Какие задачи корпоративного обучения решают новейшие VR-устройства

Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Во 2-м квартале 2019 года инвестиции в VR в мире, по данным Digi-Capital, достигли $346 млн. Развитие технологии позволяет бизнесу решать старые задачи обучения по-новому, пишет преподаватель «Нетологии» Денис Тамбовцев

Проблема № 1. Недостаток тактильных ощущений

VR сегодня активно применяется при обучении, повышении квалификации персонала, отработке регламента действий в сложных и чрезвычайных ситуациях. В последнем разработчики и бизнес видят большие перспективы: ведь часто сотрудники компаний невнимательно изучают инструкции, к примеру по пожарной безопасности, из-за слабой мотивации, а также неумения видеть связь между своими действиями и возникновением несчастных случаев. Несоблюдение регламента может привести к поломке оборудования, крупным финансовым потерям и человеческим жертвам.

В 2019 году белорусские разработчики из компании Teslasuit выпустили последнюю версию костюма с тактильной и обратной связью. В обтягивающий костюм, похожий на водолазный, встроены электроды. Поэтому он не просто переносит пользователя в виртуальную среду, но и позволяет ощущать всевозможные вибрации, симулирует ожоги и травмирование.

Костюм работает в паре с компьютером, который не присоединен проводами и анализирует движения человека на расстоянии. Биометрия передает данные об учащенном дыхании, пульсе, потоотделении. Эти признаки могут свидетельствовать о начале паники у обучаемого.

Где можно применить устройство

Костюм можно использовать для тренировок спасателей, медиков и других специалистов, от которых требуется быстрая и слаженная работа. Сейчас разработку тестируют при реабилитации пациентов, перенесших инсульты и инфаркты.

Проблема № 2. Отсутствие универсальных устройств для работы с мелкой моторикой

AliExpress еще в 2017 году запустил в России сеть VR-магазинов, позволяющих изучать ассортимент магазинов и делать покупки. Однако товары в этих магазинах нельзя потрогать.

На рынке уже появились разработки, которые решают проблему.

1. Перчатки для трекинга

Человек в VR-очках, надевший перчатки, может не только рассмотреть, но и потрогать предметы. Все самые известные модели перчаток с такими функциями выпустили компании Breq Labs и Noitom в 2018 году. В реальности большинство из них пока еще находятся в «зачаточной» стадии и далеки до готового универсального продукта.

2. Моушен-контроллеры, которые идут в комплекте со шлемами виртуальной реальности

Альтернативой перчаткам для взаимодействия с предметами в VR принято считать моушн-контроллеры, которые идут в комплекте с такими очками, как HTC Vive, Oculus Quest. Возможностей данных устройств хватает, чтобы закрыть множество потребностей в сфере систем управления.

Один из многообещающих вариантов развития концепции моушен-контроллеров — устройства управления из комплекта VR-шлема Valve Index, появившиеся на рынке в 2019 году.

Устройство работает так: человек надевает шлем VR, берет в руки моушен-контроллеры и переходит в иммерсивную среду. Инновационность этого устройства состоит в том, что оно оборудовано трекингом пальцев и 87 сенсорами, которые позволяют максимально точно отслеживать положение каждого пальца и силу сжатия. Ранее отслеживание точного положения каждого пальца в VR было невозможно.

Где можно применить устройства

Помимо ретейлеров подобные устройства нужны компаниям, сотрудники которых должны уметь обращаться с мелкими деталями — например, при сборке и обслуживании оборудования, проектировании, проведении виртуальных экскурсий.

Проблема № 3. Сложность реализации свободного перемещения на большой площади

Для решения определенных задач в виртуальной реальности необходима возможность свободного перемещения по большой площади. Например, во время тренировки спасателей важно отследить, смогут ли они физически передвигаться на большие расстояния с дополнительным оборудованием.

Перспективную новинку в сфере трекинга для b2b-сектора создала отечественная компания Antilatency (Antilatency Tracking System). Это система, состоящая из нескольких компонентов: трекер, который крепится на VR-гарнитуру, инфракрасная разметка на полу и серия модулей для реализации разных опций отслеживания. Кроме того, нужен специальный пол, обозначающий зону трекинга. Он позволяет системе точно отслеживать позицию пользователя и его перемещения. По данным разработчиков, такой пол можно положить на большой площади (до 10 тыс. кв. м). Анализируя движение в зоне отслеживания, система предсказывает следующую позицию объекта.

Где можно применить

Отечественные и зарубежные VR-парки уже используют эту систему. Например, ее внедрил у себя московский парк District Zero. Однако производители смотрят шире. Они считают, что новинка станет незаменимой в корпоративном обучении — сотрудников на опасных производствах, спасателей, пожарных, полиции, медиков, спецслужб, а также в реализации проектов Industry 4.0.

Полную версию материала читайте на РБК Pro

Обновлено 12.09.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть