Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
ИТ-корпорации берут пример с WeChat и Uber, объединяя свои сервисы в одно приложение. В России к ним присоединились еще и банки. Что такое супераппы и как они изменят наши привычки совсем скоро?

Недавно «Яндекс» объединил все свои городские сервисы в одно приложение — Яндекс Go. Внутри него — такси, каршеринг, городской транспорт, перевозка грузов и доставка: еды из ресторанов, а продуктов — из Яндекс Лавки. В сети уже полно противоречивых отзывов и мемов: не всем нравится мешанина из кнопок и лишние опции, которые только отвлекают.

Это не первый подобный шаг: в Яндекс.Картах можно следить за городским транспортом, запускать навигатор, видеть рекомендации популярных мест и маршрутов.

Все это — лишь часть глобального тренда: корпорации все чаще переходят на супераппы, оптимизируя свои ресурсы.

Что такое суперапп?

Суперапп — или суперприложение (англ. superapp) — это приложений с расширенным набором функций. Оно удерживает пользователя в рамках одной экосистемы из сервисов определенной компании. Чаще всего это финансовые сервисы, лайфстайл, доставка товаров, бытовые услуги.

Впервые термин «super app» употребил основатель BlackBerry — Майк Лазаридис. Он говорил, что это «закрытая экосистема, в которой одновременно существует множество приложений».

Создатели суперприложений рассчитывают, что так они получат больший охват и объем заказов. Зашел найти ближайший каршеринг — заодно вспомнил, что нужно купить продуктов к завтраку.

Переходить между опциями в рамках супераппа проще и быстрее, чем переключаться между несколькими приложениями. При этом приложение само подстраивается под поведение пользователя: в первой вкладке предлагает такси по частому маршруту или заказ еды из любимого ресторана.

Азия: WeChat и Alipay

Китайский мессенджер WeChat, запущенный в 2011 году — главный ориентир для создателей супераппов. В Китае запрещены другие мессенджеры и онлайн-платформы вроде WhatsApp или Facebook. В итоге WeChat объединил в себе финансовые, государственные и бытовые сервисы. Здесь можно общаться, подать заявление в госорганы или заявку на кредит, оплатить товары и услуги.

В первые же три года WeChat зарабатывал около $7 с каждого пользователя. К концу 2019 приложением пользовались около 800 млн человек. Приложение работает в более 100 странах, доступно на всех популярных устройствах и платформах, поддерживает 21 язык.

С февраля 2020 в WeChat можно было даже следить за картой заражения коронавирусом
С февраля 2020 в WeChat можно было даже следить за картой заражения коронавирусом (Фото: WeChat)

WeChat стал площадкой для многих брендов и онлайн-магазинов, в том числе — международных. Здесь можно покупать оптом и в розницу, брать в аренду, бронировать, играть в игры или консультироваться с врачом. Каждый разработчик может создать свое мини-приложение на базе WeChat для iOS или Android. В разделе мини-программ можно даже заказать еду из McDonalds.

Реклама WeChat с Лионелем Месси

Для китайцев, у которых практически нет других альтернатив, WeChat — это еще и способ взаимодействия с внешним миром. К примеру, WeChat Go — сервис для путешествий, которым ежегодно пользуются 120 млн китайских туристов за границей.

Китайская платежная система Alipay, принадлежащая Alibaba, тоже встроена в целую экосистему сервисов. Через нее можно оплачивать товары и услуги, включая мобильную связь и финансовые сервисы. Как и в WeChat, через Alipay можно оплатить, отсканировав QR-код. В Китае такой способ очень популярен, потому что пластиковые карты и банковские счета есть всего у 27% населения.

Фото: Markus Winkler / Unsplash
Фото: Markus Winkler / Unsplash

По данным консалтингового агентства Analysys, Alipay владеет 55% рынка мобильных транзакций в Китае, а финтех-бизнес Tencent, владеющая WeChat Pay — 39%.

Но самая интересная деталь — в том, что Alipay собирает данные об операциях пользователей и передает их компании Ant Financial. На основе этих данных формируется особый рейтинг, от которого зависит многое: шансы получить кредит и ставка по нему, доступ к госуслугам и даже вылет за рубеж. Система социального кредита — пример того, какое будущее нас может ждать, если все приложения и сервисы начнут объединяться друг с другом.

В 2019 Mail.Ru Group, Alipay, USM, «МегаФон» и РФПИ запустили совместный проект электронных платежей в России.

Еще один азиатский суперапп — логистический сервис Grab в Сингапуре. В приложении можно заказать такси, доставку еды и посылок, арендовать велосипед или скутер, оформить кредит, оплатить товары и услуги. Сейчас компания внедряет услуги онлайн-медицины и страхования.

Grab доступен в восьми странах Азии и насчитывает 144 млн пользователей.

