Time to market: почему показатель важен в кризис и при чем тут облако

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Чем быстрее компания создает и запускает продукт, тем быстрее начинает извлекать из него выгоду. Разбираемся, как сократить показатель Time to market (TTM) для новых проектов
1

Что такое Time to market?

TTM — это время от начала разработки идеи до конечного запуска решения и его выхода на рынок. Например, для мобильного или корпоративного приложения Time to market начинается с момента, когда компания только решила его создать. И заканчивается, когда приложение публикуется в сторе или внедряется в компании.

Time to market — один из ключевых показателей для стартапов. Но он также важен для любых компаний, которые выпускают или внедряют новые решения.

Чем меньше значение TTM, тем лучше. Ведь если создание и запуск продукта затягиваются, компания может отстать от конкурентов и упустить выгоду. А инновационное решение — потерять свою инновационность. По данным Gartner, примерно 20% продуктов, выпущенных с задержкой, не достигают своих целей.

2

Почему этот показатель так важен в кризис?

Иногда эксперты называют срок выхода продукта на рынок термином Time to revenue, то есть временем до получения первой выручки. Это очень хорошо отражает ситуацию. Пока не пройдены все необходимые этапы подготовки и запуска, компания не начнет зарабатывать на новом решении.

В кризисные периоды у бизнеса, как правило, нет лишних ресурсов, чтобы вкладываться в проекты без быстрой отдачи. Тем более, что проект может «не полететь».

Но главное, сокращение Time to market позволяет компаниям серьезно экономить. Например, если речь идет о создании ИТ-продукта, зарплата ИТ-специалистов составляет сотни тысяч рублей в месяц. Уменьшив время выхода на рынок с нескольких месяцев до нескольких недель, эти ресурсы можно направить на другие цели.

Бизнес, прошедший через периоды экономической нестабильности, хорошо это понимает. После мирового кризиса 2008 года компания Amdocs отмечала рост внимания к TTM. Если в 2008-м его называли одним из важнейших бизнес-показателей только 58% поставщиков услуг и сервисов, то три года спустя цифра выросла до 70%. А сегодня сокращение TTM — одна из самых обсуждаемых тем в компаниях, которые выводят новые продукты на рынки.

3

Какие этапы включает в себя Time to market?

ТТМ включает несколько основных стадий, которые проходит команда при создании нового продукта или функции:

  • генерация идеи,
  • проектирование,
  • разработка,
  • запуск на рынок.

Чаще всего самый длительный этап — это разработка. К примеру, на создание приложения средней сложности может уйти от полугода.

4

Какие еще факторы влияют на Time to market?

Срок выхода на рынок прямо пропорционален сложности продукта и требованиям к его качеству. Многое также зависит от возможностей ИТ-подразделения компании, которая занимается разработкой. Однако даже в крупных корпорациях с собственным ИТ-департаментом релизы иногда готовятся намного дольше запланированного и содержат критические ошибки.

На TTM сильно влияет и выбранный подход к разработке: сроки создания решений полностью с нуля и из готовых компонентов отличаются в разы.

По подсчетам Gartner, только 55% продуктов запускается вовремя, а оставшиеся 45% релизов откладываются как минимум на месяц. «Продукт может не запускаться в запланированные сроки из-за нескольких факторов, включая отсутствие формализованных процессов запуска, задержки в разработке продукта (баги, ошибки, нестабильность функций), невыполнение требований клиентов, качество продукта или даже проблемы с поставками», — отмечают аналитики.

5

Как можно сократить Time to market?

Чтобы быстрее вывести продукт на рынок, компании часто готовят MVP (Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт, позволяющий получить обратную связь) с ограниченным функционалом и тестируют его на потребителях. Это позволяет выявить ошибки в продукте и оценить его востребованность.

Например, Uber начинался с упрощенного мобильного интерфейса, который использовали только основатели и их знакомые. Тарифные функции, платежи по кредиткам и отслеживание машин в реальном времени появились намного позже.

Однако после запуска MVP решение все равно приходится докручивать. Если делать это «по старинке», потребуется время.

Среди самых эффективных способов уменьшить TTM — использование облачных ИТ-ресурсов вместо физических серверов, отказ от архаичных подходов к разработке в пользу готовых решений на облачных платформах.

6

Каким образом облака помогают ускорить выход на рынок?

Облачные сервисы ускоряют процессы по двум основным направлениям.

  1. ИТ-инфраструктура в облаке разворачивается намного быстрее. На закупку и подготовку физических серверов нередко уходят месяцы. Затем архитектуру нужно долго настраивать под нужды компании. Получить аналогичный, полностью готовый к работе облачный ресурс можно за несколько минут.
  2. Скорость повышается за счет использования готовых сервисов для разработки.

Их предоставляют поставщики облачных услуг (облачные провайдеры) в рамках услуг PaaS — Platform as a Service. Эти сервисы специально спроектированы, чтобы ускорить и упростить процесс создания решений. Разработчики продукта получают готовую программную среду для написания, тестирования и размещения приложений вместе с набором дополнительных инструментов.

Так, на облачной платформе SberCloud.Advanced компании SberCloud интегрированы и инфраструктурные облачные услуги (IaaS), и платформенные PaaS-решения. Например, услуга развертывания приложений в облаке, бессерверные вычисления, облачные базы данных реального времени и другие продукты.

При этом облачные сервисы можно использовать как конструктор, собирая решение из готовых блоков. Это позволяет сначала без задержек создать MVP продукта, затем быстро протестировать его, внести изменения и выпустить на рынок готовую коммерческую версию.

Таким образом TTM решения сокращается в несколько раз. А сам процесс создания и запуска становится более прогнозируемым и надежным за счет автоматизированных систем работы с сервисами.

Как заявил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф, на встрече с инвесторами и акционерами (Investor Day 2020) переход на новую облачную цифровую платформу сократил Time-to-market новых продуктов «Сбера» в семь раз.

7

Каким компаниям и в каких проектах стоит использовать облако для сокращения TTM?

Облачные сервисы помогают выполнять почти любые задачи, связанные с созданием собственного ПО и кастомизированных корпоративных решений. Это может быть запуск чат-бота, дополнительный функционал для интернет-магазина, новый онлайн-сервис или приложение. То есть, речь не только о проектах ИТ-компаний и крупных «цифровых» корпораций. В облаке решения можно строить из уже готовых элементов, и для этого необязательно иметь глубокую экспертизу в ИТ.

В SberCloud отмечают, что их платформа позволяет создавать облачные продукты и сервисы в любых областях экономики, науки и образования — от мобильных приложений в ретейле до платформ дистанционного обучения для вузов и финтех-продуктов.

Наращивать использование облаков собирается большинство компаний, показало исследование Flexera: 59% предприятий ожидают, что облачные сервисы будут применяться шире, чем планировалось в доковидный период.

При этом эксперты отмечают рост интереса к PaaS и, в частности, контейнерным технологиям. Контейнеры — это автономные единицы ПО, в которых есть все необходимое для работы приложений — код, среда запуска, библиотеки и настройки. Компании используют их, чтобы быстрее разворачивать приложения и масштабировать процессы, указывают во Flexera.

8

Как это работает с ИТ-стартапом?

Возьмем один из самых распространенных примеров — технологический стартап, который активно работает с различными данными. Допустим, в стартапе активно используется ИИ. В этом случае ему понадобится облачная инфраструктура, желательно автомасштабируемая под клиентский трафик, управляемая база данных, сервис развертывания и управления контейнерами приложениями на основе Kubernetes, сервис аналитики данных, сервис мониторинга и управления приложениями и инфраструктурой и ряд других облачных услуг.

Почему облачных? Совершенно понятно, что cамостоятельная покупка оборудования, инсталляция и настройка взаимодействия всех этих приложений никак не вписывается в бизнес-модель стартапа с его ограниченным количеством финансовых, трудовых и временных ресурсов.

Единственный вариант успешно запустить такой стартап, это использовать готовые инфраструктурные (IaaS) и платформенные облачные сервисы (PaaS). Идеально, если они будут еще интегрированы между собой.

Поставщики облачных услуг уже предлагают такие варианты. Например, на платформе SberCloud.Advanced можно получить сразу и IaaS сервисы, такие как Elastic Cloud Server — легко конфигурируемый и масштабируемый виртуальный сервер с возможностью автомасшатбирования, а также все необходимые для быстрой реализации идеи платформенные сервисы (PaaS).

  • Cloud Container Engine — cервис для автоматизации развертывания, масштабирования и управления приложениями на основе Kubernetes.
  • Service Stage — облачный сервис для разработки и развертывания микросервисных приложений.
  • Relational Databases Service — сервис управления реляционной базой данных.
  • Ряд других облачных услуг.

Что важно в такой бизнес-модели. Размер оплаты облачных сервисов зависит исключительно от количества клиентов стартапа. Клиентов мало — потребление небольшое, затраты на облако минимальны. Количество клиентов и размер выручки растут — соответственно есть возможность спокойно масштабировать бизнес и увеличивать потребление облачных услуг.

9

Мы уже используем облачные сервисы. Как еще можно сократить TTM?

Основной совет — работать над MVP, избавляться от всего лишнего и концентрироваться на ценности для клиента и компании. Также стоит обратить внимание на концепцию Lean startup. Обобщайте и проверяйте гипотезы и, главное, постарайтесь как можно раньше получить обратную связь от потребителей продукта. Как показывает опыт, даже самое длительное и детальное тестирование не заменит мнения живого пользователя.

Обновлено 18.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть