Ориентация на Восток и киберпротезирование: итоги-2022 на рынке MedTech

Фото: Freepik
Фото: Freepik
По итогам 2022 года MedTech-рынок вырос почти на 30%. Как изменились запросы населения, какие бизнес-модели выдержат конкуренцию и стоит ли стартапам ожидать господдержки

Материал подготовлен на основе рейтинга агентства Smart Ranking.

Телемедицина впереди: рост сегментов по итогам 2022 года

  • Объем MedTech-рынка по топ-40 крупнейших компаний во втором полугодии 2022 года составил 11,33 млрд руб. — на 39,36% больше, чем в первом полугодии.
  • Объем рынка в 2022 году составил 19,46 млрд — на 27,71% больше, чем в 2021 году.

Все сегменты рынка (телемедицина, устройства, онлайн-обучение медработников, исследования, платформы разработчиков ПО) показали рост год к году в диапазоне от 11,9 до 41,4%.

Большую часть рынка во втором полугодии 2022 года, как и в целом в 2022 году, по-прежнему занимает сегмент телемедицины — во втором полугодии он составил 51,1% от объема выручки топ-40 и заработал за этот период 5,79 млрд руб. Отойдя от стадии «заморозки» первого полугодия, вызванной санкциями и экономическим кризисом, с третьего по четвертый квартал сегмент вырос на 29,74%, а общая выручка сегмента за год выросла на 41,4% по сравнению с 2021 годом. Стоит учитывать, что сегмент телемедицины очень разношерстный и включает в себя как классические телемедицинские компании, предоставляющие дистанционные консультации врачей, так и сервисы, предоставляющие цифровой ДМС как услугу, а также платформы онлайн-психотерапии, стремящиеся к тому, чтобы стать ядром телемедсистемы в b2b-сегменте.

В 2022 году большинство компаний сталкивались с проблемами с цепочками поставок, платежами, заморозкой контрактов, дефицитом квалифицированных кадров, однако эти сложности в большей степени затрагивали первое полугодие — во второй половине 2022 года большинство компаний адаптировались к новой реальности и оптимизировали внутренние процессы.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как растет MedTech в мире и что будет с российским рынком после санкций

Гибридные продукты, дистанционный мониторинг, бионические протезы и ДМС: лидеры по выручке и росту

Позиции топ-3 рейтинга по итогам 2022 года немного изменились. На первой строчке закрепился бессменный лидер — телемедицинский сервис «СберЗдоровье», общая выручка которого за год составила 5,2 млрд руб. и выросла год к году на 40,5%. Вторую строчку по-прежнему занимает телемедицинский сервис «Доктис», выручка которого в 2022 году составила 1,3 млрд руб. и выросла год к году на 40,9%.

Генеральный директор «РТ-Доктис» («дочка» «Доктис» и «Цифромед») Сергей Лежнин отмечает: несмотря на то что во втором квартале компания столкнулась со сложностями и перестраивала маркетинговую активность, «Доктис» задала новый тренд на рынке и первой в России запустила дистанционный мониторинг здоровья пациентов с онкологическими заболеваниями на платформе «Гостелемед». Там же запустился еще один большой проект — дистанционный мониторинг пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, больных ковидом, а также беременных женщин, в том числе с помощью медицинских гаджетов.

Сергей Лежнин:

«Дистанционный мониторинг назначает пациенту врач, если видит в этом необходимость. Он производится или в виде роботизированного обзвона пациентов, или с помощью медицинских гаджетов, которые передают данные врачу. Все показания систематизируются, и врач видит их на экране своего девайса в виде графиков».

Третью же строчку занимает сервис онлайн-обучения медработников «Актион Медицина» — лидер своего сегмента, выручка которого за год составила 1,2 млрд руб., увеличившись год к году на 16,2% благодаря институциональным изменениям — отмене моратория на аккредитацию врачей, вызвавшей взрыв продаж.

Лидером роста за год стал новый участник рейтинга — MedTech-стартап, входящий в группу «Ренессанс Страхование», Budu, выручка которого выросла за год на 528,57% и составила 616 млн руб. А лидером роста между третьим и четвертым кварталом стала компания «Моторика», разрабатывающая бионические протезы, — ее выручка в четвертом квартале выросла на 126% и составила 283,3 млн руб. Андрей Давидюк, генеральный директор «Моторики», рассказал, что весь последний год компания расширяет дистрибуцию на рынках Индии и Юго-Восточной Азии, стран ШОС и ЕАЭС, продолжая наращивать объемы продаж в этом направлении.

Фото:David Rodrigo / Unsplash
Индустрия 4.0 Госконтракты и жара: опыт развития бизнеса на Ближнем Востоке

Психологическая помощь и поставки с Востока: как MedTech справился с турбулентностью

Как отмечает генеральный директор «СберЗдоровья» Денис Швецов, в целом в 2022 году потребность в качественной медицинской помощи у людей и компаний осталась на том же высоком уровне, изменились только запросы. Например, уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией снизился, но врачи, которые помогают преодолевать последствия болезни, по-прежнему востребованы — это неврологи, кардиологи и другие специалисты. По его словам, в b2b-сегменте усилился запрос на гибридные медицинские продукты — решение посещать врача очно или онлайн экономит время сотрудников и средства бизнеса на оказание помощи. Еще одним важным изменением в запросах стал усилившийся тренд на оказание ментальной помощи сотрудникам.

Денис Швецов:

«В 2022 году мы стали предлагать больше сервисов, которые касались психологической поддержки. Как итог, примерно каждый четвертый контракт включал в себя решения психологической помощи».

Улучшением качества психологической помощи занимались во втором полугодии и профильные площадки. Операционный директор сервиса «Ясно» Анна Никулина рассказала, что компания столкнулась с волной большого объема запросов о психологической поддержке от бизнеса: «Это увеличило нагрузку на команду и потребовало ее расширения, но увеличило и рост бизнеса. Наше корпоративное направление выросло в 3,5 раза за 2022 год. Мы не меняли наш core-продукт. Напротив, нам удалось запустить все дополнения, которые были запланированы. Среди них — парная психотерапия (для партнеров, друзей, родственников) и мобильное приложение для iOS и Android». В свою очередь, главный конкурент «Ясно» — площадка онлайн-психотерапии Alter, как отмечает ее CEO Рамиль Альшин, внедрила собственную систему видеосвязи. Для психотерапии вопросы масштабирования и эффективности становятся все более актуальными: по наблюдениям психологов Alter, состояния, которые беспокоят клиентов, все чаще переходят в хронические формы — многие демонстрируют симптомы депрессии и ПТСР.

Со сложностями столкнулся сегмент исследований — цены на реагенты в рублях выросли, многие поставщики прекратили отношения с российскими компаниями, увеличилась стоимость привлечения клиентов из-за потери ранее эффективных рекламных каналов. Трансформировались бизнес-процессы, пришлось изменять цепочки поставок с Запада на Восток и осваивать новые социальные сети для продвижения бренда.

Конкуренция, господдержка и новые правила: как будет развиваться рынок в 2023 году

Хотя MedTech в России динамично развивается, до зрелости индустрии еще далеко: многие люди уже знают о цифровой медицине, однако реально пользовались услугой только 8% россиян. Сегодня игрокам рынка, по словам CEO Budu Джейхуна Рахметова, необходимо «обучать» пользователей, готовиться к конкуренции и постоянно доказывать ценность своих услуг.

Джейхун Рахметов:

«Мы прогнозируем, что конкуренция в 2023 году будет только расти, хотя это во многом будет конкуренция по цене. Игрокам, которые хотят развиваться на рынке, нужно будет научиться предлагать пользователям качественный медицинский продукт по привлекательным ценам. Компаниям для успешного развития необходимо объединять три основные компетенции: медицинскую, ИТ и страховую. Те, кому не хватает экспертизы в той или иной сфере, ищут партнеров, покупают технологии, активно нанимают специалистов. Прослеживается четкий тренд на рост компаний-лидеров за счет более мелких игроков: не все смогли найти свою нишу и бизнес-модель, монетизировать интересные идеи, поэтому маленькие стартапы продают свои технологии. На мой взгляд, это полезно для рынка — пользователи получают качественный продукт и ответственный бизнес».

Активному развитию MedTech в России, по словам CEO Budu, может помочь либерализация законодательной базы. Генеральный директор «Этнамеда» Андрей Барсуков отмечает, что для части участников рынка возникнут проблемы финансирования — иностранные инвесторы обходят РФ, а российские весьма осторожны: «В то же время между участниками рынка, имеющими возможность работы с государственными бюджетами различного уровня и средствами ОМС, продолжится борьба с использованием лобби».

В свою очередь поддержать стартапы в феврале 2023 года призвал генеральный директор компании «Моторика» Андрей Давидюк, который предложил на очной встрече с президентом Владимиром Путиным создать орган, который мог бы градировать стартапы и оказывать им поддержку от государства, чтобы сделать венчурные проекты более привлекательными для инвесторов. Андрей Давидюк рассказал Smart Ranking, что в будущем рынок продолжит локализоваться и разворачиваться на восток: «Увеличится господдержка — не только для MedTech, но и для стартапов в целом».

Разворот рынка на восток подчеркивают также в «Актион Медицине». Дмитрий Зацепин рассказал: новое официальное разрешение ремонтировать медизделия с использованием неоригинальных запчастей означает, что теперь обслуживающие компании смогут ввозить китайские и любые другие комплектующие из-за рубежа и зарабатывать на ремонте дорогих медицинских изделий, на которые раньше была монополия производителя.

Дмитрий Зацепин:

«Оборот рынка запчастей должен вырасти. Доля импортного медоборудования в российских клиниках в 2022 году достигала 80%. В стране около 2,5 тыс. компьютерных томографов, которые каждые пять-десять лет нуждаются в замене рентгеновских трубок. В период пандемии из-за перегрузки оборудования ресурс трубок сокращался до полутора лет».

С 1 марта 2023 года в трех регионах России (Москве, Московской и Белгородской областях) стартовал пилотный проект по онлайн-продаже рецептурных лекарств. По словам Дмитрия Зацепина, это значит, что вырастет рынок специального ПО — электронных рецептов, электронных регистров, баз данных о здоровье пациентов. В то же время вырастет спрос на информационную безопасность таких сервисов.

Генеральный директор медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Денис Швецов ожидает, что объем MedTech-рынка продолжит расти не только в 2023 году, но и в последующие периоды: «Это произойдет в основном за счет фокуса на цифровизации сектора здравоохранения в целом и роста спроса на медицинскую поддержку сотрудников со стороны корпоративных клиентов, а также проникновения технологий в регионы».

Обновлено 28.03.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть