Задача
Предложить предпринимателям универсальное кассовое решение и освободить их от лишней рутины, связанной с приемом платежей.
Предпосылки
Летом 2021 года в России завершился переход бизнеса на онлайн-кассы. Теперь использовать их нужно большинству предпринимателей.
Но чтобы начать официально принимать оплату и проводить кассовые операции, ИП или компании должны совершить целый набор действий. Необходимо приобрести само кассовое оборудование или смарт-кассу, купить и установить фискальный накопитель, заключить контракт с оператором фискальных данных, зарегистрировать кассу в налоговой.
При торговле маркированными товарами нужно также настроить через оператора фискальных данных передачу кодов маркировки из чеков в систему «Честный знак».
А с учетом стабильного роста доли оплат по карте необходимо обеспечить покупателям возможность безналичных способов оплаты. То есть предпринимателю нужно отдельно подключать сервис торгового эквайринга. По оценке ВТБ, 80% касс сегодня предоставляются клиентам без этого сервиса.
«Мы изучали рынок и поняли, что предприниматели не хотят заниматься этой рутиной. Поэтому мы задумались о том, чтобы взять на себя все эти процессы и упростить жизнь бизнесу», — рассказывает руководитель департамента анализа, координации и продуктового развития, старший вице-президент ВТБ Юлия Копытова.
Антон Гаврилов, «Первый ОФД», коммерческий директор:
«Переход на современные мобильные решения обеспечит предпринимателям экономию времени и оптимизирует для них множество рабочих процессов. Бизнес сможет сконцентрироваться на привлечении клиентов, росте прибыли и качественном оказании услуг.
При этом разнообразие способов оплаты, которое ранее мог предоставить своим клиентам только крупный ретейл, позволит не загонять покупателей в жесткие рамки наличной оплаты. А значит, не терять продажи, обеспечить лояльность покупателей и их возвратность.
Будущее платежных решений — в мобильной оплате. Уже сейчас все больше платежей проходит через смартфоны с функцией NFC. Не так давно появилась возможность подключить оплату по QR-кодам через СБП и принимать электронные платежи с гораздо более низкой комиссией, чем при классическом эквайринге. Все это помогает снизить финансовую нагрузку на предпринимателя».
Решение
В банке создали «коробочное» решение — «ВТБ-кассу», которая объединяет все необходимое оборудование и ПО для приема основных видов платежей. Банк взял на себя предварительную работу по подключению и настройке, предложив клиентам готовое к использованию устройство.
Реализация
Функции и возможности
Разработчики объединили в решении эквайринговый терминал и онлайн-кассу. В состав «ВТБ-кассы» входит компактное кассовое устройство, сканер штрих-кодов, принтер для чеков, также устройство комплектуется фискальным накопителем.
«ВТБ-касса» работает с банковскими картами, наличными, бесконтактной оплатой, подключена к Системе быстрых платежей (СБП). Устройство фискализирует операции, совершенные любым из перечисленных способов.
«Для наших клиентов плюс работы с QR-кодами Системы быстрых платежей в том, что деньги сразу же поступают на расчетный счет и тарифы по СБП ниже, чем по эквайрингу. Экономия значительная: по СБП предприниматель платит комиссию за операцию 0,4 или 0,7%», — отмечает Юлия Копытова.
ВТБ-касса подходит для сфер, сочетающих доставку и прием безналичной оплаты, например для курьерских служб. Решение также будет удобно для предпринимателей, принимающих оплату на сайте: операция проходит с помощью интернет-эквайринга и фискализируется на «ВТБ-кассе».
Кассу можно использовать при работе с маркированной продукцией — табаком, обувью, шубами, лекарствами. Она самостоятельно передает данные в систему «Честный знак».
Устройства оснащены функцией телеметрии — передачи данных о техническом состоянии. Она позволяет службе поддержки удаленно мониторить работу онлайн-кассы, выявлять возможные ошибки и их причины и удаленно устранять, не прерывая бизнес-процессы компании.
Подключение
Банк взял на себя все бюрократические процедуры, необходимые для старта приема платежей. В итоге для предпринимателя число шагов при подключении сократилось с шести до одного.
«Важно было наладить взаимодействие со всеми участниками и подрядчиками, чтобы все работало быстро и процесс был бесшовным для клиентов. При подключении кассы задействованы и удостоверяющие центры, и оператор фискальных данных, и вендоры, и установщики. Всю цепочку нужно было выстроить на стороне банка, чтобы клиент мог об этом даже не задумываться», — говорит Юлия Копытова.
Все необходимые документы оформляются за один визит в банк. Клиент получает преднастроенную кассу. Для начала работы требуется лишь подписать с помощью электронной подписи (КЭП) заявление для ФНС, которое придет на указанный e-mail клиента. После этого касса автоматически будет введена в эксплуатацию. Процедура занимает несколько минут. Операции можно проводить сразу, они полностью соответствуют закону о применении контрольно-кассовой техники (54-ФЗ).
Стоимость
Само оборудование предоставляется бесплатно. Предприниматель платит за подключение кассы с фискальным накопителем. Стоимость зависит от срока действия фискального накопителя, который требуется клиенту по его системе налогообложения, — на 15 или 36 месяцев. За прием оплаты по картам взимается комиссия от 1,3% в зависимости от сферы деятельности и оборота компании.
Чтобы обеспечить возможность работы с «ВТБ-кассой» даже небольшим и только что запустившимся компаниям, в январе 2023 года ВТБ запустил ко всем пакетам услуг одноименную дополнительную опцию «ВТБ-касса». Она позволяет оплачивать подключение кассы в рассрочку: в первый месяц клиент может погасить около половины стоимости, затем ежемесячно оплачивать небольшими фиксированными частями.
Обучение
Многие клиенты банка — предприниматели, только начинающие бизнес. Поэтому на первых этапах у них возникает много вопросов.
«Новоиспеченный бизнесмен должен усвоить огромные объемы информации, чтобы вести все дела в соответствии с законодательством. По 54-ФЗ было много вопросов: какой тип фискального накопителя использовать? как подключить маркировку? ..» — говорит Юлия Копытова.
Учитывая это, банк организовал дополнительное обучение как для своих сотрудников, так и для предпринимателей. С контакт-центром проработали основные вопросы, волнующие клиентов, для пользователей подготовили подробные инструкции.
Результаты
По состоянию на март 2023 года «ВТБ-кассу» подключили более 10 тыс. клиентов. При этом многие приобретают сразу несколько устройств.
«Рынок позитивно принял продукт, мы отмечаем повторные обращения клиентов за новыми устройствами. Есть кейсы, когда клиенты сразу заказывали по 16 и более касс в разные регионы», — отмечает Юлия Копытова.
Что говорят клиенты о решении
Диана Андреева, индивидуальный предприниматель, руководитель центра подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Декарта» (Москва):
«Само устройство показалось нам довольно простым и интуитивно понятным, особенно понравилась опция оплаты с помощью QR-кодов Системы быстрых платежей. Наша основная услуга — это образовательные курсы. Как правило, они оплачиваются ежемесячно. Но родителям учеников не всегда хочется приезжать лично, чтобы внести оплату. Поэтому для нас было бы удобно, если бы мы могли просто выслать QR-код на оплату родителям и принять оплату дистанционно, а чек отправить по СМС или электронной почте либо напечатать и передать через ребенка. Скоро эту опцию обещают добавить».
Константин Князев, индивидуальный предприниматель (Ярославль):
«Я занимаюсь продажей, установкой и монтажом систем очистки воды. То есть продаю как товары, так и услуги. Раньше мы занимались в основном оптовыми заказами и работали с юрлицами. Но когда пришли в розницу, появилась необходимость в кассе.
Мы часто выезжаем к клиентам в загородные дома для монтажа оборудования. Терминал ВТБ работает от сим-карты — можно взять его с собой на выезд, чтобы клиент оплатил все на месте и сразу получил чек».
Арсений Косенко, CEO LifePay (предоставляет платежные решения для бизнеса):
«Развитие мобильных POS-решений — следствие растущего рынка доставки и возросшего спроса. Кроме того, рост рынка драйвит развитие технологий для приема платежей. Появляются легкие и доступные softPOS-решения для приема карт, инструменты для приема QR-платежей через СБП и другие платежные системы.
Легкость и доступность решений делает жизнь бизнеса проще, так как снижаются расходы на платежную инфраструктуру, а организация приема платежей уже не является самым главным в бизнесе. Покупатели быстро привыкают к хорошему, и оплата при доставке становится необходимостью. Если бизнес не обеспечивает себе прием платежей при доставке, то рано или поздно это приведет к потерям в продажах.
Россия является одним из мировых лидеров по развитию финтеха. У нас и softPOS, и QR СБП сильно развиты, на смену зарубежным пэй-сервисам пришел Mir Pay.
Но расти есть куда: сохранится тренд на развитие финтех-компаний, рост экосистемных игроков и интеграции платежных инструментов».
Планы и перспективы
В конце 2022 года банк выпустил soft-pos-версию «ВТБ-кассы», которая позволяет принимать оплату с помощью смартфона. Фискализация осуществляется на основной кассе или удаленной онлайн-кассе, расположенной в Центре обработки данных (ЦОД). Решение подходит для курьерских служб, мобильных бизнесов, фирм с несколькими точками продаж — в этом случае достаточно приобрести только одну «ВТБ-кассу», к которой будет привязано неограниченное число ее «мобильных» версий.
«Мы понимаем, что компаний много и у всех свои потребности. Поэтому хотим сделать универсальное омниканальное решение, которое позволит предпринимателю принимать оплату в любом формате», — говорит Юлия Копытова.
Банк намерен создать универсальную экосистему платежных решений, которая позволит значительно упростить жизнь предпринимателя за счет интеграции платежного сервиса с полезными бизнес-инструментами по аналитике, учету, CRM и другими. В итоге это позволит вести бизнес еще удобнее и эффективнее.
В ВТБ также прогнозируют, что в сегменте малого и среднего бизнеса стационарные кассы и платежные терминалы, а также бумажные чеки в скором времени уйдут в прошлое. Их место займут облачные цифровые решения, а чеки будут приходить покупателям в виде QR-кодов или по электронной почте.