Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Столото»: цифровая трансформация в эпоху пандемии

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Пандемия ускорила цифровизацию крупнейшего распространителя всероссийских государственных лотерей «Столото». Как онлайн-продажи опередили розницу и какие технологические тренды и ИТ-решения сыграли ключевую роль?

Как пандемия подстегнула цифровизацию

Пандемия привела к снижению спроса и трафика во всех каналах, закрытию 90% специализированных розничных точек продаж и в целом к изменению поведения участников лотерей и перестройке бизнеса, а также к ускорению трансформации лотерейного рынка. Это стало дополнительным импульсом к уже запущенной ранее цифровизации. Появился внешний и внутренний запрос на полноценную переориентацию на «цифру».

Возник и новый вызов: лотереям пришлось конкурировать с онлайн-кинотеатрами и играми. По данным GfK, около 63% жителей России планируют отказаться от участия в лотереях в период неопределенности, наравне с другими развлечениями, так как на первое место выходят предметы первой необходимости, а не походы в рестораны, покупка телевизоров и мебели.

Чтобы не потерять связь с клиентом, «Столото» сфокусировалось на росте цифровых каналов, продуктов и сервисов и ускорило процесс организационных изменений внутри. Это было сделано для того, чтобы можно было не только технологически, но и операционно выводить продукт быстрее и с более качественным результатом. Компания сфокусировалась на совершенствовании онлайн-сервисов с прицелом на новую аудиторию и сократила скорость запуска новых продуктов с девяти месяцев до шести недель. Компания сократила Time To Market в среднем на 50-60% по сравнению с периодом до пандемии. Это позволило вывести на рынок некоторые продукты примерно за месяц. Ранее это занимало несколько месяцев. При этом в «Столото» учитывали, что офлайнового игрока, которому важны традиции и который помнит легенду советской эпохи — лотерею «Спортлото» — достаточно трудно переключить на онлайн-потребление.

Time to market: почему показатель важен в кризис и при чем тут облако Фото:Shutterstock

В этом году полувековой юбилей отметила легендарная лотерея «Спортлото», которая стала культурным феноменом СССР: ей посвящали песни Высоцкий и Боярский, а Гайдай снял один из самых кассовых фильмов того времени — «Спортлото-82». За период своего существования лотереи прошли не одну трансформацию. Сначала за тиражами можно было следить по телевизору. Теперь выигрышные номера определяет, например, генератор случайных чисел или высокотехнологичный лототрон, а смотреть трансляцию розыгрыша можно в интернете. Если раньше были бумажные билеты, купить которые можно было только в специализированных киосках, то теперь есть и электронные билеты с возможностью покупки и оформления выигрыша онлайн.

Инфраструктура лотерей сегодня не уступает инфраструктуре финтех-компаний: банков, страховых, компаний, платежных сервисов. В сутки проводятся около 400 тиражей, а ядром технологического ландшафта компании является процессинговая система — собственная разработка, которая способна обрабатывать до 800 финансово значимых транзакций в секунду. Это позволяет справляться с пиковыми нагрузками, например, до и после проведения новогоднего розыгрыша «Русского лото» в 2020 году, когда было выиграно более 23 млн билетов.

Особую роль в период массового перехода в онлайн также играют решения по кибербезопасности. С начала пандемии уже зафиксировано 13 крупных DDoS-атак мощностью до 80 тыс. IP-адресов и длительностью до пяти дней. Помимо этого для защиты участников лотерей в режиме 24/7 ведется мониторинг и выявление мошеннических и фишинговых сайтов. Это говорит о комплексном и всестороннем подходе к выявлению фишинга в интернете и обеспечению безопасности участников лотерей. Все это еще раз подтверждает, что лотереи в России — это тот же финтех.

Сегодня лучшая аналогия с лотерейным билетом — это полис ОСАГО. Его так же, как и лотерейный билет, можно купить в бумажном виде или онлайн, и проверить в базе РСА так же, как и билет — в базе «Столото». Любой билет и история по нему передаются в Минфин и Минспорт, где организована независимая система контроля. Подобным же образом контролируются и полисы.

Как росли онлайн-продажи

Офлайн- и онлайн-покупатели — это разные категории с разными сценариями потребления. За время первой волны пандемии «Столото» смогло перевести из офлайна в онлайн не более 1% участников. Но зато удалось привлечь в онлайн больше 1 млн новых участников — это на 35% больше, чем за тот же период в 2019 году. Это совершенно новый тип игроков: жители крупных городов, многие из которых впервые открыли для себя лотереи.

Число онлайн-участников лотерей сейчас лишь ненамного превышает число офлайн-пользователей: 52% к 48%. Последним важен физический контакт: держать бумажный билет в руках и зачеркивать цифры ручкой. Для них «Столото» продолжает развивать не только розничную сеть, но и расширяет возможности для оперативного получения выигрышей.

До 70% населения СССР участвовали в лотереях «Спортлото». Лотереи обеспечили до четверти бюджета летней Олимпиады-80 в Москве и позволили построить и реконструировать спортивные сооружения по всему Советскому Союзу, которые и сейчас являются значимыми при проведении знаковых мероприятий. А цель лотерей остается неизменной — формирование целевых отчислений от лотерейной деятельности в бюджет РФ, которые к текущему моменту превышают 14 млрд руб. Общие отчисления и сборы в бюджеты разных уровней с начала распространения государственных лотерей «Столото» — уже более 28 млрд руб.

Сейчас компания работает над несколькими стратегиями на 2021 год. Они опираются на позитивные прогнозы: цифровые каналы помогут выровнять спрос и компенсировать негативные эффекты 2020 года.

Какие ИТ-решения помогают переходу в «цифру»

К пандемии «Столото» подошел с ИТ-архитектурой, которая сопоставима с архитектурой любого крупного финансового института — более 140 систем в ландшафте, включая решения от SAP, SAS, Oracle, а также собственные разработки на Java, C++ и React, и более 2 тыс. интеграционных взаимодействий между ними. Среди собственных разработок — коробочное решение для онлайн-касс, многоканальные решения для взаимодействия с онлайн-аудиторией, ИТ-платформы. «Столото» использует собственные ИТ-разработки, чтобы вести покупателя на каждом этапе: выбор, покупка, проведение розыгрышей онлайн, получение выигрыша. Ресурсы собственного мобильного оператора Next Mobile позволяют подключаться к разным сетям для наилучшего соединения.

Чтобы объединить все этапы и сервисы, компания строит единую экосистему в рамках холдинга S8 Capital. Здесь «Столото» перенимает опыт крупнейших международных экосистем, которые также формировались вокруг мирового финансового, банковского или страхового сервисов. Основой для экосистемы послужит огромная клиентская база, а технологической базой — ИТ-решения и сервисы, создаваемые совместно с SAP/SAS, Oracle, Microsoft, Group-IB. Экосистема на базе лотерейного бизнеса очень похожа на экосистему финансового института и позволяет наладить единую коммуникацию с клиентами, даже если они взаимодействуют с сервисами по-разному, а главное — обеспечить позитивный и продолжительный клиентский опыт.

2020 год показал, что простого перехода в онлайн недостаточно: нужна более глубокая трансформация. В первую очередь — за счет персонификации клиентского опыта с помощью инновационных инструментов. «Столото» стремится к Data-driven Organization — то есть компании, основа развития которой — Big Data. С помощью данных и искусственного интеллекта компания анализирует клиентский опыт и предлагает персонифицированные продукты и сервисы. Все решения компании — собственной разработки, в том числе, решения по интеграции в кассовое ПО партнеров-агентов. Благодаря этому в период пандемии все продукты и сервисы оставались доступными как в офлайн, так и онлайн.

Для этого используется интегрированная фабрика данных, которая позволяет хранить и обрабатывать большие массивы данных в режиме онлайн. На основе этих данных были улучшены алгоритмы прогнозирования продаж, а также остатков продукции на точках распространения. Чтобы привлечь более молодую аудиторию, используется геймификация пользовательского опыта (то есть онлайн-игры и приложения) — например, интеграция лотерейных продуктов в игровые миры. Также как и любой финтех, большое внимание компания уделяет защите данных и онлайн-активов — особенно в области платежных операций.

Для запуска новых продуктов в «Столото» создали инновационную лабораторию. Здесь разрабатывают, тестируют и запускают ИТ-решения. С момента запуска — во втором квартале 2020 года — лаборатория отработала более 30 кейсов, еще три продукта находятся сейчас в стадии MVP (Minimal Viable Product, тестовая версия с минимальным набором функций), которые в самое ближайшее время выйдут на рынок.

К чему приведет цифровизация лотерей

По оценкам Market Insights Reports, объем мирового рынка лотерей в 2018 году составил $302,3 млрд, а к 2025 году он вырастет до $379,7 млрд. В уходящем 2020 году рынок лотерей потерял более 10% из-за пандемии коронавируса. Так что в 2021-м компании будут всячески отыгрывать это падение.

Цель «Столото» как крупнейшего распространителя всероссийских государственных лотерей — сохранение и приумножение отчисления на развитие физической культуры и спорта в стране, поддержка строительства соответствующей инфраструктуры и поддержка реализации стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года.

Цифровая трансформация лотерей — это шанс опередить тренд и оказаться в лидерах. А выход на рынок лотерей новых игроков и здоровая конкуренция всегда способствуют улучшению продуктов и сервиса.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: