Об эксперте: Анастасия Тоток, предприниматель, бизнес-консультант, представитель Presencing Institute (Теория U) в России. Сокуратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS. Куратор и смысловой редактор книг Доктора Отто Шармера на русском языке: «Теория U. Лидерство из будущего» и «Основы Теории U».
Как возникла Теория U
Еще в конце прошлого века представители Массачусетского технологического института (MIT) предложили применить опыт инновационных предпринимателей Кремниевой долины для решения экономических и социальных проблем, в том числе глобальных, затрагивающих все человечество. В течение четырех лет (с 1996 по 2000 год) они провели 150 бесед с выдающимися лидерами самых инновационных компаний мира (Google, HP, Xerox, Shell и других), с ведущими учеными и философами, а также с мировыми духовными лидерами. Исследователи искали ответ, как в быстро меняющемся мире некоторые компании умеют находить решения, не просто идущие в соответствии с тенденциями, но задающие их.
Собранные знания систематизировали, разложили по этапам применения и инструментам. Этапы конструирования решения, описывают кривую, напоминающую английскую U, –– отсюда и родилось название подхода.
Как работает Теория U
В обычных современных практиках управления исключается пользование чувствами как инструментом для принятия решений. Tеория U предлагает не пытаться искать ответы лишь рационально, а прислушаться к чувствам, сделав их равным инструментом с умом.
Теория U предлагает осуществлять все действия сегодня исходя из той цели, которую мы хотим достичь в будущем. То есть, учиться и планировать свои шаги исходя из желаемого будущего, а не из прошлого.
Простой пример: собственник магазина, который вкладывает в развитие сети сегодня, рассчитывает, что и через пять-десять лет он будет владеть им и продавать товар. Он основывается данных своего 20-летнего опыта владения магазином и продажи товаров. Но он не учитывает, что только в 2017 году в США закрылось более 9,5 тыс. офлайн-магазинов одежды, что на 53% больше, чем во время Великой рецессии 2008 года. Так же вытесняются и банкротятся торговые центры. Если посмотреть теперь на деятельность этого собственника сегодня, расширение сети может уже не казаться таким выгодным вложением.
На этом примере мы видим ошибку, которая уничтожила в миг таких гигантов, как Kodak, Motorola, Polaroid, Nokia, General Motors и многие другие. Эти компании опирались на свою долгую успешную историю и не захотели заглянуть в будущее, проигнорировали новые экономические и социальные тенденции, не предчувствовали будущее.
Теория U соединяет мысли и чувства для принятия решений и определения желаемого будущего.
Мы часто используем такой подход в бытовых ситуациях, но забываем про чувства в деловой жизни, поэтому мы и встречаем несчастных лидеров. Если не обращать внимания на свои чувства при принятии каждодневных решений, не нужно удивляться, что и результат не радует. В итоге люди строят бизнес, который не приносит морального удовлетворения, создают жизнь, в которой нет радости, или каждый день ходят на нелюбимую работу, ведь при ее выборе руководствуются престижем, высокой зарплатой, удаленностью от дома или любой другой социальной нормой, но не сердцем и чувствами.
Инструменты Теории U
Теория U предлагает системный путь принятия решений, который включает в себя семь последовательных этапов.
1. Прояснение ситуации
Часто люди начинают решать проблему, не разобравшись, кем являются все заинтересованные лица, в чем их скрытые интересы, какие между ними взаимоотношения и взаимосвязи. Без этого прояснения вы рискуете постоянно получать новые вводные, будут возникать непредвиденные обстоятельства.
2. Сбор информации
После прояснения задачи, с которой предстоит работать, мы обычно начинаем собирать всю доступную информацию по ней. Тут люди используют свой ум, анализ данных, статистику и другие доступные инструменты. Главное на этом этапе — удерживать себя от конструирования решения. Это самая распространенная ошибка — получив много информации в обычных современных техниках, люди сразу же пытаются сделать на ее основании выводы и решить задачу.
3. Отпускание
Третий этап очень прост и одновременно сложен. В русском языке есть пословицы на этот счет: «Утро вечера мудренее», «Нужно переспать с этой мыслью». Смысл этих выражений, как и всего этапа, сводится к освобождению ума от накопленной информации. Задача — выплыть из вороха данных, отстраниться, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны.
4. Соединение с чувствами
На этом этапе важно загрузить в себя информацию и взять паузу, чтобы позволить родиться чему-то новому. Для лидеров, которые привыкли постоянно находиться в движении, самое сложное — ничего не делать. В моей практике были случаи, когда руководители компаний не справлялись сами, поэтому пришлось увозить их на несколько дней за город, забирая все средства связи, чтобы их ум отдохнул и отключился.
5. Проявление нового
После перезагрузки начнут проявляться новые решения. На этом этапе человек выражает свои чувства по отношению к происходящему: может нарисовать, написать слова или собрать из Lego образ своего решения. Это нужно, чтобы донести своей команде видение лидера без искажения. Чувства очень сложно передать словами, поэтому на этом этапе надо использовать подручные — часто арт — средства.
6. Конструирование решения
На шестом шаге надо сконструировать решение и брать туда все, что до этого выразили. Совместно с командой создаются прототипы и минимально работающие решения итогового продукта.
7. Внедрение в жизнь
На данном этапе происходит сбор и анализ информации о том, как принятое решение влияет на социальную и экологическую ситуацию, насколько оно оказалось полезным и улучшило жизнь людей, приблизило ли это решение команду к тому желаемому будущему, которое она хочет создать. По сути, это возвращение в начало кривой U — прояснение ситуации и сбор информации по ней. То есть, процесс U является бесконечным путем создания и проверки инновационного продукта.
Принципы Теории U
Теория U не сработает без трех основных принципов, на которых основывается личность лидера.
1. Открытый ум — любопытство
Необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Чего я еще не знаю?» Если человек идет в мир с установкой, что все о нем знает, если он не готов принимать иные точки зрения, то он так и будет пользоваться устаревающей в его голове информацией.
2. Открытое сердце — эмпатия
Понимая истинные мотивы и чувства собеседника, человек может рассчитывать на честную обратную связь, а значит — выстраивать более полную картину происходящего, а не придуманную лишь в своей голове. Часто это проблема высокопоставленных управляющих: мало кто может сказать им в лицо, что на самом деле происходит, так как боятся осуждения и гнева.
3. Открытая воля — мужество и храбрость создавать инновации
Немаловажно иметь волю идти против трендов, говорить на самом деле то, что думаешь, даже когда это мнение противоречит большинству. Большинство никогда не создает инновации, их создают белые вороны, те единицы, кто идет против течения.
Кто и как применяет Теорию U?
Этот управленческий подход используют в компаниях Alibaba, Daimler, Eileen Fisher, Federal Express, Fujitsu, Googl, Hewlett-Packard, Shell Oil, The World Bank и других, а также в правительстве Великобритании и Китая.
В России принципы и инструменты Теории U в начале 2020 года с разгаром первой волны пандемии помогли некоммерческому сектору для решения социальных задач: четыре НКО и одна государственная организация использовали эту методологию для поиска новых способов взаимодействия со своими выгодоприобретателями. Торговая сеть «Азбука Вкуса» использовала данный подход для разработки стратегии компании в сфере устойчивого развития.
В 2019 году в компаниях «ВкусВилл» и «ТилТех Капитал» методология применялась для развития потенциала стартап-команд. Кроме того, инструменты Теории U применяются для построения корпоративной культуры в таких компаниях, как «Ростелеком», X5 Retail Group и Тинькофф-банк.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.