Рейтинг: какие корпорации в России успешнее всего работают со стартапами

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Исследовательский проект «Барометр», являющийся частью инвестиционной компании A.Partners, выпустил ежегодный рейтинг российских корпораций по работе с открытыми инновациями
Время на чтение: 5–7 минут

Открытые инновации — технологические решения или продукты, которые разработаны вне научных отделов корпораций и не получены путем сотрудничества с другими крупными компаниями. Зачастую источниками таких решений являются стартапы или отдельные предприниматели.

Предыдущее издание рейтинга от июня 2020 года.

В качестве критериев активности компаний был выделен ряд инструментов:

  • акселератор;
  • корпоративный акселератор;
  • внешний акселератор;
  • окно инноваций;
  • венчурная студия;
  • бизнес-инкубатор;
  • инвестиции в проект;
  • покупка проекта (M&A);
  • работа с зарубежными инновациями;
  • работа с молодежными инновациями;
  • хакатон/конкурс.

С полной версией методики подсчета можно ознакомиться по ссылке.

Корпорации за последние несколько лет стали важными игроками рынка инноваций в разных ролях. Крупнейшие компании выступают как стратеги, инвесторы, партнеры, клиенты по отношению к технологическим стартапам. По результатам исследования «Стартап Барометр 2021», 84% стартапов уже работают или собираются работать с корпорациями. При этом предприниматели стали значительно выше оценивать заинтересованность корпораций в работе со стартапами по сравнению с 2019 годом и началом 2020 года.

За 2020 год общая доля используемых инструментов значительно выросла (с 74 до 113), при этом стали видны различия в подходах корпораций к работе с инновациями. Одни корпорации стремятся выстроить отношения со стартапами через различные программы отборов, обучения и поддержки, а другие делают упор на инвестиции и M&A стратегию.

Лидеры общего рейтинга

  1. МТС
  2. Сбербанк
  3. «МегаФон»
  4. Газпромбанк
  5. «Газпромнефть»
  6. Х5 Group
  7. ВТБ
  8. Kaspersky
  9. Mail.ru Group
  10. «Ростех» и ММК
  11. «Северсталь»
  12. «Билайн»
  13. «Татнефть»
  14. «Лента» и «Крок»
  15. «Открытие»

С полной версией рейтинга можно ознакомиться по ссылке.

ИТ и телеком

  1. МТС
  2. «МегаФон»
  3. Kaspersky
  4. Mail.ru Group
  5. «Билайн»
  6. «Крок»
  7. «Ростелеком»
  8. Softline
  9. «Яндекс»

МТС, «МегаФон» и Kaspersky — самые активные игроки данной отрасли. По итогам 2020 года на их долю приходится более 70 пилотов, отобранных на различных программах. При этом их деятельность была направлена не только на проекты собственной специализации, но и на стартапы из особо пострадавших от пандемии сфер, таких как туризм.

Сфера информационных технологий и телекоммуникаций стала самой передовой в области использования открытых инноваций: корпорации не только отбирают решения для покрытия своих потребностей в технологиях, но и создают условия для развития стартапов, внося вклад в предпринимательскую среду. Причина — в специфике отрасли, так как ИТ само по себе прочно связано с инновациями и цифровизацией, при этом имеет короткий путь до потребителей. Это создает благоприятную почву для тестирования гипотез, запусков пилотов, масштабирования проектов, и, как следствие, для поддержки предпринимательства.

Фото:Юлия Спиридонова для РБК
Экономика инноваций Александр Соболев: «Успешный пилот окупает два года работы со стартапами»

Банки и финансовые корпорации

  1. Сбербанк
  2. Газпромбанк
  3. ВТБ
  4. «Открытие»
  5. Внешэкономбанк
  6. АФК «Система»

Высокую конкуренцию ИТ и телекому составляет банковско-финансовая сфера. Это обусловлено схожими причинами: большая потребительская база и относительно простые процессы создания и внедрения инноваций.

«Сбер», Газпромбанк и ВТБ становятся тройкой лидеров финансового сектора. «Сбер» обладает уже достаточно развитой экосистемой по работе со стартапами, что позволяет изобретать существенно новые продукты, такие как Growth-Lab. Этот инструмент помогает предпринимателям развивать свой бизнес с помощью дизайн-спринтов (не вошел в рейтинг этого года). При этом среди банков только Газпромбанк и ВТБ работают с внешними командами в рамках венчурных студий. Общее число запущенных пилотов — около 50.

Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС
Индустрия 4.0 Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать

Промышленность и логистика

  1. «Газпромнефть»
  2. «Ростех» и ММК
  3. «Северсталь»
  4. «Татнефть»
  5. РЖД
  6. ТМК
  7. «Росатом»
  8. НЛМК
  9. «Сибур» и «Лукойл»
  10. «Кировский завод»
  11. «Почта России»
  12. «Норильский никель»
  13. «Русал»
  14. En+ Group

Промышленные корпорации идут достаточно близко друг к другу. Они обладают более развитой сетью разнопрофильных дочерних предприятий, чем другие отрасли, что делает их инновационную деятельность достаточно обширной.

Такая ситуация объясняется несколькими факторами. После развития концепции Индустрии 4.0 многие промышленные предприятия взяли курс на цифровизацию, и теперь эта отрасль острее всего испытывает потребность в технологических решениях и инновациях. При этом разработка технологий и последующее их внедрение требует больших ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных. Внешние стартапы или команды без знания «внутренней кухни» предприятия и узкой экспертизы в промышленных процессах не всегда могут предложить подходящее для промышленности решение. Это значительно затрудняет развитие экосистемы по работе с открытыми инновациями.

Ретейл

  1. Х5 Group
  2. «Лента»
  3. «ВкусВилл» и «Магнит»
  4. «Сафмар»

Ретейлу необходимы достаточно узконаправленные решения, что влияет на предложение со стороны рынка предпринимательства.

В рейтинге, составленном за 2019 — начало 2020 года, отрасль была представлена всего двумя корпорациями, а спустя год в рейтинг вошли пять сетей розничных товаров. Х5 Group и «Лента» (1 и 2 место) — самые крупные участники, ведущую активную деятельность не только на российском рынке, но и на зарубежном.

Пищевые корпорации

  1. ЭФКО

Эту отрасль представляет компания ЭФКО — за прошедший год она использовала три инструмента, ведя при этом активную внутреннюю инновационную деятельность.

Инструменты по работе с открытыми инновациями

Акселератор неизменно остается главным инструментом по работе с внешними инновациями. Закрепившаяся практика акселерации позволяет упростить организацию, при этом получить максимальный положительный выход для корпорации и внести вклад в рынок.

Хакатон — все еще самый часто используемый инструмент по работе с инновациями. Краткосрочность и простота его реализации позволяют быстро найти решение «цифровых» кейсов, но при этом делают невозможным решение сложных технологических проблем, поэтому при организации хакатонов или иных конкурсных программ на первое место постепенно начинает выходить поиск талантливых кадров, способных создавать инновации внутри предприятия, нежели сам отбор инновационных решений.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое хакатоны и зачем они нужны разработчикам и компаниям

Бизнес-инкубаторы и попавшие в этом году в рейтинг венчурные студии по-прежнему организуются реже всего. По результатам опросов и исследований, запуск пилота приносит какой-либо ощутимый результат только через полтора-два года от начала запуска. При этом бизнес-инкубаторы и венчурные студии работают преимущественно с идеями и проектами на самых ранних стадиях их развития.

Заинтересованность в работе с технологическими компаниями не только со стороны ИТ-компаний, но и со стороны промышленных компаний и производств указывает на происходящую прямо сейчас цифровую трансформацию во многих отраслях, и работа со стартапами, грамотная M&A-стратегия корпораций может стать конкурентным преимуществом в ближайшем будущем.

Обновлено 29.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть