Что такое экофеминизм, и как женщины по всему миру помогают планете

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Защитницы лесов Индии, отважные активистки провинций Кении, рейнджерки в Африке — почему в экоповестке все больше и больше женщин?

Для многих компаний увеличение числа женщин среди сотрудников становится одним из приоритетов в ESG-стратегии развития. Считается, что их включение в принятие ключевых корпоративных решений не только позволяет быстрее двигаться в сторону гендерного равенства, но и делает компанию более устойчивой.

Так, согласно исследованию Глобальной организации труда (GLO), в государствах с большим числом женщин в парламенте принимается больше экоинициатив, а в бизнес-среде они чаще продвигают устойчивые стратегии развития, а также увеличивают расходы на здравоохранение и образование.

Интересно и отношение общества к связи защиты окружающей среды с гендерной принадлежностью. Ученые Пенсильванского университета выяснили, что многоразовые сумки для покупок и прочие атрибуты экотематики считаются в обществе исключительно женскими.

Гендерные различия в отношении к изменению климата, выявленные среди широкой общественности, позволяют предположить, что женщины больше осведомлены об изменении климата и обеспокоены им, чем мужчины — отсюда и возникло движение экофеминизма.

Что такое экофеминизм и когда он возник

Фото: Martyn Aim
Фото: Martyn Aim

Экофеминизм — это общественное движение, сторонники которого борются одновременно за права женщин и защиту природы. Концепция заключается в проведении связи между гендерным неравенством и ухудшением экологической ситуации.

Впервые термин использовала в 1974 году французская писательница и феминистка Франсуа де Бонн в произведении Le Féminisme ou la Mort («Феминизм или смерть»). Она писала о проблеме угнетения и контроля женщин мужчинами, которые приведут к перенаселению планеты и резким негативным изменениям в природе.

По мнению де Бонн, основная задача экофеминизма — формирование в обществе уважительных партнерских взаимоотношений, в которых главенствуют забота и пропорциональное распределение обязанностей.

Фото:Pexels
Зеленая экономика Как связаны экология и феминизм: «Зеленый» подкаст РБК Трендов

Как климатические изменения влияют на женщин

Изменение климата приводит к росту насилия в отношении девочек и женщин. Исследователи Международного союза охраны природы (IUCN) считают, что ухудшение состояния окружающей среды усиливает гендерное насилие в регионах.

Глобальное потепление оказывает давление на ресурсы, поскольку экстремальные погодные условия (жара, засуха, наводнения и штормы) становятся все более частыми и разрушительными. Из-за этого страдают и беднеют многие районы, возникает безработица, голод, которые вынуждают людей обращаться к не всегда законным способам заработка (браконьерство, работорговля и т.д.).

В этой ситуации особенно сильно страдают женщины, у которых в неблагополучных районах зачастую нет земельных и законных прав, поэтому они уязвимы для эксплуатации. В некоторых общинах девушки выходят замуж в совсем раннем возрасте, потому что их семьи сталкиваются с трудностями, которые усугубляет изменение климата.

Женщины и девочки в неблагополучных регионах обременены поиском воды и дров, дефицитных из-за засухи, и это увеличивает для них вероятность насилия.

Гендерная эксплуатация (насилие в семье, сексуальные посягательства, принуждение к проституции, принудительные и детские браки) препятствует способности человечества преодолевать кризисы. Торговля людьми растет именно в тех районах, где к природным ресурсам относятся безответственно и потребительски.

Существует прямая связь между гендерным насилием и экологическими преступлениями, такими как браконьерство и незаконная добыча ресурсов. Исследование Массачусетского общества по предотвращению жестокого обращения с животными (MSPCA) и Северо-Восточного университета (США) доказывает, что люди, склонные к проявлению жестокости в отношении животных, могут представлять опасность и для людей.

Одна из причин — потеря чувствительности к негативной ситуации: участие или наблюдение за неоднократными актами жестокости в отношении к животным делает бесчувственными как правонарушителя, так и свидетеля. А это значит, что в странах, где игнорируется браконьерство и истощение ресурсов планеты, спускается с рук и насилие.

Тем не менее проекты, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды или решение климатического кризиса, демонстрируют признание этих проблем (хотя бы на начальном уровне). Во многих из них участвуют женщины, которым небезразлична судьба планеты.

Отряд «Акашинга», Зимбабве

Отряд Акашинга.
Отряд Акашинга. (Фото: National Geographic)

С 2017 года в Зимбабве охраной природы занимается специальный отряд женщин-рейнджеров «Акашинга» («храбрые» на языке шона) — подразделение Международного фонда борьбы с браконьерством (IAPF). Его основал Дэмьен Мандер — бывший австралийский снайпер и военный водолаз. Он планировал собрать команду, которая будет бороться с браконьерством и защищать дикую природу Африки.

Изначально Мандер думал, что в отряд вступят только мужчины, но оказалось, что многие женщины готовы пожертвовать жизнью, защищая природу. Чтобы стать рейнджерами и быть готовыми к экстремальным ситуациям, они проходят жесткую подготовку по образцу тренировок спецназа, учатся обращению с оружием, преодолевают голод, истощение, холод и сырость.

Благодаря поддержке проекта женщины-рейнджеры (большинство из которых сталкивались с насилием) получили возможность покупать недвижимость и строить дома, отправлять детей в школу, получать водительские права, заканчивать среднюю школу и поступать в колледж, полностью обеспечивать себя и свои семьи.

Согласно данным IAPF, за время существования «Акашинги» на территории национального парка «Фундунду» в радиусе 34 тыс. км² на 80% сократилось браконьерство и в четыре раза увеличилась численность растений и животных дикой природы.

Попадая в команду рейнджеров, женщины ощущают себя нужными, зарабатывают собственные деньги (около $400 в месяц, что в четыре раза превышает среднюю зарплату в Зимбабве), а у многих впервые появляется дружная семья. Их задача — не просто поймать браконьеров, но и обучить местное население бережному отношению к диким животным.

Каждый день в отряд вступают новые участницы, основная цель IAPF — нанять более 2 тыс. женщин-рейнджеров к 2030 году для защиты 120 тыс. км² дикой природы Африки.

Движение «Зеленый пояс», Кения

Фото: Green Belt Movement
Фото: Green Belt Movement

Движение «Зеленый пояс» (Green Belt Movement) было основано профессором Вангари Маатаи в 1977 году. Из-за обезлесения, вызванного незаконной вырубкой и засухой в Кении, местным женщинам приходилось искать дрова в отдаленных от деревень территориях, а это значит, что у них было меньше времени на уход за домом, урожаем и детьми.

Женщины столкнулись с деградацией окружающей среды: засухой ручьев, вырубкой лесов и отсутствием продовольственной безопасности. За всем этим стояли проблемы бессилия перед властью и утраты традиционных ценностей, которые не позволяли сообществам защищать свои права.

Чтобы решить эти проблемы, профессор Вангари Маатаи основала женское движение в области охраны окружающей среды, чтобы расширить права и возможности общин в Кении.

«Зеленый пояс» призвал сельских женщин работать вместе: сажать деревья, сохранять дождевую воду, обеспечивать группу продовольствием и дровами.

С 1977 года участники движения высадили более 51 млн деревьев на водоразделах в высокогорье, на частных и общественных землях, в школах и даже на военных территориях в Кении.

«Зеленый пояс» занимается улучшением продовольственной безопасности и сбора воды, участвует в разработке системы оценки выбросов CO2 в лесах, восстанавливает прибрежные земли, а также помогает женщинам и детям — за несколько лет в Кении было открыто более 5 тыс. детских садов.

Участники движения также формируют экосознание у населения: проводят семинары по гражданскому и экологическому просвещению в сельских сообществах и школах, обучая основам осознанного потребления. Они рассказывают местным жителям о том, почему им не хватает свободы действий для изменения своих политических, экономических и экологических реалий.

Движение «Чипко», Индия

Фото: Google
Фото: Google

Экологические проблемы решают и женщины Индии. Они организовали общественное движение «Чипко», использующее ненасильственный метод сатьяграхи (прикрепление себя в знак протеста к деревьям, которые собираются срубить).

Движение возникло в Гималаях из-за возрастающего беспокойства населения быстрым сокращением лесов. Женщины, отвечающие исключительно за выращивание урожая, животноводство и воспитание детей, потеряли все, что у них было. Всему виной наводнения и оползни из-за обезлесения.

Первая известная акция прошла в 1973 году. Группа крестьянок из деревни организовала протесты, чтобы предотвратить вырубку деревьев и вернуть себе традиционные права на леса.

Очень быстро сотни подобных акций прошли по всему штату Уттар-Прадеш (север Индии). За одно десятилетие движение распространилось по всей Индии. К 1980 году протесты «Чипко» одержали крупную победу: они добились 15-летнего запрета на коммерческую вырубку зеленых насаждений в гималайских лесах в нескольких штатах.

Это движение вдохновило многих людей проводить мирные протесты, чтобы предотвратить вырубку лесов и защитить окружающую среду.

Спустя многие десятилетия в Индии продолжаются акции протеста в духе движения «Чипко». Так, в 2021 году более сотни жителей снова пытались остановить вырубку более 2 тыс. деревьев для расширения туристического маршрута, а с апреля 2022 года несколько маленьких деревень борются за спасение 841 га леса.

Как экофеминизм помогает планете

Климатический кризис негативно сказывается на коренных народах, которые зависят от традиционных занятий (рыбалка, охота, собирательство и др.).

Коренные жители, или аборигены, есть на каждом континенте: это около 5 тыс. самых разных культур, которые составляют более 6% населения планеты (476 млн человек в 90 странах). Вероятность того, что представители коренных народов живут в крайней нищете, почти в три раза выше, чем среди некоренного населения.

Люди ежедневно сталкиваются с трудностями недостаточной продовольственной безопасности, голода. И женщины коренных народов стараются решать их своими силами.

Например, жительницы Эквадора выращивают фруктовые сады без химикатов, чтобы адаптироваться к изменениям климата. В Панаме женщины объединились в общины, чтобы решить проблему голода и восстановить продовольственную безопасность. Активистки же Венесуэлы борются за сохранение лесов и биоразнообразия.

Стоит отметить, что экологические и гендерные проблемы взаимосвязаны, их нужно решать одновременно и комплексно. Такие проекты помогают обществу перейти от потребительского поведения к осознанному, меняя отношение к окружающей среде, ресурсам и женщинам постепенно на партнерское и уважительное.

25 октября РБК проведет второй ESG-конгресс ответственного бизнеса. Среди основных тем конгресса — мировые практики ESG, их внедрение, ESG-стандарты, регионы-драйверы ESG-инициатив.

Обновлено 06.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть