Об эксперте: Александр Альперн, CEO и основатель Webinar.ru.
Ценность «гибких» навыков в современном мире догнала профессиональную экспертизу: об этом говорят опросы работодателей. Их эффективность уже научились измерять в конкретных KPI. После обучения soft skills производительность сотрудников вырастает на 12%, а возврат инвестиций составляет 250%, согласно оценкам Бостонского колледжа и ведущих вузов США. А по данным совместного исследования Гарварда, Стэнфорда и фонда Карнеги, 85% успеха в работе зависит от этого вида экспертизы.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Автоматизация нуждается в soft skills
Казалось бы, soft skills уже настолько на слуху, что обучение можно было бы поставить на конвейер или вообще сделать обязательным компонентом государственной программы в школах и вузах. Частично это происходит в западном образовании, где широко используются форматы смешанного обучения, предполагающие самостоятельный анализ информации и работу в командах. Однако разрыв в навыках все увеличивается.
Согласно оценке McKinsey, потребность в soft skills непосредственно связана с автоматизацией, а она растет опережающими темпами. Никакая система образования, включая дополнительное, просто не успевает за спросом бизнеса. Рекрутерам сложнее всего найти кандидатов, которые обладают следующими навыками:
-
умение принимать решения в проблемных ситуациях;
-
критическое и инновационное мышление;
-
креативность;
-
умение справляться со сложными и неоднозначными задачами;
-
коммуникативность.
Больше всего от нехватки нужных качеств страдают самые автоматизированные отрасли. HR-специалисты называют четыре сферы, для которых охота за гибкими навыками будет приоритетом в 2021 году:
-
Анализ данных, ИТ, мобайл, web-дизайн;
-
R&D — научно-исследовательская деятельность;
-
Продажи и маркетинг;
-
Снабжение и управление поставками; HR.
Как оценить глубину пробела в навыках
На западе рекрутеры борются с нехваткой гибких навыков, устанавливая равные пропорции между наймом подходящих кандидатов и переквалификацией действующих сотрудников. Дело в том, что такая гибридная экспертиза — редкость, и бизнесу трудно найти готовых специалистов на рынке труда, их приходится переманивать из других компаний. Поиск может растянуться на долгий период, а текущие задачи бизнеса нужно закрывать уже сейчас. Поэтому в ход идут корпоративные программы обучения.
Чтобы понять, как и чему учить сотрудников, нужно сначала оценить реальный уровень навыков. Это поможет сделать обучение более гибким и мобильным. Самый простой и доступный способ — тесты-опросы сотрудников по уже готовой методике. Например, измерить soft skills можно с помощью инструментов вроде MindTools (решения для профессионального образования с годовой аудиторией в 24 млн пользователей). Тест фокусируется на пяти навыках: лидерство и менеджмент, разрешение проблем и принятие решений, коммуникативность, тайм-менеджмент, личная осознанность.
Второй вариант более сложный и подходит тем организациям, которые собираются внедрять полноценные цифровые профили сотрудников, которые охватывают всю экспертизу. Существуют специальные сервисы (например, Avilar), которые анализирует производительность сотрудников и на основе полученных данных создают портреты компетентности. Их можно сравнивать, выявляя зависимость между уровнем навыков у разных специалистов и показателями их производительности.
После того как пробелы выявлены, нужно подобрать соответствующие материалы и методики обучения. MindTools, например, предлагает готовые техники и инструменты для улучшения каждого из пяти ключевых гибких навыков. В любом случае, программа должны быть индивидуальной. Вместо традиционного подхода, когда «все учатся всему», отрываясь от рабочих задач, лучше разбивать обучение на блоки по группам навыков и уровню сложности. Каждый сотрудник, исходя из его профиля soft skills, получает индивидуальную программу, состоящую только из тех блоков, которые нужны именно ему.
Какие форматы подходят для обучения soft skills
-
Вебинары стали удобной альтернативой офлайн-тренингам. Этот формат позволяет нанять для проведения тренингов индустриальных экспертов из любой точки земного шара или задействовать собственных спикеров. Вебинары подходят для отработки навыков ведения переговоров, выступления на публике, работы в команде. Компания, специализирующаяся на корпоративных программах в области soft skills, SkillsCamp, использует вебинары для обучения клиентов, среди которых, например, Bank of Canada и международная организация «Армия спасения». Другой представитель образовательной ниши в области обучения soft skills, HRDG, который предоставляет тренировочные материалы по теме уже более сорока лет, разместил целую коллекцию вебинаров на сайте. Это записи регулярных онлайн-трансляций по таким темам, как навыки для успешного ведения переговоров, эмоциональный интеллект, конфликты и стресс, личностное развитие.
-
ИИ-помощники (чат-боты, голосовые боты). Они используются для оттачивания коммуникации, командного взаимодействия и даже эмпатии. Например, Skilly позволяет тренировать активное слушание, постановку вопросов, ненавязчивость. С помощью ИИ и технологии распознавания речи Барри (решение от Talespin) сотрудники компаний практикуют сложные реалистичные диалоги. Виртуальные помощники полезны еще и тем, что могут анализировать результаты и предлагать решения по их улучшению. Так, например, сервис Rocky, который помогает оттачивать лидерские навыки каждый день, суммирует показатели за неделю, чтобы оценить прогресс. Помимо этого, он подводит ежедневные итоги на основании достижения целей, поставленных на день.
-
VR отвечает за иммерсивное обучение, позволяет моделировать реальные ситуации и отрабатывать навык нужное количество раз. Ритейлер Walmart активно применяет виртуальную реальность для тренировки службы клиентской поддержки. В России технологию использует Сбербанк для развития эмпатии. С помощью VR сотрудники, которые работают с клиентами, меняются с ними местами. Так они могут понять, с какими проблемами сталкиваются посетители, учатся понимать их потребности, находить подход к инвалидам и пожилым людям. Компания также углубила проникновение VR в обучающую корпоративную среду на фоне сложной эпидемиологической ситуации в мире. Сбербанк Лизинг использует виртуальную реальность для обучения работников ключевым для бизнеса навыкам с помощью интерактивных голосовых симуляций от hrvr.Academy. VR-симуляции проходят сотрудники разных рангов, включая линейный персонал и руководителей. Это позволяет оттачивать навык продаж сложных продуктов и услуг, а также развивать управленческие качества. Симуляция максимально приближена к реальным условиям, так как запрограммирована на несколько вариантов развития событий. Виртуальный наставник, дающий обратную связь во время выполнения задания, помогает понять как то или иное действие влияет на ситуацию.
Как измерять эффективность обучения
Чтобы понять, было ли эффективным обучение, лучше всего прибегать к конкретным метрикам, для каждого бизнес-процесса они свои. Так, например, азиатский e-com гигант Zalora, обучая новых сотрудников отдела службы поддержки, столкнулся с рядом сложностей. Во-первых, было трудно измерить уровень их компетенций, во-вторых, то, как он коррелирует с метриками: степенью удовлетворенности пользователей, средним временем обработки клиента и количеством пройденных курсов. Настроить сквозную аналитику помогла платформа TalentLMS.
Ретейлер запустил на платформе восемь разных курсов и настроил по ним тесты с проходными порогами. Для тех, кто не сдал с первого раза, пороги увеличивали — это помогло удержать вовлеченность. Благодаря аналитике компания могла оценивать прогресс новичков в режиме реального времени, а главное — понимать как учеба каждого из них влияет на рост удовлетворенности клиентов и сокращение времени на обработку одного запроса.
В ситуации, когда отрицать важность гибких навыков бессмысленно, бизнесу остается лишь выработать эффективную стратегию по их развитию. Найм новых сотрудников не всегда является самым удачным решением. Компаниям все равно придется потратить ресурсы на обучение. Современные технологии помогают быстро и эффективно оптимизировать набор компетенций уже имеющихся работников, а также адаптировать новых с меньшими издержками. Более того, некоторые системы снимают организаторские задачи с HR, оставляя больше времени на другие важные задания.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.