. Кроме того, запустили таргетированную рекламу на территории Перми. Плюс применяем инструменты прямого маркетинга, напоминаем постоянным гостям о себе, используя системы управления продажами. Также делаем особый акцент на безопасности: проводим дезинфекцию помещений и постельного белья, тем самым максимально снижая риск для здоровья гостей.

Во всех каналах онлайн-бронирования мы стараемся организовать какие-то акции и спецпредложения, чтобы быть более заметными, выделяться среди конкурентов. Хотя бронирований немного, люди кликают на рекламу, заходят на сайт. Причем глубина просмотра страниц на сайте стала больше, чем ранее. Пользователи внимательно изучают объекты и тщательно выбирают жилье, обращая внимание на обеспечение его безопасности.

Таким образом, отклик от аудитории есть, потенциальные клиенты проявляют заинтересованность в наших объектах. Но окончательные выводы об эффективности всех принятых мер можно будет сделать ближе к лету».

Анна Мирошниченко, основатель управляющей компании и сервиса краткосрочной сдачи в аренду жилья LOVEAP.ART:

«Мы предлагаем собственникам снизить размер арендных платежей или временно от них отказаться. Примерно половина владельцев соглашаются предоставить финансовые каникулы на время пандемии. В таком случае, даже если мы никогда не оплачивали коммунальные услуги, сейчас эти 7-8 тысяч рублей в месяц за «коммуналку» мы полностью берем на себя. Иначе это было бы несправедливо по отношению к собственнику.

Если квартира очень интересная и выгодная для нас, а владелец не готов временно отказаться от дохода, стараемся перейти от фиксированных платежей к схеме «процент от оборота». В каких-то случаях удается договориться о выплате собственнику от 25% до 50% оборота с объекта.

Параллельно мы оптимизируем расходы, в том числе на будущее. Отказываемся от неликвидных объектов и вместо них находим более интересные варианты. С этой точки зрения очень интересен сегмент VIP-жилья, который сильнее всего пострадал от пандемии.

Например, обычно квартира на Тверской улице в Москве стоит от 65 тыс. руб. Но сегодня можно найти такой объект за 50 тыс. руб. в месяц и даже договориться с собственником о 50%-ной оплате на период пандемии. А на будущее — зафиксировать ежемесячный платеж на уровне 55 тыс. руб. Когда рынок начнет приходить в норму, наш доход с такого объекта будет выше, чем если бы мы арендовали его после пандемии.

Как правило, собственники готовы сдавать объекты по более низким ценам, ведь в Москве и Подмосковье мало кто приезжает на просмотры: у частных агентов и потенциальных жильцов просто нет для этого пропусков. Мы же работаем легально, наши подрядчики имеют статус самозанятых, поэтому управляющая компания может оформить на них пропуска и организовать сделку».

Анна Мирошниченко — о том, как устроен бизнес краткосрочной аренды жилья

Дмитрий Калинин, соорганизатор Ассоциации сервисных апартаментов:

«В центре Москвы сейчас заполняемость квартир с посуточной арендой не превышает 20—30%. Для столицы это очень плохо, москвичи не привыкли к таким заработкам, поэтому многие консервируют свои объекты или сдают в долгосрочную аренду.

В Санкт-Петербурге ситуация похожая. Загрузка в центре и спальных районах составляет те же 20—30%. Но в отличие от москвичей, питерцы продолжают работать даже при таком невысоком уровне дохода.

У тех, кто сдает жилье в пригороде, дела обстоят достаточно неплохо. Причем и в долгосрочной, и в среднесрочной, и в посуточной аренде. Из-за сложной финансовой и эпидемиологической ситуации часть клиентов старается переехать в пригород или хотя бы на окраины. Поэтому в данном сегменте спрос в основном сохранился, а в загородной недвижимости — даже вырос.

Универсальных решений для рынка, позволяющих преодолеть сложившуюся ситуацию, на сегодня нет. Каждая компания ищет свои варианты, но пока удачных примеров единицы.

Лучше всего себя сейчас чувствуют те, у кого есть хорошая база потенциальных клиентов. Компании, которые держали относительно высокий уровень сервиса и внимательно работали со своей аудиторией, находятся в более выгодном положении. По примерным оценкам, таких на рынке от 15% до 25%.

Но многие смотрели на краткосрочную аренду как на простой способ заработка без всяких вложений. Таких игроков стало особенно много после Чемпионата мира по футболу 2018 года. Однако они до сих пор не смогли ни выстроить рекламу и продажи, ни обеспечить нормальный сервис.

Все ждали, когда эти игроки, наконец, уйдут, и сейчас они оказались в критическом положении. Поэтому ситуацию с коронавирусом можно воспринимать не только как кризис, но и как здоровое очищение рынка краткосрочной аренды жилья».


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Обновлено 24.04.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть