«Тинькофф» — онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Число активных клиентов экосистемы превышает 30 млн человек.
Задачи
- Создать надежную технологию авторизации и верификации, которая защищает аккаунт пользователя от фрода на онлайн-платформах по всему Рунету.
- Предоставить партнерам технологии, повышающие эффективность бизнеса, лояльность клиентов и уровень безопасности в Сети.
- Связать потребности партнеров «Тинькофф» и потребителей.
Предпосылки и мотивация
Интернет-пользователи постоянно сталкиваются с ситуациями, когда нужно передавать свои данные онлайн и проходить идентификацию. Такая необходимость возникает в самых разных случаях — от оформления документов на новорожденного до получения образования, оформления на работу, покупок, путешествий и т.д.
Из-за неудобной авторизации или процесса подтверждения личности многие площадки и их пользователи испытывают сложности. Люди забывают пароли, опасаются передавать свои данные и зачастую покидают площадку.
Для своих клиентов «Тинькофф» облегчил процесс и создал сервис Tinkoff ID. Он позволяет проходить авторизацию в разных сервисах группы по технологии единого входа (Single Sign-On, или SSO).
Сервисы охватывают множество потребностей конечных пользователей. Но остается большое количество отраслей и направлений, где группа еще не присутствует. Поэтому в «Тинькофф» задумались о том, чтобы расширить использование ID и сделать его доступным за пределами экосистемы.
Решение
Запустить универсальный Tinkoff ID — быстрый и безопасный инструмент авторизации в любых сервисах Рунета за пределами экосистемы «Тинькофф».
Реализация
Саму технологию Tinkoff ID создали давно, она была центром экосистемы «Тинькофф», через которую клиенты получали доступ к продуктам группы — банкингу, инвестициям, мобайлу и другим.
Летом 2022 года компания запустила универсальный Tinkoff ID. Он позволяет партнерам подключиться к экосистеме, а клиентам «Тинькофф» — пользоваться их услугами так же быстро и безопасно, как внутри «Тинькофф».
«ID — достаточно гибкий инструмент. Он может выполнять самые разные задачи в зависимости от контекста», — рассказывает Виталий Бриедис, руководитель Tinkoff ID.
Одним из первых партнеров платформы стал WB Job. Это приложение, через которое Wildberries нанимает сотрудников. Процесс онбординга включает в себя регистрацию в приложении: так работодатель получает полный пакет данных о человеке и формирует трудовой договор. И тут есть два варианта — зарегистрироваться через «Госуслуги» или через Tinkoff ID.
«Мы достаточно популярны среди клиентов. Через нас проходят несколько сотен тысяч человек в месяц. И буквально в пару кликов можно оформить трудовой договор. Мы исключаем возможность ошибки, когда человек не так заполнил анкету. Полный перечень данных, разумеется, передается только с разрешения пользователя», — продолжает Бриедис.
К Tinkoff ID недавно также подключились «Авито» и ЦИАН. Они решают фундаментальную задачу — создание контура безопасности. У компаний есть инструменты аутентификации пользователя. Например, проверка паспорта по селфи или «Госключ». Теперь к ним добавляется Tinkoff ID. Партнеры «Тинькофф» отмечают, что после подключения платформы пользователи стали чувствовать себя в большей безопасности.
Для партнеров используется одна и та же технология. Различаются только нюансы: как настраивается платформа, какие передаются параметры, какие антифрод-мероприятия проводятся.
Как бизнесу подключиться к Tinkoff ID
Чтобы подключиться к платформе, нужно оставить заявку и пройти этап согласования. Сам процесс подключения базируется на нескольких важных аспектах.
Первый — диалог с партнерами. К каждому из них компания подходит индивидуально, чтобы понять контекст применения технологии. Вместе с партнером составляется Customer Journey Map (CJM) — макет визуализации клиентского пути.
Второй — проверка партнера. В «Тинькофф» трепетно относятся к данным. Поэтому если возникают какие-то сомнения, то бизнес дополнительно проверяется на предмет безопасности данных — какая информация нужна партнеру, как она шифруется и хранится. «Тут все строится на здравом смысле. Если, допустим, магазин носков просит предоставить СНИЛС и ИНН, то возникают вопросы», — отмечает Бриедис. По итогам аудита компания получает рекомендации по повышению уровня безопасности.
Третий — интеграция. Она предусматривает не только подключение, но и последующую поддержку.
«Мы не просто отдаем документацию и предлагаем стандартное решение. Мы понимаем, что один из ключевых элементов в бизнесе — это уровень сервиса. Если заранее не понимать потребности и боли партнера, то это просто лишняя трата времени, что нашего, что партнера. Мы никого не бросаем на произвол судьбы, развиваем отношения с партнерами и во время, и после интеграции, расширяем форматы взаимодействия», — подчеркивает Бриедис.
Чем Tinkoff ID отличается от других сервисов
ID есть у социальных сетей, поисковых и государственных сервисов, банков. Отличие «Тинькофф» в том, что исторически компания развивалась на стыке IT и финансов и обладает сильной финтех-базой.
Простой вход по логину и паролю или телефону — это всего лишь маленький аспект, за ним скрывается гораздо большее, утверждает Бриедис. Бизнесу важно облегчить жизнь клиента на протяжении всей воронки. Например, в e-commerce первая точка — зайти на сайт. Вторая — добавление товара в корзину, третья — авторизация, четвертая — платеж, пятая — доставка. И бизнес заинтересован в оптимизации всех этих элементов.
Благодаря Tinkoff ID потребителю доступно множество продуктов, например Tinkoff Pay или сервис «Долями», и он может осуществлять бесшовные платежи, оставаясь в контуре партнера платформы.
Кроме того, Tinkoff ID надежно защищает данные: пользователей — от компрометации и взлома, партнеров — от потенциальных схем злоупотребления. Так, верификация клиентов через сервис позволяет бизнесу точно узнать, настоящий ли человек пытается получить услугу и те или иные бонусы.
Наконец, бизнес получает индивидуальный подход к своим болям. «Тинькофф» консультирует партнеров так, чтобы высвободить максимальный потенциал из имеющихся технологий.
Что получает бизнес:
- повышение конверсии;
- автоматическое выставление счетов;
- интеграцию с финансовыми продуктами «Тинькофф»;
- идентификацию пользователя при каждом входе — помощь в борьбе с абьюзерами, дропперами и ботами.
Как защищаются данные
Пользователи очень чувствительны при совершении целевых действий, связанных с паспортными данными или другой критической информацией, например ИНН. Все эти сведения защищены шифрованием и никогда не передаются без разрешения самого пользователя. Пароль к Tinkoff ID невозможно скомпрометировать, поскольку постоянного пароля просто нет — вместо него используется One Time Password (OTP), одноразовый пароль, который генерируется при каждом входе.
Платформа также защищает бизнес от мошенников. По словам Бриедиса, в процессе развития платформы выяснилось, что многие компании страдают от уязвимостей. Например, в программах лояльности, когда пользователи получают вознаграждение за регистрацию. Мошенники злоупотребляют такими возможностями.
«Если у партнера есть какие-то сомнения, он может мотивировать пользователя пройти верификацию с нашей помощью. А мы, в свою очередь, уже виделись с этим человеком, проверяли его документы, знаем, как часто он пользуется нашей платформой. То есть мы можем быть максимально уверены, что это настоящий человек, а не какая-то фиктивная личность», — комментирует Бриедис.
Таким образом партнеры могут отсеять фейковые аккаунты от настоящих и предоставить качественный сервис реальным пользователям.
Результаты
На данный момент суммарное количество авторизаций по Tinkoff ID в месяц — около 1 млрд. Среди ключевых подключившихся партнеров — уже упомянутые «Авито», ЦИАН, Wildberries, а также VK, HeadHunter, СДЭК, S7, «Детский мир», правительство Москвы.
По словам Бриедиса, только на первых этапах подключения платформа Tinkoff ID помогла организациям сэкономить десятки миллионов рублей. В частности, за счет устранения уязвимостей, которыми могли пользоваться мошенники.
За полтора года на ресурсах партнеров средний ежемесячный рост авторизаций через Tinkoff ID составил более 20%. Благодаря платформе бизнес экономит большие ресурсы на поддержке авторизации.
Иван Смирнов, директор департамента экосистемных сервисов VK (включает VK ID):
«Сотрудничество VK ID с «Тинькофф» началось в 2022 году. Тогда мы вместе с другими партнерами работали над интеграцией средств беспарольной авторизации в магазин приложений RuStore.
Мы поняли, что наши цели и бизнес-интересы значительно пересекаются, поэтому начали активно развивать партнерство в сфере подтверждения данных аккаунта через Tinkoff ID. Мы признательны компании за сотрудничество в качестве нашего партнера по обеспечению доверительной и безопасной среды в Сети.
Наша совместная работа позволит предложить пользователям больше новых инструментов для комфортного онлайн-общения».
Андрей Рыбинцев, директор департамента Trust & Safety «Авито»:
«Мы запустили подтверждение профиля для частных пользователей с помощью Tinkoff ID в феврале 2023 года. Многие пользователи «Авито» хотят подтвердить профиль, чтобы получить значок «Документы проверены» — это делает их более надежными в глазах других пользователей.
Но процесс подтверждения с паспортом или водительским удостоверением удобен далеко не всем, поэтому упрощенное подтверждение данных в несколько кликов через Tinkoff ID является отличной альтернативой привычным способам проверки.
За три месяца через Tinkoff ID профиль на «Авито» подтвердили более 130 тыс. человек.
В целом верификация аккаунта через Tinkoff ID помогает «Авито» обеспечивать безопасность на площадке и повышать доверие между пользователями».
«Наша общая заинтересованность — помогать клиентам. Для нас это нефинансовый актив. Чем лучше восприятие нашего сервиса, тем лучше для бизнеса. Люди возвращаются в нашу экосистему, продолжают пользоваться нашими продуктами. Лояльность клиента рождается не из-за плюшек и фантиков, а из-за удобства и решения конкретных задач», — комментирует руководитель Tinkoff ID.
Планы и перспективы
В ближайшее время завершится интеграция Tinkoff ID с ключевыми финансовыми продуктами группы. «Мы хотим, чтобы это был модульный принцип. Так, чтобы при желании партнер мог сделать интеграцию Tinkoff ID + Pay, Tinkoff ID + «Долями», Tinkoff ID + «Тинькофф Кредит Брокер» и т.д.», — рассказывает Бриедис.
Компания продолжит совершенствовать технологии защиты данных и верификации пользователей, чтобы бизнес точно знал, с кем он взаимодействует.
Также в планах — расширение присутствия платформы на рынке, увеличение количества партнеров и диверсификация, чтобы не было перекосов в сторону предприятий из одного сектора экономики.
«Нет самоцели как можно быстрее подключить к платформе все компании. Сейчас мы сосредоточены на крупных игроках, они дают нам максимизировать охват с точки зрения соприкосновения с клиентом. Также сейчас интеграция построена на API, и ресурсы для его реализации зачастую есть только у крупных игроков. Есть еще сотни тысяч маленьких компаний. Безусловно, им тоже надо помогать, и мы будем рады видеть их на платформе. Это наша долгосрочная цель — сделать сервис максимально доступным, максимально автоматизированным для всех игроков на рынке», — заключает Бриедис.