Поощрение и вдохновление: как удержать инноваторов в своей компании

Фото: ASDF_MEDIA / Shutterstock
Фото: ASDF_MEDIA / Shutterstock

Почему важно мыслить новаторски

Мыслить инновационно — значит уметь генерировать и воплощать нестандартные идеи, креативно смотреть на процессы, предлагать новые методы и продукты.

В мире постоянных технологических изменений и глобализации компании не смогут сохранить конкурентоспособность на рынке без отслеживания актуальных трендов, внедрения передовых практик на производствах и использования инновационных разработок. Но прорывные изменения, в свою очередь, требуют не только поддержки государства, но и трансформации мышления большого числа людей. Другими словами, они невозможны без инновационного общества и инновационной культуры, основанных на постоянном обучении, свободе экспериментов и предложений.

Авторы книги «Трансформация корпоративной культуры» утверждают, что каждая организация уже содержит необходимые для этого элементы. Не нужно менять старую культуру — нужно найти в ней аспекты, которые помогут двигаться вперед. При этом, несмотря на то, что различные решения в компании принимают сотни и даже тысячи человек, культурная трансформация начинается с вовлечения уникальных сотрудников, использования энергии креативных специалистов. Но где искать таких профессионалов?

Как стать инноватором

Недавно компания LinkedIn составила список самых востребованных работодателями навыков в 2020 году, где на первом месте среди soft skills оказалась креативность, которую неразрывно связывают с возможностью мыслить инновационно.

О том, кто сейчас готовит креативных специалистов для бизнеса и в чем особенности их подготовки, рассказал основатель и генеральный директор Школы инноваций ИКРА Василий Лебедев:

«Лидер инноваций отличается не только глубоким пониманием индустриальных проблем, но и широким спектром методических и мягких навыков. Он должен уметь доказать свою экспертизу, ставить под сомнение сложившиеся корпоративные устои (а значит, и компетенции людей, которые их создали) и предлагать вместе с командой пути построения новой культуры, бизнес-процессов для переизобретения существующих продуктов, а также целую пачку разных методик и фреймворков, которые можно использовать.

Сегодня на инновационных лидеров готовят в рамках программ MBA, в зарубежных школах, таких как Hyper Island, а также в крупных консалтинговых компаниях, запускающих собственные курсы. Обычно к подготовке креативных специалистов подходят с позиции погружения в конкретную индустрию, менторских сессий и построения инхаус-команд».

«Мягкие навыки» предлагают «прокачать» некоторые вузовские программы. Например, на факультете «Высшая школа управления и инноваций» МГУ им. М.В.Ломоносова обещают научить дизайн-мышлению, лидерству и эмоциональному интеллекту, а Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, которая начнет работу с 1 сентября 2020 года, собирается готовить «глобально конкурентоспособных и социально ответственных лидеров бизнеса для цифровой экономики». Тренировкой soft skills также занимаются ряд отечественных онлайн- и офлайн-проектов, таких как Most Creative Camp, «Центр дизайн-мышления». Некоторые подходящие навыки, а также новый опыт и советы можно получить и самостоятельно, используя ряд практик и рекомендаций профессиональных консультантов.

Фото: Alexander Smagin / Unsplash
Фото: Alexander Smagin / Unsplash

Какие бывают практики

На самом деле технологий и методов развития креативности и нестандартного мышления множество. Одни более эффективны при применении на персональном уровне, другие будут полезны при перестройке мышления и наработке навыков в команде. Рассмотрим некоторые из них.

1. Менторинг

По результатам исследования Endeavor (НКО, поддерживающей предпринимателей по всему миру), у 30% успешных нью-йоркских техностартапов были менторы. Наставник может посмотреть на ситуацию со стороны, помочь избавиться от старых привычек и приобрести новые, поделиться знаниями, контактами, инсайтами, построить команду. Это может быть наставник руководителя, нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.

Экономика образования Ментор: кто это, зачем нужен наставник и как его найти

2. Коучинг

Некоторые путают этот метод с предыдущим, однако между ними есть разница. Коуч помогает двигаться по направлению к желаемому, но подопечный при этом сам формулирует цели и выбирает формат движения к ним. Коуч не расскажет, что нужно делать: скорее всего, он задаст вопросы, с которыми клиент уйдет делать «домашнюю работу» и найдет ответы и решения самостоятельно. Коучинг будет полезен, например, сотруднику компании, который хочет стать руководителем отдела.

Фото:@miguel_photo / unsplash
Экономика образования Научи меня: три главных мифа о коучинге

3. Мастермайнд-группы

Это группа близких по духу людей, собирающихся для поддержки друг друга в личных и профессиональных задачах. Она может организовываться как разово для решения отдельной проблемы (например, под конкретный проект, в котором планируется задействовать людей с похожим бэкграундом), так и для постоянной работы, совершенствования навыков, наработки определенного опыта в коллективе.

Экономика образования Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

4. Мозговые штурмы

Глава Школы критического мышления, лауреат премии Trainings как лучший бизнес-тренер России 2013 года Никита Непряхин советует проводить мозговой штурм в форме игры, а не совещания. При этом в любом брейншторме существует несколько правил: любые идеи принимаются и не критикуются; все работают на общий результат; в процессе шторминга нет должностей и субординации; чем больше идей — тем лучше.

5. Внутренние хакатоны

Директор по глобальному развитию бизнеса Rakuten Viber Анна Знаменская в колонке для Rusbase в качестве работающего инструмента для реализации потенциала команды называет внутренний стартап. Он может стать способом мотивации сотрудников, а также возможностью влиять на развитие продукта и внедрять новые функции. В результате создается необходимая атмосфера и рождаются инновационные проекты.

6. Дизайн-мышление

Эта методология помогает сотрудникам творчески и при этом эффективно подходить к генерированию и тестированию идей. Как отмечает компания Google в своей методичке, она строится на трех принципах: умении поставить себя на место другого, широте мышления и экспериментах. Полученные в процессе дизайн-мышления навыки можно также применять в творческом спринте при проверке идей с быстрым созданием прототипа.

Также несколькими действенными техниками с РБК поделилась руководитель программы «Лидеры производительности», директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России Екатерина Гришина.


  • Что: метод британского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Чем интересен: участникам предлагается примерить шляпы разного цвета. Вместе с белой приходит аналитический взгляд на проблему, в красной дается воля переживаниям и чувствам, в черной включается пессимистичный, но не лишенный критики настрой, в желтой — оптимистичный, в зеленой идет творческая генерация идей. Синяя шляпа принадлежит тому, кто беспристрастно управляет процессом. Примеряя друг за другом эти «шляпы», можно прийти к прорывным мыслям.

  • Что: метод Уолта Диснея.

Чем интересен: американский художник-мультипликатор предложил своеобразную игру с перевоплощением. Для нее используются «три стула» — позиции мечтателя, реалиста и критика. Сев на один из них, человек в любой момент может быстро войти в нужную роль.

Фото: Madalena Veloso / Unsplash
Фото: Madalena Veloso / Unsplash

  • Что: метод погружения в нестандартную среду.

Чем интересен: российским руководителям, десятилетия проработавшим в одной сфере и принимающим решения на автомате, часто мешает консерватизм. На образовательной программе в рамках нацпроекта по повышению производительности труда мы создаем нестандартные проектные команды. Например, топ-менеджеры авиакомпании, производства пищевой промышленности и железобетонного комбината вместе отправляются разрабатывать проект роста эффективности обувной фабрики. На выходе всегда получаются неожиданные решения. Вернувшись, руководители начинают по-новому смотреть на свои процессы и инициировать изменения.

  • Что: метод «примерки» чужой роли.

Чем интересен: один из действенных способов выхода за рамки стереотипов — задавать себе вопрос, как бы актуальную задачу решил школьник? Космонавт? Ваша бабушка? Руководитель? Президент? Вы сами через несколько лет? Поставив себя на место человека с другим жизненным опытом, можно найти нестандартные решения.


Когда помогают технологии

Для формирования корпоративной культуры и обучения сотрудников крупные компании часто разрабатывают внутренние курсы и тренинги, которые можно проходить без отрыва от производства. И в этом им помогают новые технологии. Так, многие предприятия вводят программы корпоративного обучения с использованием инструментов VR/AR. К 2022 году глобальный оборот от продаж решений для обучения персонала вырастет до $6,3 млрд, говорится в отчете исследовательской компании ABI Research.

В каком случае иммерсивные технологии могут быть особенно эффективны, рассказала основательница российско-американского стартапа Cerevrum Наталья Флокси.

  • При онбординге клиентов и персонала. С помощью новых технологий можно передать регламенты работы компании, ее ценности, дух и культуру. Это те понятия, которые невозможно заучить, их необходимо осознать и практиковать, чтобы усвоить.
  • Для помощи в преодолении психологических барьеров, трансформации знания в опыт и его переноса из виртуальной среды в реальную. В виртуальной среде член команды может тренировать навыки, требующие выхода из зоны комфорта, например коммуникацию. VR формирует ощущение безопасности, несмотря на стрессовый фон при принятии решений или усвоении нового. Человек учится управлять своим отношением к конкретной ситуации, получать обратную связь и выбирать эффективную стратегию поведения.
  • Для тренировки навыков публичных выступлений перед разными аудиториями: репетиция защиты проекта, выступления на конференции, на TED или даже в зале суда. VR-тренажер позволяет после прохождения обучения записать свое выступление и оценить результат со стороны. Это помогает научиться мыслить иначе, находить нестандартные пути решения проблемы.

Также в обучении сотрудников используются онлайн-курсы с применением геймификации. У них много преимуществ: игровые механики развивают креативность, делают занятия более запоминающимися и дают стимул идти до конца.

С помощью геймификации можно быстрее адаптировать и вовлечь нового сотрудника в условиях, максимально приближенных к работе. Так, например, поступила компания PepsiCo, сделав геймифицированный приветственный курс в виде квеста: новичок решает интерактивные задачи в реальных локациях компании, общается с коллегами, изучает видеоматериалы.

PepsiCo. Вводный курс

Иногда оправдано использование персонализированных онлайн-курсов, основными инструментами разработки которых становятся искусственный интеллект и машинное обучение. Они помогают реализовать творческий потенциал и таланты отдельно взятого сотрудника и построить индивидуальную траекторию обучения.

Что убережет от утечки мозгов

Зачастую случается так, что сотрудники, получая опыт и навыки во время дорогих корпоративных программ, уходят в другие компании, вкладывая полученные знания в деятельность фирмы-конкурента.

Фото: Dean Drobot / Shutterstock
Фото: Dean Drobot / Shutterstock

Как предприятиям удерживать талантливых специалистов, рассказала глава практики «Розница» в Spencer Stuart Юлия Садовникова:

«Чтобы понять, как сохранить и приумножить команду, в которую вы вложили много денег, сил и души, важно вспомнить причины, по которым люди уходят из компании. Текст ниже — подсказка для СЕО и совета директоров, что делать, если в компании что-то пошло не так (HR про это тоже должны знать, но решения зачастую принимаются ключевыми лидерами бизнеса).

1. Грамотное руководство

Все знают расхожую фразу: «Приходят в компанию, уходят от руководителя». Микроменеджмент, недоверие, нежелание развивать людей, неумение признавать их заслуги — если вы, как лидер бизнеса, наблюдаете это в своих подчиненных-менеджерах, есть повод задуматься.

2. Налаженное управление перформансом

Таланты нуждаются в адекватном трекинге своей работы. Тотальный контроль и отчетность на каждом шагу с одной стороны, и абсолютная анархия — с другой — вот два процесса, которые приводят к выгоранию сильных людей. Важно стремиться к балансу, давать обратную связь, когда человек сам не видит пути, и отпускать, когда ему нужно проявить свободу мышления.

3. Признание достижений

Даже у самых амбициозных, мотивированных и высокооплачиваемых специалистов заканчиваются силы работать, если их заслуги не признают. Человек — социальное существо, и постоянное игнорирование ценных достижений заставит его искать признание на стороне.

4. «Зачем вы встаете с кровати?»

У вашей компании может быть красивая официальная миссия за пределами коммерческих результатов. Но, если ее не разделяют и не понимают ваши звезды, в ней нет смысла. Зачем каждому конкретному таланту вставать с кровати каждый день, чтобы работать на вас? Если и специалист, и вы не можете ответить на этот вопрос, стоит задуматься.

5. Стеклянный потолок

Развивающиеся люди, как правило, амбициозны и хотят формального роста. Если у них нет возможностей для этого в обозримом будущем, будьте готовы их потерять. «Дорожная карта» для человека должна быть понятна: размытые обещания в стиле «такой человек, как ты, в нашей компании обязательно дорастет до такой-то должности» могут работать несколько месяцев, но не лет.

6. Культура

Культура выступает своеобразной тканью, которая соединяет людей, процессы и структуры. Сотрудник любого уровня существует комплексно в этой культуре, а не отдельно в своей функции или системе мотивации. Когда неписаный закон организации совпадает с личными ценностями работника, культура способствует выбросу энергии для достижения общей цели и ведет организацию к процветанию. Когда нет — талантливые люди уходят».

Хороший пример заразителен

Трансформация корпоративной культуры и любые внутренние изменения, через которые проходят сотни и тысячи сотрудников, могут быть очень непростыми. Инновации невозможны без активной роли лидеров бизнеса, поэтому, как отмечал партнер PwC Дэвид Лэнсфилд, важно не терять связь со своими подчиненными, поощрять их и вдохновлять своим примером. Вовлеченность руководителей компаний, а также эмпатия, гибкость, способность признавать неопределенность помогают «гуманизировать» процесс трансформации.

Фото:Snapwire / Pexels
Экономика инноваций До глубины души: как руководителю «заразить» сотрудников идеей инноваций

С ним согласна и генеральный директор IBM в России и СНГ Ирис Джеба: «75% компаний-лидеров собирают идеи у рядовых сотрудников. Руководство таких компаний поощряет инициативу снизу, поддерживает эксперименты, приветствует быструю реакцию подчиненных на изменения рынка. Организации инвестируют в обучение, сводят к минимуму бюрократию и стремятся создать такую корпоративную культуру, в которой людям невыгодно оставаться пассивными исполнителями».


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 28.07.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть