Об экспертах:
- Евгений Уйхази, директор «Билайн университета», руководитель по управлению талантами и развитию персонала.
- Людмила Шавлохова, директор департамента развития лидерства в «Билайн университете».
«Вы не обязаны меняться. Выживание — дело добровольное», — У. Деминг
Что такое цифровое мышление?
Цифровое мышление (от англ. Digital mindset) — это совокупность hard и soft skills, значительно упрощающих жизнь в современном технологичном мире. Простой пример: если вы умеете пользоваться навигатором на смартфоне, то бумажная карта в дороге уже не потребуется. Технический прогресс не стоит на месте: сегодня появляются первые прототипы электронных паспортов, электронные подписи, цифровые платежные системы без привязки к физическим валютам и банкам. Чтобы пользоваться всеми этими новшествами, нужно перестроить свое мышление на цифровое.
Как пишет в одной из своих книг евангелист компании Apple Гай Кавасаки, «мыслить в цифровом формате означает использовать технологии с целью получения реальной картины».
К ключевым чертам цифрового мышления относятся:
- проактивная позиция;
- готовность меняться вместе с меняющимся миром;
- установка на использование цифровых технологий при создании продуктов, услуг, процессов;
- мышление от задачи пользователя, клиента;
- следование этическим стандартам цифровой эпохи.
Как цифровое мышление связано с работой?
Продуктовый подход к работе диктует особый образ мыслей и действий. Сотрудник в новой цифровой парадигме должен уметь принимать решения на всех участках рабочего процесса, отталкиваясь от запроса клиента, его болей и задач. Поэтому важнейшими критериями профессионализма в компаниях стали личная ответственность и умение оперировать различными метриками для качественной обработки входящей информации.
Зачем цифровое мышление нужно сотрудникам компании?
Если во главу угла компания ставит клиента и продукт, то такое позиционирование накладывает отпечаток на работу всей команды, задействованной в любых процессах.
Например, в «Билайне» переход на продуктово-сервисную бизнес-модель потребовал освоения цифровых и продуктовых навыков не только от участников ИТ-команд.
Работа в гибких фреймворках вроде Scrum и Kanban, позволяющих менять продукт на ходу, юнит-экономика (метод моделирования, помогающий определить прибыльность бизнеса через расчет прибыльности каждого товара) и прототипирование (разработка «черновиков» решений для дальнейшей их подстройки под бизнес-задачи) стали повседневными атрибутами разных подразделений компании, а хакатоны и корпоративный инкубатор — лучшими способами реализации самых смелых идей.
Помимо базовых цифровых компетенций, сотрудникам современных технологических компаний важно уметь управлять своим вниманием — сейчас это один из самых ценных ресурсов. Человеку сложно воспринимать тот огромный объем информации, который предлагает развитая цифровая среда. Поэтому важно уметь работать с большими массивами данных, критически относиться ко входящей информации и уметь отделить нужное от цифрового шума.
Еще одна важная компетенция — кроссдисциплинарность. Многие процессы нового времени требуют от человека экспертности сразу в нескольких областях. Самые элегантные решения рождаются на стыке дисциплин. Один из ярких примеров — использование дизайн-мышления. Оно сочетает и творческий, и аналитический подход к решению задач, по сути являясь синтезом многих дисциплин.
Как цифровое мышление помогает в командной работе?
Вертикально интегрированные структуры уходят в прошлое, образующая единица компании теперь не отдельный сотрудник, а команда. И это сказывается на изменениях организационной структуры — она становится проще, количество ступеней в иерархии сокращается, проектные и продуктовые команды объединяют сотрудников из разных подразделений. К таким изменениям нужно уметь адаптироваться в самые короткие сроки, для этого и нужно развитое цифровое мышление.
В «Билайне», например, регулярно проводятся сессии, на которых сотрудники определяют командные цели и намечают планы по их достижению. Такие мероприятия призваны помочь сработаться членам одной команды, найти точки соприкосновения и наладить коммуникацию внутри коллектива.
Как мотивировать сотрудников компании развивать цифровое мышление и помочь им?
Digital mindset способствует формированию в компании новых ценностей — открытости, ориентации на результат, клиентоориентированности. Сотрудники, обладающие цифровым мышлением, стремятся к постоянному совершенствованию, они более терпимы к своим и чужим ошибкам.
Условия для создания корпоративной среды, способствующей развитию цифрового мышления, включают:
- Продвижение ролевых моделей для сотрудников
В этом качестве должны в первую очередь выступать лидеры команд. Их задача — поощрять эксперименты, быть евангелистами цифрового мышления. Команда обязательно потянется за ними.
- Отношение к сотрудникам как к клиентам
Предлагайте работникам компании такие же условия и такой же опыт, как и заказчикам. Вашим клиентам удобно пользоваться приложением? Вашим сотрудникам должно быть так же удобно работать с внутренними ресурсами.
- Мотивацию и обратную связь
Собирайте обратную связь от сотрудников, анализируйте ее и не забывайте про ретроспективу и партнерское взаимодействие. Задавайте правильные вопросы. Все это побуждает человека к анализу, к работе над ошибками, а значит, ведет к пониманию, какие знания и умения нужно «прокачать», чтобы достигать больших результатов.
- Разностороннее и разнообразное обучение
Создавайте для своих сотрудников такую среду, в которой они смогут постоянно учиться новому: организуйте лекции, вводите систему наставничества, поощряйте за обратную связь. Не забывайте про системность, пользу и дружелюбное отношение в коммуникации. Компания — друг для своих сотрудников.
Как корпоративный университет становится площадкой для инноваций
Действенный инструмент, благодаря которому компания может создать необходимые условия для того, чтобы сотрудники могли получить навыки для развития цифрового мышления — внутренний (или корпоративный) университет. На базе такого университета можно проводить коллаборации с образовательными площадками, организовывать тематические лекции и митапы, доступные для всех — как для сотрудников компании, так и для других заинтересованных лиц.
В «Билайн университете» есть как программы, позволяющие развивать профессиональные навыки, так и способствующие личностному росту. Такой формат наставничества позволяет сотрудникам постоянно актуализировать свои знания и умения, что необходимо в условиях меняющегося цифрового мира.
Кроме того, корпоративный университет становится площадкой для экспериментов и позволяет сотрудникам воплощать идеи и находить им применение в контексте бизнеса.
Один из ярких кейсов — появление в «Билайне» департамента роста и экспериментов, который возник благодаря бывшему менеджеру «Билайн университета» — идеологу корпоративного инкубатора, а в настоящее время руководителю упомянутого департамента.
Вывод: почему сотрудники с цифровым мышлением более успешны?
Цифровое мышление предоставляет одно из ключевых преимуществ для карьерного развития — более широкий спектр возможностей. Если компания обеспечивает благоприятную среду, сотрудники могут реализовать нечто большее, чем просто карьеру, перемещаясь не только по вертикали, но и приобретая новые роли, работая в разных командах, на разных проектах. Создавая условия для развития цифрового мышления, компания решает сразу несколько задач.
Во-первых, привлекает новых квалифицированных и мотивированных специалистов, которым интересно и важно работать в условиях цифровой реальности. Во-вторых, укрепляет лояльность уже работающих сотрудников, которые видят, что их новый рабочий уклад приводит к продуктивному сотрудничеству и приносит пользу всем.