Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Андрей Себрант: «Человек оказался слабым звеном в рабочих процессах»

Фото:Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Тренд на автоматизацию логистики не только сократит рабочие места, но и ускорит исключение человека из технологического процесса. Так, около 40% работодателей оставят сотрудников на удаленке, чтобы сэкономить и обезопасить бизнес.

Об эксперте: Андрей Себрант — директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс». Одно из главных направлений работы — продвижение образовательных продуктов. Кандидат физико-математических наук, профессор практики Высшей школы экономики. Автор телеграм-канала TechSparks.

В предыдущей колонке на РБК Тренды я писал про один из важнейших результатов непрошенного эксперимента, который пандемия поставила над человечеством: полгода массовой вынужденной удаленной работы изменили и отношение к ней, и саму возможность так работать для сотен миллионов людей по всему миру. Но место удаленной работы и ее влияние в будущем (и часто уже в настоящем) на рынки труда, организацию офисной работы и зависимые области (организацию городских пространств, транспорт, специализированные ИТ-решения) — не единственный результат уникального полугодия, прожитого в условиях пандемии и сопутствующих ограничительных мер.

Еще одним, сравнимым по значимости, но не столь бросающимся в глаза, результатом оказалась переоценка важности автономных технологических решений. Символично и не случайно, что именно сейчас, после полугода сосуществования с COVID-19, два крупнейших игрока российского ИТ-рынка сообщили о знаковых структурных преобразованиях. «Яндекс» выделил в отдельную группу компаний Yandex Self-Driving Group все свои структуры, связанные с разработкой автономного транспорта, Сбербанк заявил о готовности выделить свои аналогичные разработки в Sber Automotive Technologies. И российские компании не одиноки в своем форсировании разработок автономного транспорта: прямой урок пандемии по всему миру состоит в том, что люди, к сожалению, оказываются слабым звеном.

Достаточно нескольких заболевших рабочих, чтобы остановить работу большого логистического центра, наличие водителя в кабине трейлера создает проблему при пересечении границ в условиях жесткого карантина (да и дезинфекция такой машины становится проблематичной), водители такси могут невольно стать распространителями инфекции, поскольку индивидуальные средства защиты несовершенны.

В то же время технологии автономного транспорта всех видов и роботизация логистики позволяют в массе случаев устранить или свести к минимуму потребность в людском труде.

Основным барьером на пути их развития до сих пор являлась низкая стоимость ручного труда, но как только этот труд превратился в зону риска для бизнеса, разработка и доведение до внедрения автономных решений получили мощнейший импульс.

Фрагменты глобального пейзажа автономных транспортных и логистических решений сейчас выглядят так:

Интерактивная карта, поддерживаемая NHTSA (американской организацией по контролю за безопасностью движения) показывает, что в США существуют десятки локаций, в которых ведется тестирование беспилотников, на ней видно и разнообразие дорог, и разнообразие транспортных средств задействованных в испытаниях. Примечательно, что самым часто используемым транспортным средством является шаттл — маршрутка, курсирующая по заданной трассе, лишь вслед за ней идут легковые автомобили. А третью строчку занимают роботы для доставки еды.

В Китае в нескольких городах ведется испытание автономных такси (хотя и с инженером-испытателем в салоне) на дорогах общего пользования и с пассажирами. Сейчас зона испытаний расширяется на города с плотным достаточно хаотичным движением — можно полюбоваться, как это выглядит с точки зрения пассажира в городе Чаньша.

В Китае на только зарождающемся рынке беспилотных перевозок конкурируют и достаточно многочисленные стартапы, и крупнейшие ИТ-компании, в первую очередь Baidu и Didi. Стартапы предлагают вполне зрелые решения: в июле WeRide получил разрешение на эксплуатацию полностью автономных (без страхующего водителя в салоне) такси на ряде городских дорог.

В короткой заметке уже невозможно перечислить все важные вехи развития беспилотников, могу лишь порекомендовать очень качественный телеграм-канал на эту тему — «Полный беспилот».

Amazon в последние месяцы не просто интенсифицировал работу по целому ряду направлений автоматизации ретейла и автономной доставки, но продемонстрировал впечатляющие результаты: от развития сети магазинов самообслуживания Amazon Go он перешел к поставке готового решения для таких магазинов под брендом Just Walk Out.

Внутри собственной экосистемы Amazon стремится начать использовать беспилотные летательные аппараты, причем не только для исключения водителей и курьеров как слабого звена доставки, но и для достижения амбициозной цели «доставка товара в течение получаса после получения заказа». В августе компания получила разрешение FAA (Federal Aviation Administration) на испытание своего флота дронов-доставщиков в реальных условиях, и готовится к этим испытаниям приступить. Ее дроны способны доставлять груз весом до 2,4 в радиусе 25 км.

В Amazon при всех своих успехах считают, что полной автоматизации фулфилмента, при которой на складах и в центрах вообще не останется ни одного человека, ждать еще лет десять, но при этом собираются достичь этого не одномоментной революцией, а постоянным увеличением числа операций, выполняемых без участия человека. И, если задуматься, для такой области как ретейл, десять лет — не такой уж и долгий срок.

Можно было бы перечислять множество других свежих примеров замены людей роботами в доставке, торговле и обслуживании — от вывода на шоссе беспилотных грузовиков до роботов по изготовлению пиццы и салатов. Но важнее за всеми этими красивыми и пока еще редкими деревьями видеть лес, который уже скоро — за годы, а не десятилетия — начнет менять пейзаж обслуживания и организации торговли на всех уровнях. И даже если за эти годы не случится новых кризисов и эпидемий, память о пандемии 2020 года вполне обеспечит неутихающий интерес к разработке и внедрению всего беспилотного. Тем более, что автономные и беспилотные устройства идеально вписываются в стратегию цифровой трансформации, которая сейчас не просто обсуждается, а активно реализуется в компаниях по всему миру.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: