Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Где и как искать инвестора для открытия бизнеса

Фото:L.O.N Dslr Camera / Shutterstock
Фото: L.O.N Dslr Camera / Shutterstock
От чего зависит желание инвестора вложить в проект деньги и какие действуют правила по привлечению средств в бизнес?

Об эксперте: Виталий Полехин, Президент Международной организации инвесторов INVESTORO, руководитель Клуба инвесторов бизнес-школы СКОЛКОВО, выпускник Executive MBA бизнес-школы СКОЛКОВО.

Поиск инвестора — один из самых важных аспектов развития любой компании, независимо от стадии. И стартап, и быстрорастущая компания нуждаются в деньгах для роста. Времена, когда компании развивались согласно своим ресурсам, уже в прошлом. Стремящиеся занять долю рынка или догоняющие конкуренты не оставляют выбора даже прибыльным компаниям, не говоря о стартапах, которые в основном сжигают средства инвесторов на пути к прибыли и совсем не могут обойтись без регулярных, как правило, ежегодных, вливаний внешних денег для нового этапа развития.

Инструкция по поиску инвестора для бизнеса

Сначала надо определить, действительно ли нужны деньги именно сейчас

  • Привлекать деньги и привлечь деньги — не одно и тоже. Процесс привлечения средств в компанию долгий и требует времени, параллельно предприниматели еще должны заниматься продажами и развитием компании. В большинстве случаев фандрайзинг — это внутренняя компетенция и инвесторы хотят общаться лично с основателями и командой, что сильно отвлекает ресурсы и внимание ключевых участников бизнеса.
  • Как быстро необходимо расти? Возможно, пока нет прямых конкурентов, они спят или нечего быстро масштабировать? На каждом новом этапе развития компания стоит дороже, а размер доли, которую основатели отдают за одни и те же деньги, уменьшается. Привлечение денег не должно быть самоцелью. Если есть возможность достичь поставленных целей и выйти на новый этап развития без вливаний извне, лучше так и сделать. Необходимо помнить: чем лучше показатели бизнеса, тем больше денег можно запрашивать за меньшую долю.
  • Часто поиск денег — это подсознательная валидация на рынке, одобрение инвесторами. Предприниматель хочет понять, в правильном ли направлении движется компания. Но существует множество способов сделать это без привлечения средств. Менторы, бизнес-школы, консалтинг решают эти вопросы дешевле, чем привлечение небольших денег за большую долю на ранних этапах развития стартапа.

Консультация на $1,5 тыс. в час: как работает шеринг экспертизы в России Фото:из личного архива

Как привлечь инвесторов: необходимые условия

Понятно, что сегодня непростое время для бизнеса. Именно во времена кризисов и потрясений у инвесторов появляется много интересных возможностей. Но они не всегда будут хороши для предпринимателей. Если у компания может не брать деньги в ближайшее месяцы, то лучше подождать. Привлекать средства и искать инвестора в 2020-м можно только в следующих ситуациях, четко обозначая инвесторам почему компания является привлекательным объектом уже сейчас, в это непростое время:

  1. Успешно развивающийся стартап или быстрорастущая компания, которая не только не пострадала от пандемии и изоляции, но еще и сильно выросла, привлекает средства для дальнейшего роста, потому что понимает, что это даст возможность сделать за три месяца столько, на сколько в обычное время потребовалось бы три года. Это могут быть деньги на обслуживание внезапно увеличившегося потока клиентов или на поглощение неудачливых конкурентов, которых желательно скупить за небольшие деньги во время кризиса. Средства нужны и для того, чтобы интегрировать, увеличить клиентскую базу, выручку, а самое главное — уровень стоимости компании за счет этих операций. В этом случае выигрывают и основатели, и инвесторы. Однако нужно быть готовым к тому, что оценка, по которой привлекаются деньги, может быть без учета состоявшегося роста. Предпринимателям это все равно очень выгодно, ведь они получают возможность с новыми деньгами, хоть и по старой оценке, ускорить свой рост и, соответственно, будущую капитализацию компании.
  2. Стартап или быстрорастущая компания, которая сильно пострадала от пандемии, изоляции или каких-то краткосрочных последствий, связанных с последними событиями, находится в ситуации, когда вынуждена давать особые условия инвесторам, чтобы заинтересовать их. Важно понимать, что если и до пандемии компания чувствовала себя не очень, то скорее всего, привлечь деньги не получится. Если раньше компания успешно росла, то сегодня новые условия для инвесторов могут быть в несколько раз лучше.
  3. Стартап или быстрорастущая компания, которая находится на ранней стадии развития, четко попадает в текущие тренды и решает проблемы, которые до этого не решались. Не секрет, что именно во время кризисов рождаются и получают первые инвестиции компании, которые отвечают на новые вызовы рынка. Остальные стартапы или компании, как правило, остаются вне фокуса инвесторов, так как сейчас не время инвестировать просто в очередной стартап.

Александр Соболев: «Успешный пилот окупает два года работы со стартапами» Фото:Юлия Спиридонова для РБК

Определить, какому типу инвесторов может быть интересен стартап или быстрорастущая компания

Большое количество времени тратится на безрезультатные попытки привлечь деньги у инвесторов, которые просто не могут инвестировать в ту или иную компанию по причине несоответствия размера чека, этапу роста компании и фокусу инвесторов.

  • Предпосевной раунд — стадия идеи, концепции, прототипа. Большинство проектов, о которых слышат инвесторы, относятся к этой стадии: кто-то что-то придумал, хочет реализовать идею и сделать первые шаги на деньги инвесторов. Плохие новости заключаются в том, что обращаться с этим к профессиональным инвесторам бесполезно. Они не дают деньги на создание продукта и первые эксперименты: есть риск, что продукта так и не будет или им никто не захочет пользоваться. Поэтому даже бизнес-ангелы, которые сами являются действующими или бывшими предпринимателями, но увлекаются инвестициями в стартапы, редко рассматривают такие предложения. А профессиональные инвесторы, вкладывающие не только свои, но и чужие деньги, начинают смотреть на стартап, когда есть первые метрики и речь идет о масштабировании уже полученных в маленьком объеме успешных результатов. На стадии идеи деньги вкладывают сами основатели, их друзья и знакомые.
  • Посевной раунд — стадия наличия продукта и первых пользователей. По статистике, из 100 проектов на стадии идеи только десять доходят до стадии продукта и первых клиентов. Здесь уже достаточное количество инвесторов, которые могут участвовать в раунде инвестиций. Это и серийные бизнес-ангелы, так называемые супер-ангелы, и различные клубы инвесторов, и акселераторы, и посевные фонды. Наличие первых метрик дает возможность проанализировать поведение пользователей, покупателей и инвестировать, понимая риски доведения до выручки или масштабирования. В этом случае понятно, что основные деньги пойдут не на эксперименты и проверку гипотез, а на рост того, что уже успешно получается. Важно в первых строках посылаемой презентации или речи обозначать, что у стартапа уже есть пользователи или выручка, даже если они незначительные. Это очень сильно выделяет стартап на фоне огромного количества идей и концепций, которые пока не могут похвастаться даже этим. Обычно на такой стадии предпринимателям удается привлечь от 30 до 150 млн руб., чтобы довести проект до выручки, либо масштабировать выручку, по-прежнему показывая интересную юнит-экономику.
  • Раунд А — наличие стабильно растущей выручки. Это стадия, когда могут участвовать венчурные фонды, когда риски еще высоки, но компания активно растет и ей требуются первые существенные вложения от 300 до 500 млн руб. Обычно чистая выручка у стартапов на этой стадии должна быть от 500 млн руб. Здесь также надо выходить с четким понятным предложением, с пониманием, что венчурный рынок достаточно шаблонный. У каждого фонда есть фокус и желание в будущем продать стартап стратегу — профессионалы не инвестируют в просто хороший проект, где делают что-то интересное. Раунд А занимает от шести месяцев до года, поэтому общаться с потенциальными инвесторами нужно начинать заранее и быть готовыми к тому, что это будет очень непросто.
  • Раунды B, C и так далее вплоть до выхода компании на IPO — стадии масштабирования и развития. От миллиарда рублей и выше — суммы, которые привлекаются в уже успешно развивающиеся компании со стабильной клиентской базой, выручкой и прибылью. Сегодня деньги инвесторов идут на обгон конкурентов, дальнейший рост доли рынка. При этом должен оставаться потенциал для дальнейшего роста компании. Инвестировать на пике развития, как и покупать компанию, никто не будет. Очень часто компании не проходят все стадии привлечения инвестиций, а покупаются стратегом — корпорацией — для интегрирования в свою экосистему. Хорошая новость: на этой стадии привлекать инвестиции становится достаточно просто. Во-первых, это уже не является вопросом выживания, а во-вторых, появляется очень широкий спектр фондов и организаций, который готовы инвестировать, учитывая небольшие риски смертности компаний, дошедших до поздних стадий. Это венчурные фонды поздних стадий, фонды прямых инвестиций, банки, корпорации.

Дойти до IPO: какие бывают раунды привлечения инвестиций Фото:Shutterstock

Очень часто предприниматели рассматривают процесс привлечения инвестиций как единоразовый случай, оценивают размер привлечения инвестиций и размер отдаваемой доли только в моменте. Важно помнить, что поиск инвестора — это всегда тяжелый и длительный процесс, но самое главное — это процесс бесконечный. Учитывая это, отдавать на каждом раунде более 10-20% — не совсем правильная стратегия. Она ведет к созданию и развитию успешной компании, но без финансового успеха самих основателей. Поэтому планировать процесс привлечения инвестиций, потенциальные раунды, оценку компании на каждом этапе и размер чеков необходимо в самом начале.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: