Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
По прогнозам McKinsey, к 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы. Разбираемся, что они собой представляют и зачем их создавать
1

Все строят какие-то экосистемы. Что это такое?

Определение экосистем бизнес позаимствовал из биологии. Этот термин в 1930-х годах ввел британский ботаник Артур Тэнсли. Экосистемой он назвал локальные сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям.

Как работают экосистемы

В начале 1990-х годов бизнес-стратег Джеймс Мур перенял эту концепцию и предложил рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как представителя бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. «Как и ее биологический аналог, бизнес-экосистема постепенно переходит от случайного набора элементов к более структурированному сообществу», — отмечал Мур.

Сегодня экосистемы описывают как динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. При этом, как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.

Алексей Петунин, управляющий директор по работе с партнерами и быстроразвивающимися компаниями в России и СНГ, SAP CIS:

«Клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду, быть частью комьюнити. Например, есть сторонники систем Apple или Android, есть те, кто носит только Adidas или Nike. Быть частью такой экосистемы бренда — это как прийти в семейный ресторан где-нибудь в Европе, куда люди ходят годами, где все другу друга знают, обмениваются новостями и чувствуют, что им там рады. Сможете создать такой «ресторан» — вы выиграли».

2

Какие компании могут создать свою экосистему?

Практически любые. Среди самых успешных примеров — компания Apple. Она сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг — от Apple TV и iTunes до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.

Свои экосистемы активно развивают производители гаджетов и электроники

  • Apple: iPhone, iPad, MacBook, Mac Pro, iMac, Apple Watch, iPod, AirPods, Apple TV, колонка HomePod, подписка на все сервисы, умный дом Home Kit, платежная система Apple Pay.

Как работает экосистема Apple

  • Xiaomi: смартфоны, ноутбуки, часы, колонки, телевизоры, приставки, электросамокаты, умный дом Mi Home, все его элементы — начиная от бытовой техники и освещения. заканчивая умными замками и даже кошачьими туалетами.

Как работает экосистема Xiaomi

  • Huawei: смартфон как главное устройство экосистемы, гаджеты, элементы умного дома, офисная и бытовая техника, интеллектуальная экосистема Huawei Seamless AI Life.

Презентация «умных» гаджетов Huawei

  • Honor: смартфон как главный хаб экосистемы, ноутбуки, часы, наушники.

Презентация «умных» гаджетов Honor

  • «Яндекс»: умные колонки и умные розетки, единая экосистема сервисов — такси, доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник.

Как работает «умный» дом «Яндекса»

Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Лучшие системы «умного» дома для новичков».

Еще один яркий кейс — китайская Alibaba, которая включила в свою экосистему розничную торговлю, платежи и даже кредитный скоринг.

По такому пути идут не только представители ИТ-индустрии. Автомобильные гиганты BMW и Daimler запустили совместный проект под названием You Now с участием нескольких стартапов. Они планируют развивать сервисы городской мобильности для 60 млн клиентов по всему миру. Сюда входят услуги каршеринга, парковки, вызова такси, зарядки для электромобилей и приложение для мультимодальных перевозок.

Александр Ведяхин, первый зампред правления Сбербанка:

«В центре экосистемы находится клиент с его ежедневными потребностями — от желания вкусно пообедать или посмотреть фильм до необходимости отправить посылку. Но речь не только о физических лицах. Другие два направления развития экосистемы — услуги для государства и бизнеса».

Похожие инициативы запускают правительства и государственные ведомства. Например, власти Канады хотят объединить отраслевые компании и исследовательские организации в общую сеть аэрокосмических инноваций. А в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства. В ней клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.

Как компании формируют мир внутри наших гаджетов: подкаст РБК Трендов.

Но самые масштабные экосистемы, как правило, формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.

3

Какие бывают экосистемы?

Аналитики выделяют два основных типа экосистем.

  • Первый из них строится вокруг решений: участники создают или предоставляют пользователю продукт за счет координации разных компаний. Сюда можно отнести проект BMW и Daimler, которые совместными усилиями формируют продукт для потребителя.
  • Второй тип — это экосистемы транзакций. Они связывают участников и потребителей через общую (как правило, цифровую) платформу. К этому типу относятся в том числе экосистемы «Сбера» и «Яндекса».

Читайте также: Как создать инновационную экосистему: опыт Сбербанка, «Северстали» и МТС

4

Чем экосистемы отличаются от других бизнес-моделей?

По мнению экспертов BCG, у экосистем есть несколько важных отличий.

  • Модульный принцип

В отличие от вертикально-интегрированных или иерархических схем, в экосистемах компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое. Обычно клиент сам выбирает, какие опции использовать и каким образом их комбинировать.

В этом смысле сервисы экосистемы похожи на приложения для смартфонов. Некоторые из них предустановлены, но большинство можно выбрать и загрузить самостоятельно.

  • Кастомизация

Когда компания работает на открытый рынок, она ориентируется только на свои возможности и запросы своих потребителей. Но в экосистеме продукты должны быть взаимно совместимыми. Это означает, что если в нее, например, входит производитель видеоигр, то каждую новую игру придется адаптировать к общей платформе.

  • Многосторонние отношения

Участников экосистемы связывают отношения, которые нельзя разложить на совокупность двусторонних взаимодействий. К примеру, входящий в систему маркетплейс или сервис по доставке одновременно сотрудничает с поставщиками, платежными системами, разработчиками приложений и другими игроками.

  • Координация

Экосистема — слишком сложный механизм, чтобы пытаться управлять им «сверху вниз» и контролировать все из одной точки. Вместо этого здесь используют механизмы координации — прежде всего, через внедрение общих стандартов, правил и процессов.

Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud:

«Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений. Это множество разных компаний с различными потребностями и продуктами. Но им нужен универсальный набор инструментов, позволяющих решать основные технологические задачи».

5

Когда появились первые бизнес-экосистемы?

Бизнес начал создавать то, что сейчас называют экосистемами, задолго до появления самого термина.

К примеру, организация Lloyd’s of London ведет свою историю с XVII века. Это полноценный страховой рынок, где встречаются участники корпорации и заключают договоры страхования и перестрахования. Сейчас в организацию входит больше 1 тыс. корпоративных участников и несколько сотен индивидуальных, а также агенты, сертифицированные брокеры и отраслевые синдикаты.

В XX веке собственные экосистемы создавали крупные автопроизводители, такие как Toyota или Volkswagen. Они объединяли поставщиков и дистрибьюторов в огромные горизонтальные сети.

Но современный тренд на создание экосистем появился в середине 2010-х годов, рассказывали в Accenture. Эту тенденцию задавали ИТ-гиганты.

В тренде на развитие экосистем находятся не только ИТ-гиганты и финтех-корпорации. Например, единую экосистему строит и крупнейший распространитель всероссийских государственных лотерей «Столото».

В 2014 году китайская площадка для электронной коммерции Alibaba вышла на IPO, которое стало одним из самых крупных в истории. В проспекте ценных бумаг, где компания излагала свою философию, видение и стратегию роста, слово «экосистема» встречалось 160 раз.

Пример Alibaba воодушевил многие бизнесы. Теперь экосистемы упоминаются в годовых отчетах в 13 раз чаще, чем десятилетие назад. Как правило, речь идет о цифровых экосистемах, которые опираются на digital-инструменты и платформы. Такие структуры будут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году, ожидают в McKinsey.

Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы:

«Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными. Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой».

6

Какую пользу экосистемы приносят потребителю?

Экосистемы дают пользователям два основных преимущества — удобство и выгоду.

Удобными экосистемы делают бесшовная идентификация и единая платформа. Вам не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность. Все сервисы узнают вас по единому клиентскому ID и зачастую доступны из одного приложения.

Кроме того, во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре.

Александр Тугов, директор по развитию услуг Selectel:

«Бизнес начинается с одного успешного сервиса, затем запускаются новые продукты и услуги. Когда у компании набирается пять-шесть успешных сервисов, появляется потребность в интеграции. Тогда и возникают экосистемы, способные генерировать дополнительную ценность для пользователя — например, более выгодные условия, удобство регистрации и идентификации».

Внутри экосистемы пользователь получает более привлекательные условия, чем при использовании только одного продукта или услуги. Прежде всего, за счет разнообразных подписок — таких как Amazon Prime, которая включает бесплатную доставку, ранний доступ к скидкам, бесплатные образцы продукции, медиатеку, музыкальный сервис и даже фотобанк.

В России есть свои экосистемные подписки — например, «СберПрайм» и «Яндекс Плюс», которые дают доступ к фильмам и сериалам, музыке, скидкам и другим привилегиям. Собственную подписку со скидками во всех магазинах сети тестирует X5 Retail Group: компания тоже двигается в сторону создания экосистемы.

Онлайн-конференция Х5Tech Future Night о новых технологиях и трендах в ретейле

Пользователи уже оценили плюсы этой модели, показывают исследования McKinsey. По данным компании, 71% потребителей готовы к комплексным экосистемным предложениям.

7

Что экосистемы дают бизнесу?

Внутри успешной экосистемы компания получает больше клиентов и продает больше товаров и услуг. Когда обычный потребитель приходит за доставкой еды, ему тут же предлагают и доставку продуктов, и готовые рационы здорового питания. А когда небольшой бизнес хочет открыть счет, ему можно заодно продать услуги по ведению бухгалтерии, платежное решение и юридическую поддержку.

Пользуясь общей инфраструктурой и базой клиентов, компании-участники растут быстрее. Так, кинотеатр Okko после подключения к экосистеме «Сбера» увеличил скорость наращивания клиентской базы примерно в 12 раз.

Внутри экосистемы бизнесы могут делиться данными, лучшими практиками и ноу-хау. И в результате — лучше и быстрее удовлетворять потребности клиентов.

Еще один тренд, связанный с развитием экосистем — ИТ-корпорации сливают свои сервисы в единые суперприложения. Примеры супераппов:

  • WeChat (Китай) — финансовые, бытовые и государственные услуги;
  • Alipay (Китай) — платежная система, финансовые услуги;
  • Grab (Сингапур) — такси, доставка еды и посылок, аренда велосипедов и скутеров, оформление кредитов, платежная система, онлайн-медицина, страхование;
  • Line Corporation (Япония) — логистика для ресторанов, доставка еды, платежная система;
  • Gojek (Индонезия) — доставка еды, такси, курьерские услуги, финансовые сервисы;
  • Uber (США) — такси, каршеринг, платежная система, доставка еды и товаров;
  • Google Map (США) — планирование регулярных поездок, бронирование туров, отелей и авиабилетов, столиков в ресторанах, заказ еды, вызов такси;
  • «Яндекс Go» (Россия) — такси, каршеринг, общественный транспорт, перевозка грузов, доставка еды из ресторанов и продуктов из «Яндекс Лавки»;
  • «ВКонтакте» (Россия) — платежная система VK Pay, мини-приложения, через которые можно заказывать еду, смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку, играть.

Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения».

Но главное, во многих индустриях бизнес чувствует себя все менее уверенно по одиночке. «Битва устройств превратилась в битву экосистем. Наши конкуренты не захватывают нашу долю рынка своими устройствами, они захватывают ее целой экосистемой. Это означает, что мы должны решить, как нам создать экосистему или присоединиться к ней», — отмечал бывший гендиректор Nokia Стивен Элоп в начале 2010 годов.

В итоге компания выбрала второй вариант и вскоре продала свой мобильный бизнес Microsoft.

8

Экосистемы всегда прибыльны?

Совсем необязательно. К примеру, сервис Spotify, который называют музыкальной экосистемой, продолжает терять деньги, несмотря на стремительный рост числа подписчиков. То же самое касается сети WeWork, развивающей офисные пространства и решения для них.

Экосистемы не застрахованы от ошибок и рисков, которые совершают обычные компании. Так, Spotify доступен по модели freemium (бесплатная базовая версия и платная премиум-подписка). Поэтому общий рост аудитории не всегда позволяет заработать.

В свою очередь, WeWork, как и многие другие игроки, столкнулась с трендом на снижение заполняемости офисов. В пандемию он принял глобальные масштабы и привел компанию к миллиардным убыткам.

Риски развития экосистем

  • Ограничитель конкуренции. Порог выхода из экосистемы для пользователя максимально завышен, ее контур трудно покинуть из-за программ лояльности. Как итог — свобода выбора потребителя нивелируется.
  • Тормоз инноваций. Усложнение и рост организационной структуры, к которым ведет развитие экосистем, снижает способность бизнеса к инновациям, свидетельствует исследование Harvard Business School.
  • Бюрократизация коммуникаций. Клиент для экосистемы — набор цифровых шаблонов. Индивидуальный подход практиковать невозможно. Сервис среднего уровня становится рыночным стандартом

Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Слон в посудной лавке: когда экосистема может не оправдать ожиданий».

9

От чего зависит успешность экосистем?

Для успеха нужно сочетание нескольких факторов. В первую очередь, это продуманная стратегия и ценностное предложение, сильная клиентская база. Кроме того, хорошему результату способствует широкая география. По статистике BCG, успешные экосистемы обычно имеют партнеров в десяти и более странах.

Но даже совокупность всех этих факторов не дает никаких гарантий.

Во-первых, многочисленные партнерства и взаимодействия еще нужно организовать и синхронизировать. Управляемость экосистемы — один из ключевых вызовов при ее создании и развитии.

Во-вторых, можно столкнуться с ограничениями со стороны регуляторов и антимонопольных структур. Например, китайская Tencent (владелец WeChat) потеряла больше $60 млрд рыночной стоимости после того, как регулятор высказал обеспокоенность по поводу расширения бизнеса. По данным СМИ, власти могут обязать Tencent создать самостоятельную холдинговую компанию для оказания банковских, страховых и платежных услуг. А это фактически означает выход сервисов за пределы экосистемы.

Обновлено 10.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть