«Сбер» — крупнейший в России и Восточной Европе банк. Обслуживает 107,6 млн физлиц и 3,1 млн корпоративных клиентов. С 2017 года развивает собственную экосистему финансовых, lifestyle и других сервисов на базе собственных компаний и партнерских моделей. Чистая прибыль по итогам девяти месяцев 2023 года достигла 1,149 трлн руб.
Задача
Помочь клиентам трансформировать бизнес, ускорить его рост и повысить эффективность с помощью цифровых технологий.
Предпосылки и мотивация
По данным «Сбера», 90% корпоративных клиентов банка задумываются о цифровой трансформации. Но только 30% из них понимают, с чего начать и как ее провести.
Сам «Сбер» находится в непрерывной трансформации собственных функций и процессов. Она помогла создать цифровую экосистему и полностью изменить подход к запуску новых сервисов. Например, time-to-market продуктов сократился в семь раз. Кроме того, у банка был большой опыт запуска цифровых платформ и кастомных цифровых проектов для внешних клиентов.
Анализируя свою базу крупных и средних клиентов, «Сбер» выяснил, что состав корпоративных клиентов, которые приносят основную прибыль, практически не меняется из года в год. «Получается, мы растем не за счет расширения базы, а за счет того, что растут наши клиенты. Поэтому главные KPI для нас — это лояльность клиентов и рост их бизнеса. Соответственно, нам нужно было стать для них не просто банком, а партнером по развитию», — говорит Дмитрий Трофимов, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса «Сбера».
В банке решили фокусироваться на том, что интересно владельцам компаний. Самой актуальной темой для них оказалась «цифра»: новые технологии, тренды, disrupt-решения для разных отраслей. Все это подтолкнуло к созданию сервиса, который помогает проводить цифровую трансформацию.
Решение
Запустить комплексную услугу DTaaS — Digital Transformation as a Service. Она включает поддержку на всех этапах трансформации — от разработки стратегии и реинжиниринга процессов до разработки и внедрения цифровых решений.
Реализация
DTaaS начался с пилота в 2021 году. С тех пор команда проекта создала и масштабировала собственную модель работы с бизнесом.
- В «Сбере» запустили новую роль — Customer Success менеджеров (CSM), которые помогают клиентам развивать проекты. Сегодня в банке работают уже более 100 таких менеджеров.
- Разработали собственную методологию процесса цифровой трансформации.
- Под каждую задачу выделили бизнес-аналитиков для работы в совместных с клиентами проектных командах.
- Сформировали сеть из более чем 200 партнеров. Это IT-компании, интегрирующие цифровые решения в бизнес клиентов «Сбера».
- Запустили собственный медиаресурс, посвященный цифровым технологиям и трендам в данном направлении, — «СберПро Цифровое развитие».
Сначала клиентам пытались подбирать цифровые решения, вспоминает Дмитрий Трофимов. Но проблема была в том, что при таком подходе очень редко удавалось сразу встроить эти решения в компанию и эффективно их использовать.
Поэтому в компании разработали комплексную методику, которая включает в себя пять этапов.
- Этап 1: осознание идеи цифровой трансформации
Один из самых сложных и длительных этапов. Аналитики и CSM вместе с клиентом разбирают ключевые бизнес-направления компании, цели и задачи.
Многие клиенты говорят, что хотят «быть цифровыми». Но требуется время, чтобы выяснить, что это значит для каждой конкретной компании: снижение затрат, оптимизация процессов, переход в цифровые каналы, запуск цифровых продуктов или что-то еще.
- Этап 2: стратегия
По словам Трофимова, у девяти из десяти компаний нет четко сформулированной стратегии. В таких условиях нельзя эффективно проводить цифровую трансформацию. Поэтому компаниям помогают определиться со стратегическими целями, прежде чем переходить к выбору и внедрению решений.
- Этап 3: реинжиниринг процессов и клиентских путей
Эксперты вместе с клиентом описывают процессы компании, клиентские пути внутри основных бизнес-функций, формируют целевую архитектуру и техзадания. Причем каждый отрезок процесса должен иметь четкие критерии принятия решений и оставлять цифровые следы. Если какой-то отрезок замыкается на сотруднике, который сегодня может принять одно решение, а завтра совсем другое, то никакой трансформации не произойдет.
- Этап 4: выбор цифрового решения
У «Сбера» есть множество собственных инструментов, которые он использует в цифровой трансформации клиентов. Это решения на базе технологий искусственного интеллекта, блокчейна и других. «Но поскольку мы зарабатываем не на цифре, а на росте основного бизнеса клиентов, то стараемся не просто заводить в проекты свои сервисы, а выбирать лучшее, что есть на рынке», — подчеркивает Дмитрий Трофимов. Именно для этого «Сбер» запустил партнерскую программу с интеграторами и вендорами. С помощью их компетенций и решений получается максимально закрывать потребности, возникающие в ходе цифровой трансформации компании клиента.
- Этап 5: внедрение и масштабирование
Финальные этапы проходят быстро, поскольку у клиента уже есть стратегическое видение и глубокое понимание идеи цифровой трансформации. Но у собственников постоянно появляются новые идеи и задачи. Поэтому, как только внедрено какое-то решение, начинается новый пятиэтапный цикл.
Уже в рамках первого цикла в компании, как правило, складывается команда цифровой трансформации, которая работает как проектный офис. «И дальше клиент уже «на автопилоте» сам продолжает меняться. По сути, мы прививаем компании культуру цифровой трансформации, непрерывных изменений и роста», — говорит Трофимов.
Для развития направления DTaaS «Сбер» запустил два ежегодных мероприятия — хакатон по цифровой трансформации бизнеса и конференцию партнеров SberPro Tech.
В 2023 году к конференции в режиме онлайн подключились около 1,2 млн зрителей, а всего она набрала больше 6 млн просмотров. «Рынок очень ждал методологии, которая поможет делать безопасную и правильную цифровую трансформацию», — объясняет интерес к мероприятию управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса «Сбера».
На хакатон приглашают специалистов из российских IT-компаний, которые заинтересованы в сотрудничестве с крупными брендами. Участникам предлагают создать цифровое решение и встроить в него элементы финтеха «Сбера» и AI-компоненты через API.
Победителей хакатона 2023 года объявили на конференции AI Journey. Они получили возможность внедрить свои разработки в решения для клиентов «Сбера».
Победители хакатона SberPro Tech 2023
- Nocode.ru
Платформа для цифровой трансформации. Позволяет создать экосистему цифровых сервисов (документооборот, клиентский портал, бюро пропусков и т.д.) с поддержкой необходимой бизнес-логики. Для крупных компаний продукт запускают на инфраструктуре клиента (on-premise), для средних и малых предоставляют по модели SaaS (Software as a Service — ПО как сервис). Активное продвижение платформы намечено на 2024–2025 годы.
Какие сервисы «Сбера» встроены: кредитование и расчеты, эквайринг, Sber ID + ИИ-распознавание объектов, например документов.
- SRM ЦеновикPRO
Платформа для управления взаимоотношениями с поставщиками (SRM — Supplier relationship management). Автоматизирует сквозной процесс закупок и обеспечивает взаиморасчеты в сегменте b2b. Клиент получает набор проверенных практик в коробочном SaaS-решении, которое настраивается за один-два дня. По данным разработчиков, система сокращает операционные издержки на 30%, ускоряет закупки вдвое, повышает прозрачность на 80% (за счет анализа эффективности закупок, расчета экономии при их проведении, контроля каждого этапа и сроков закупок).
Какие сервисы «Сбера» встроены: моментальные платежи, подписки, рейтингование юрлиц, GigaChat, «Сбер Cloud».
- «АйТи Авиа»
Сервис смарт-контрактов для авиаперевозок. Позволяет проводить расчеты за грузовые авиаперевозки с гарантией оплаты для авиакомпаний, без депозитов и сложных сверок. Пользователи могут подключить финансовые сервисы, прежде всего кредитные. Аудитория платформы — логистические компании и e-commerce (уже подключено более 400 юрлиц), авиакомпании (на платформе работают 28 авиаперевозчиков, еще несколько крупных игроков подтвердили готовность к подключению).
Какие сервисы «Сбера» встроены: смарт-контракты, кредит для бизнеса, GigaChat.
Результаты
В 2022–2023 годах «Сбер» запустил более 1 тыс. проектов по цифровой трансформации клиентов. Более трети из них приходится на сферу торговли, 16% — на строительный сектор, 12% — на АПК.
Больше 500 проектов уже полностью реализованы. DTaaS позволяет компаниям расти быстрее рынка и улучшать динамику KPI, подчеркивают в «Сбере».
Многие компании-интеграторы, которых привлекали как партнеров под конкретный проект, масштабировали свои решения на целые отрасли и стали предлагать их рынку.
Например, сервис «Сезоны сбора» изначально создавался как локальное приложение для компании-переработчика и сборщика дикоросов в Карелии, а в итоге превратился в самостоятельное ПО для всей отрасли. Решение позволяет автоматизировать процесс закупок и управлять всей цепочкой — от приема и расчетов до переработки. В итоге решение превратилось в самостоятельный рыночный продукт, который теперь применяют по всей стране.
По такой же модели сейчас клиентами совместно с цифровыми командами «Сбера» на рынок выводятся платформы и сервисы для заказа и продажи различных товаров, проведения торгов по зерну, выкупа и расчетов за автомобили, металлолом, для решения логистических задач и даже для создания целых экосистем (как, например, экосистема мигранта — цифровые решения для миграционных центров).
Планы и перспективы
«Сбер» планирует значительный рост проектов цифровой трансформации бизнеса клиентов. К концу 2026 года их количество вырастет с текущей тысячи почти до 9 тыс. проектов.
Команда DTaaS «Сбера» уверена, что рынок этого сервиса только начал формироваться, а увеличившийся спрос на цифровые решения и современные технологии еще больше подогревают его рост. Поэтому DTaaS в банке будет развиваться благодаря углублению экспертизы команд и расширению спектра возможностей и предложений для бизнеса.
Реклама. ПАО «Сбербанк», erid: 4CQwVszH9pWupCbTbxe