С недавнего времени Grab сотрудничает с онлайн-кинотеатром HOOQ, что делает его главным конкурентом Netflix в Азии.

Японский мессенджер Line Corporation с 44 млн пользователей тоже создает суперапп с системой платежей и кредитования, встроенными мини-приложениями сторонних компаний (как у WeChat), доставкой еды и логистикой для ресторанов.

Индонезийское приложение Gojek также объединяет 18 сервисов для курьерской доставки, такси, онлайн-покупок, доставки еды, заказа услуг. К началу 2019 суперапп установили 155 млн пользователей в Юго-Восточной Азии.

США: Uber и Google

Западный рынок устроен иначе, и здесь приложениям и сервисам приходится постоянно конкурировать друг с другом. Пока что ближе всех к созданию супераппов оказались Uber и Google. Зато они, в отличие от WeChat, широко распространены по всему миру.

С помощью сервисов Uber уже можно вызывать такси и каршеринг (включая беспилотники), заказывать доставку еды и товаров, совершать платежи. В октябре 2019 компания сделала первый шаг к суперприложению: теперь в некоторых регионах через Uber Taxi можно заказать и такси, и доставку еды. Позже сюда же включили каршеринг и другой транспорт.

Фото: Charles Deluvio / Unsplash
Фото: Charles Deluvio / Unsplash

Чтобы завоевать азиатский рынок, Uber приобрел часть бизнеса у Grab и Careem. В итоге появился платежный сервис Uber Money, а затем и Uber Wallet. Позже сервис интегрировали с системами Apple Pay и Google Pay. К Uber Wallet подключены водители, курьеры и клиенты сервисов Uber.

В Google Maps можно прокладывать маршруты и планировать регулярные поездки — например, из дома на работу; бронировать туры, отели и авиабилеты; бронировать столики в ресторанах; заказывать еду; вызывать такси и другой транспорт от Uber. Доступные опции зависят от страны.

Facebook тоже расширяет функционал своих приложений для бизнеса — за счет онлайн-платежей и коммерческих сделок. Airbnb планирует перерасти в глобальную туристическую платформу: уже сейчас, помимо бронирования жилья, здесь можно спланировать всю поездку.

Средний американец проводит в Facebook 1 час 15 минут ежедневно.

Кто делает суперприложения в России?

ВКонтакте. Внутри соцсети есть своя платежная система — VK Pay, а также мини-приложения — как в WeChat. Через них можно покупать товары и услуги, заказывать еду, смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку, играть в онлайн-игры.

Тинькофф. Когда-то это был просто онлайн-банк, а сегодня здесь можно купить ж/д и авиабилеты, билеты в кино и на концерты, забронировать столик в ресторане. В будущем здесь появятся онлайн-магазины и все те же мини-приложения.

ВТБ. Банк еще работает над интеграцией сервисов, но в качестве партнеров уже заявлены «Магнит», «Ростелеком» и Burger King. Помимо стандартного набора услуг пользователям обещают «биржу баллов» — что-то вроде кэшбека через программу лояльности компаний-партнеров.

Сбербанк пока не анонсировал свое суперприложение, но уже зарегистрировал товарный знак SuperApp.

Теперь все будут объединять свои приложения в одно?

Благодаря Uber во всем мире началась «уберизация услуг»: когда одно приложение заменяет кучу компаний-посредников между заказчиком и исполнителем. То, что происходит сейчас — следующий этап. Его можно назвать «уберизацией приложений»: число иконок в нашем смартфоне будет сокращаться, и мы привыкнем заказывать все в одном месте.

Фото: Przemyslaw Marczynski / Unsplash
Фото: Przemyslaw Marczynski / Unsplash

Для компаний это означает сокращение расходов на разработку и поддержку десятков приложений, вместо которых теперь будет одно. Запускать новые сервисы тоже будет проще и дешевле: мини-приложения будут делать сторонние разработчики, а суперапп — только подключать их. Внутри приложения будет легче собирать статистику, чтобы внедрять новые сервисы и «убивать» ненужные. Набор сервисов будет отличаться в разных странах: например, в ЮВА аренда скутеров намного популярнее, чем такси. Разумеется, создатели супераппов рассчитывают увеличить продажи — за счет того, что вам будут постоянно предлагать дополнительные услуги.

Для пользователей главная выгода — в том, что теперь не нужно загружать память смартфона и переключаться между приложениями. Вторую выгоду мы сможем оценить со временем, когда супераппы станут гораздо умнее. Тогда они смогут анализировать наши адреса и предпочтения, погоду и трафик на дорогах и подсказывать лучшие варианты. Например: взять такси и поехать на премьеру в кино или заказать еду и посмотреть любимый сериал дома. Будут ли сервисы передавать о нас эти данные еще куда-то — как в случае с Alipay — уже другой вопрос.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 05.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть