Что такое FemTech
FemTech — это направление, к которому относятся устройства, приложения, диагностические инструменты, продукты и услуги, которые используются для решения проблем женского здоровья. Сюда входят менструальное, репродуктивное, сексуальное здоровье, здоровье матери и менопауза. FemTech-компании также создают разработки, связанные с состояниями здоровья, которые непропорционально влияют на женщин и мужчин, например, аутоиммунные расстройства, мигрени и сердечно-сосудистые заболевания.
«Когда от 80% до 90% людей с заболеванием или расстройством — женщины, то это проблема женского здоровья», — говорит Бриттани Баррето, соучредитель и исполнительный директор некоммерческой организации FemTech Focus. — Болезнь может по-разному проявляться у мужчин и женщин, и это необходимо учитывать при создании диагностических инструментов».
Кто придумал направление
Введение термина FemTech приписывают датской предпринимательнице Иде Тин, соучредительнице и генеральному директору Clue — приложения для отслеживания менструального цикла. Вместе с появлением сервиса в 2013 году Ида отметила, что FemTech — это новое глобальное направление, которое удовлетворяет потребности женского здоровья с помощью технологий. Вслед за стартапом предпринимательницы рынок виртуальных менструальных календарей стал расширяться. С каждой разработкой дневники дополнялись новыми функциями — например, у приложения Glow появилась возможность синхронизировать данные с сервисами Fitbit или Apple Health, чтобы женщина могла составить общую картину о состоянии своего здоровья.
FemTech-рынок развивается, но недостаточно
Согласно отчету Rock Health, венчурной компании, которая поддерживает стартапы в области цифрового здравоохранения, за первое полугодие 2021 года американские проекты, обслуживающие женщин, привлекли $1,3 млрд. Это почти вдвое больше, чем $774 млн, собранных в течение 2020 года.
Всего глобальный рынок FemTech в декабре 2021 года оценивался в $22 млрд, а эксперты прогнозируют его рост со скоростью 15% в течение следующих пяти лет. По данным Frost & Sullivan, рынок цифрового здравоохранения для женщин к 2025 году составит $50 млрд. Исследователи связывают такую вспышку активности с более широким распространением телемедицины, технологическим прогрессом и растущим вниманием к потребностям и репродуктивной функции женщин.
Профессор Нора Колтон, директор UCL Global Business School for Health:
«Во-первых, с начала пандемии количество решений в области цифрового здравоохранения резко увеличилось, и мы видим все признаки того, что эти инновации продолжат расширяться, чтобы и дальше удовлетворять потребности населения в здравоохранении. Во-вторых, сегодня потребители гораздо лучше осведомлены о возможных болезнях, поэтому все больше людей ищут устройства, которые помогут им самостоятельно контролировать свое здоровье. Помимо этого, растет осознание того, что женское здравоохранение было исключено из большей части исследований, и эту историческую ошибку необходимо исправить».
Несмотря на то, что женщины составляют половину населения и принимают 80% решений о покупках в сфере медицины, с 2011 года FemTech-компании получили только 3% от всего финансирования цифрового здравоохранения. В развивающихся странах разговоры о женском теле и здоровье все еще табуированы, а мировая медицина совсем недавно перестала быть мужецентричной. Тестирования на женщинах долгое время не проводились, так как изменения гормонального фона и наличие менструации якобы искажали результаты исследований. И только последние десятилетия особенности женской физиологии не исключают женщин из поля зрения, а побуждают ученых создавать новые решения для охраны их здоровья.
Почему FemTech важен?
- Делает помощь доступнее. Виртуальные клиники, службы доставки устройств напрямую потребителю, приложения, связывающие пользователя с медработником делают медицинское обслуживание ближе, доступнее и удобнее.
- Облегчает уход за собой. Устройства, гаджеты, трекеры помогают женщинам проводить простые, но важные манипуляции на дому, лучше следить за своим самочувствием и контролировать показатели здоровья.
- Обращается к стигматизированным темам. FemTech-компании поднимают темы, которые когда-то считались, а где-то до сих пор являются табу — например, сексуальное здоровье, менструация и менопауза. FemTech дает возможность без стыда говорить о естественных процессах женского организма и пользоваться технологичными продуктами для заботы о себе.
- Уменьшает проблему гендерного неравенства в технологиях. Помимо освобождения женщин от гендерных стереотипов, FemTech продвигает и признает талантливых и достойных женщин-ученых, а также предоставляет им больше возможностей для трудоустройства.
7 приложений и устройств, которые женщины используют сегодня
- Flo — это приложение, которое поддерживает женщин и всех людей, у которых есть менструации, на каждом этапе их репродуктивного цикла. Сервис помогает отслеживать течение менструации, прогнозировать овуляцию, подготовиться к зачатию, запланировать беременность, поддерживать здоровье во время материнства и менопаузы. Проект в 2015 году запустили предприниматели и братья Юрий и Дмитрий Гурские. Сегодня приложением пользуется больше 200 млн людей по всему миру.
- Amma pregnancy tracker. Приложение для беременных женщин помогает фиксировать и анализировать изменения в организме, напоминает женщине о записи к врачу, контролирует рост живота и прибавку в весе, дает советы по питанию, физическим нагрузкам и даже отслеживает схватки. В описании предусмотрительно указано, что приложение не предназначено для медицинского применения и не может заменить консультации квалифицированного врача. Сервис в 2019 году разработал Евгений Жихарев. Приложением пользуются более 10 млн женщин из разных стран, а на рынке FemTech это одно из самых популярных и активно развивающихся приложений.
- Мое Здоровье: образ жизни. Календарь здоровья для женщины и всей семьи. В дневнике можно отслеживать и фиксировать давление, пульс, вес, прием лекарств, менструальный цикл, ведение беременности и здоровье женщины в целом.
- Juno Bio. Британские исследователи разработали тест микробиома влагалища в домашних условиях. Пользовательницы могут заказать тест на дом, сделать вагинальный мазок, отправить образец в лабораторию и получить полный отчет в личном кабинете о наличии или отсутствии патологий. Авторы стартапа заявляют, что качественный уход за влагалищем должен быть доступным для каждой женщины и при этом «не обходиться в кругленькую сумму». Также разработчики добавляют, что их продукт не является медицинским и не заменяет поход к врачу, а направлен на поддержку здоровья женщин.
- Oovа. Единственный домашний тест, который измеряет лютеинизирующий гормон и прогестерон. Он точно определяет фертильное окно и овуляцию, благодаря чему женщина может планировать беременность. Проект был создан в сотрудничестве с больницей Маунт-Синай в Нью-Йорке врачом, который лично столкнулся с трудностями бесплодия.
- Coroflo. Эта FemTech-компания разработала монитор грудного вскармливания, позволяющий матери контролировать объем молока, который поступает к ребенку. Устройство подключается к приложению для смартфона, позволяет пользователям отслеживать в режиме реального времени, сколько грудного молока потребляет ребенок, и как это соотносится с тем, сколько потребляют дети того же возраста.
- Niramai Thermalytix. Устройство для диагностики рака молочной железы решает острую проблему среди женщин в Индии — здесь большинство случаев рака груди выявляют лишь на поздней стадии, причем 90% из них можно было бы вылечить при ранней диагностике. Гита Манджунат, генеральный и технический директор компании Niramai, разработала устройство в 2016 году, после того, как две ее родственницы в молодом возрасте умерли от слишком поздно обнаруженного рака молочной железы. Thermalytix позволяет обнаружить рак груди, сочетая технологии термографии и искусственного интеллекта. Женщинам не нужно раздеваться и позволять дотрагиваться до своего тела. Во время осмотра пациентку никто не видит. Она заходит в будку, проводит там примерно 15 минут, а на выходе результаты уже готовы. Такая процедура стоит 1500 рупий (около 1100 руб. на момент публикации). Это относительно недорого — например, УЗИ в Индии стоит около 3500 рупий.
FemTech также открывает возможности партнерства для старых игроков в традиционных секторах. Лидер косметической отрасли L’Oréal, например, недавно объявила о партнерстве с приложением Clue для отслеживания менструального цикла, чтобы больше узнать о взаимосвязи между здоровьем кожи и менструальным циклом. Поскольку направление FemTech активно набирает обороты, заинтересованные стороны внутри и за пределами экосистемы здравоохранения могут придать продуктам для женского здоровья дополнительный импульс.