Андрей Себрант — директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс». Одно из главных направлений работы — продвижение образовательных продуктов. Кандидат физико-математических наук, профессор практики Высшей школы экономики. Автор подкаста «Трёп Себранта» и телеграм-канала TechSparks.
Встреча прошла 29 марта в совместной Clubhouse-комнате бизнес-школы СКОЛКОВО и РБК. Вместе с Андреем ведущие Альберт Усманов и Ирина Храпченкова разобрались:
- какие технологические процессы пандемия ускорила в бизнесе;
- успеем ли мы подготовиться к тому, что нас заменят роботы;
- как изменился современный маркетинг и медиапланирование;
- каких людей не хватает в «Яндексе»;
- что происходит с этикой использования данных в сети и что будет в будущем;
- как обеспечить свою кибербезопасность.
Хайлайты разговора
Пандемия ускорила проникновение уже существующих технологий, а не создание новых. Это и обучение на расстоянии, и онлайн в качестве базовой среды для общения.
Выживают те компании, которые вкладываются в перспективные сферы, где пока нет больших денег. Так было с теми, кто присоединился к движению Mobile First во времена первых смартфонов. Сегодня в бизнес-процессах и разработке нужно работать в режиме Remote First.
Идея, что роботизация идет слишком быстро и оставит людей без работы, — миф. Электромобили заменят машины с двигателями внутреннего сгорания только через 20-25 лет. Это справедливый прогноз для сферы, где решены законодательные проблемы и уже запущено массовое производство. Для многих других технологических направлений все эти вопросы еще только на стадии обсуждения.
В медиапланировании большинство рутинных задач, выполнявшихся вручную, сейчас решают средствами искусственного интеллекта. Маркетинг стал наукой о данных, где необходимо понимание программирования. Проблем с цифровизацией нет, но многие забывают, что продукт — это основа маркетинга.
Запрос на смыслы и идеи сильнее, чем на технологии, когда маркетинг настроен на долгосрочные отношения. Данных достаточно, и в «Яндексе» умеют с ними работать и проводить эксперименты для проверки предположений. Но пока ощущается нехватка людей, которые умеют генерировать интересные креативные гипотезы.
Жизнь в сети не стала намного безопаснее и приватнее после введения общего регламента по защите данных GDPR. Медиа делают фокус на необходимости ограничить крупным компаниями доступ к персональным данным. Но страдают от этого в основном мелкие бизнесы вроде бесплатных игровых приложений. Именно они живут за счет продажи информации о пользователях.
Приватность данных — это атрибут бренда. Этика корпораций в этом вопросе сейчас сильно влияет на поведение потребителей. Они выбирают те компании, которые имеют схожие взгляды на использование персональной информации.
В онлайне нужно действовать так же, как и в жизни. Если вы видите киоск с надписью «iPhone 12 за треть цены», то вряд ли потянетесь за кошельком. В сети следует с недоверием относиться к подозрительным предложениям.
Материалы с Андреем Себрантом на РБК Трендах:
- Андрей Себрант — о том, как учиться, жить и работать в изменчивом мире
- Андрей Себрант: как технологии меняют бизнес и маркетинг
- Андрей Себрант — об удаленной работе как части новой жизни
- Андрей Себрант: «Человек оказался слабым звеном в рабочих процессах»
- Как отслеживать тренды в образовании: подкаст «Списать не получится»