Внутренний туризм — «новый черный»
Так говорят в туристической индустрии по всему миру: внутренний туризм на гребне урбанистической повестки. Еще в декабре 2021 года правительство России утвердило государственную программу по развитию туризма, которая предполагает объединение точек притяжения туристов в разных субъектах страны в единые маршруты. С учетом потенциала выделено 12 приоритетных туристических макротерриторий, которые включают в себя 52 субъекта России. Перед Ростуризмом и разработчиками стоит задача внедрить комплексный подход к их развитию через концепцию территориального планирования.
В июне 2022 года на ПМЭФ состоялось подписание соглашения между Ростуризмом и главами восьми регионов, входящих в туристический макрорегион «Из Москвы в Санкт-Петербург». В результате планируется разработать туристический мастер-план этого макрорегиона. Уже сегодня в разработке находится три макротерритории: Большое Золотое кольцо, Дальний Восток и Западный Юг России.
В рамках нацпроекта «Развитие туризма и индустрии гостеприимства» также разрабатывается схема развития туризма России в целом, которую Ростуризм презентовал на форсайт-сессии в Нижнем Новгороде в июле 2022 года. Заместитель руководителя ведомства Елена Лысенкова сообщила, что разработка проекта ведется в два этапа. Первый включает в себя оценку туристического потока территорий, точек входа и проработку маршрутов. В рамках второго этапа будет выработана схема развития туризма в стране, моделирование туристического потока на перспективу до 2035 года. Акцент будет сделан на межрегиональных маршрутах, обеспечивающих связность регионов.
Что такое мастер-план
В России этого слова не было до 2010 года. Сегодня понятие мастер-плана широко применяется, и в стране разработано несколько десятков таких документов, но нормативно мастер-планирование пока не закреплено. При этом за рубежом вся городская документация и стратегия развития города изначально накладывается на все социально-экономические факторы и называется мастер-плэннинг.
Мастер-планирование — разработка документа (мастер-плана) на стыке стратегического и территориального планирования, который объединяет в себе как цели, задачи и шаги по их достижению в части социально-экономического развития (города, региона, макрорегиона), так и в части управления пространственным развитием. Это комплексный многосоставной документ, который предполагает вовлечение всех заинтересованных сторон: местные жители, экспертное сообщество, бизнес, органы власти.
«Для России это нововведение, которое пока нормативно не закреплено, но активно внедряется. «ВЭБ.РФ» разработали национальный стандарт мастер-планов. Все идет к тому, что мастер-план появится в законодательстве: Ростуризм прорабатывает новый закон о туризме вместо старого, 1996 года, и там вводится понятие туристического мастер-плана. Рассматривается возможность внесения изменений в законодательство в части включения мастер-плана в документы стратегического планирования. Важно дать нормативную возможность городам и регионам заказывать такие документы, потому что сегодня они могут финансировать за счет бюджетных средств только то, что предусмотрено законом», — поясняет руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа «ВЭБ.РФ») Ксения Титова.
Как устроен туризм?
Туристический опыт, в первую очередь, состоит из выбора места посещения (дестинации): «Куда я еду». Чаще всего это какая-то известная локация, о которой мы слышали ранее. Далее — организация бытовых деталей путешествия: как туда добраться, где разместиться, где питаться. И уже на местности — выбор мест привлечения (аттракций) и маршрутов. Все это вместе формирует так называемый турпродукт.
Распределение туристов по локациям составляет турпоток. А одними из важнейших показателей рынка является продолжительность поездки и возвратность туриста, то есть повторное посещение места. Они, в свою очередь, зависят от турпродукта.
«В России есть множество ярких, запоминающихся локаций: Камчатка, Сахалин, Байкал, Кавказ, Калининград, — места, которые мечтает посетить каждый. Важно, чтобы за ними стоял сформированный турпродукт, за которыми поедет турист. Над этим мы и работаем», — говорит Титова.
На туристический поток и показатели эффективности туризма в каждом регионе влияет инфраструктура — то, насколько удобно добраться до места. Сегодня большинство регионов вынуждены путешествовать по стране с «коленом» через Москву или другой крупный город (если едут куда-то кроме Москвы). При этом в столицу и Подмосковье совершается только 24% всех туристических поездок, а Москва, в свою очередь, является источником лишь 20% странового турпотока. Например, находясь на Сахалине, ты не можешь приехать на Камчатку, хотя это ближе: надо лететь через Владивосток.
«В России есть много привлекательных туристических объектов мирового уровня, и если сделать дорогу до них комфортной, можно коренным образом увеличить их туристическую привлекательность. Однако плотность дорог даже в обжитой части России мала, особенно дорог высших технических категорий (их меньше 7000 км на все 1,5 млн км дорог в России). С точки зрения туризма автодороги — абсолютно ключевой вопрос.
Урбанистка Джейн Джекобс сказала: «Для того, чтобы жить, город должен что-то продавать за крепостную стену». Любую продукцию, но выгоднее всего городу продавать впечатления. Это лучшее, что можно придумать для старинных русских городов. Дело за инфраструктурой, которая, в свою очередь, даст рабочие места местным и простор для бизнеса», — комментирует Михаил Блинкин, научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
Жилье — другой важный атрибут путешествия. В России высока доля «серого» рынка, которая в некоторых регионам доходит до 30% от всего номерного фонда. Это неофициальные средства размещения: апартаменты, квартиры, гостевые дома. Они становятся проблемой для всех игроков отрасли: такой рынок сложно посчитать, а его участники не платят налоги. Наконец, под сомнением и качество таких услуг. Все это сказывается на продолжительности поездки.
Как туристам мешают границы регионов
«Кроме того, на продолжительность поездки влияет связность: приезжая в Тарусу (Калужская область) турист мог бы дополнить свое путешествие поездкой в Поленово (Тульская область), которое находится всего в 5 км по Оке, но из-за редкого речного сообщения такая возможность есть далеко не у всех. Налаживание межрегиональных связей приводит к росту турпотока регионов, а туристам дает доступ ко множеству аттракций, широкому выбору мест размещения и новым маршрутам.
Вот почему мы говорим о том, что регионам важно быть связанными между собой в единое туристическое пространство. Турист не мыслит и не должен мыслить административными границами регионов. В этом преимущество макрорегионального развития туризма, где первичен продукт, а не его территориальное расположение», — продолжает Ксения Титова.
Попадая на территорию Большого Золотого кольца турист не думает о том, в какой области он сейчас находится, ему интересна конкретная локация. Другой пример — Байкал. Его невозможно рассматривать как туристическое направление в рамках одного субъекта, поскольку оно охватывает территории нескольких регионов — Бурятии и Иркутской области. Именно поэтому в рамках нацпроекта был выбран подход к развитию туризма на уровне макрорегиона, словно стирающий для туриста границы регионов.
Внутренний туризм: было — стало
Во времена СССР отдых населения планировался и организовывался централизованно по направлениям туризма (курортно-оздоровительный, культурно-образовательный) и в зависимости от целевой аудитории (комсомольцы, дети, пионеры, трудовая молодежь). Но это всегда был групповой или организованный (пакетный) туризм. Сегодня турист сам выбирает локацию на основе чека за поездку, который формируется суммой трат на передвижение и размещение.
По данным комплексного анализа, проведенного в рамках разработки мастер-планов, сейчас тренд смещается с групповых поездок на индивидуальные, а туристы стремятся получить уникальный туристический опыт. Современный турист предпочтет отправиться в путешествие на машине или на поезде (эти виды транспорта — одни из самых популярных в стране сегодня, отмечает Титова).
Этот сдвиг от группового туризма к индивидуальному очень важен для индустрии, именно он формирует предложение на рынке. В результате появляются нишевые локации с уникальным позиционированием. Для облегчения доступа к таким местам, равномерного распределения туристического потока по стране, обогащения туристического опыта (чтобы в ходе одной поездки турист мог увидеть больше) и популяризации малоизвестных локаций был выбран пространственный подход к развитию туризма и инструмент мастер-планов.
Пространственное развитие туризма — понимание распределения турпотока по территории (существующего и прогнозного), точек входа (вокзал, аэропорт, трасса), распределение туристической инфраструктуры (и как это соотносится с прогнозными нагрузками по турпотоку), аттракции, распределенные по видам туризма (например, экстремальный, паломнический, студенческий, деловой, событийный и так далее). По этим слоям осуществляется картирование аттракций, проработка маршрутов, распределение инфраструктуры.
Где сейчас отдыхают в России?
В состав макрорегионов, участвующих в госпрограмме, вошли популярные туристические направления внутри России: Камчатка, Сахалин, Приморье, Байкал, Екатеринбург, Алтай, Калининград, Москва и Санкт-Петербург, Мурманск, Золотое кольцо, южные морские курорты, Дагестан, Поволжье. Дальше в сознании массового туриста начинается «просто Россия».
«В рамках общероссийского туристического мастер-плана ставится задача проработать ту «остальную Россию», которую пока не очень знают, но где есть что посмотреть. Мы планируем предложить новый турпродукт за пределами уже выявленных 12 макрорегионов», — заключает Ксения Титова.
Зачем регионам объединяться?
Обычно соседние регионы конкурируют за туристов, боясь потерять часть своего турпотока, но забывая о том, что сотрудничество несет в себе больше преимуществ, чем конкуренция. Одна из ключевых задач, которую решает мастер-план туристского макрорегиона — показать регионам, что формирование единого турпродукта им выгодно. Сотрудничество дает суммарный поток и, соответственно, увеличивает доходность.
Создаваемые мастер-планы базируются на принципе мультимодальности маршрутов: «поезд — автобус — каршеринг — велосипед — паром (ведь большинство туристических городов России находятся на реках)». За счет возможности смены средства передвижения сам маршрут становится интереснее, насыщеннее, а его планирование — проще. Как следствие, увеличивается продолжительность поездки, а значит, и показатели эффективности туризма для региона.
«Бесшовная пересадка очень важна для развития внутреннего туризма. Массовый турист в первую очередь думает не про эмоциональные впечатления, а про бытовые удобства: выбор способов доехать до точки интереса, обустроенный вокзал, перехватывающая парковка. Хороший пересадочный узел всегда становится культурным, развлекательным, торговым местом притяжения уже не только для туристов, но и внутри города», — уверен Блинкин из ВШЭ.
Кто играет главные роли в проекте
Местная власть
Что требуется от региональных властей? Данные и информация, сотрудничество в рамках проработки анализа и решений. Никто лучше них не знает город, регион и аттракции. Сбор и систематизация исходных данных, в том числе статистических, — сложнейший этап в работе над мастер-планами. Команда проектного офиса «ПроГорода» уверена: «Предоставлять данные, быть в диалоге, верифицировать, давать комментарии — лучшая помощь. С другой стороны, важно содействие самих регионов по внесению наших предложений в свои нормативные документы: стратегии, городскую документацию. Без этого мастер-планы просто не заработают. И, конечно, поиск инвесторов — это большая работа. Мастер-план для регионов — это в первую очередь инструмент, способ принятия решений. На его основании региональные власти могут определять приоритеты для бюджета, обосновывать заявки на финансирование, оформлять инвест-лоты в области туристической инфраструктуры. Их роль — огромна».
Примером реализации такого сотрудничества с РБК Трендами поделился Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец»: «Мы участвуем в разработке мастер-плана с прицелом на реализацию инвестиционного проекта в несколько сотен миллионов рублей. Хотим увеличить всесезонный номерной фонд до 600 номеров. Теперь нужно смоделировать, как это сделать, учитывая наши особенности и отношение к природе. Тут же встает вопрос инженерных и дорожных сетей. Дорога в Никола-Ленивец будет отремонтирована к сентябрю благодаря поддержке губернатора».
Малый бизнес
Из данных, полученных в ходе первого этапа крупного социологического опроса, проведенного в рамках разработки мастер-планов, стало ясно, что большинство местных жителей готовы работать в туризме, но не в качестве наемных работников, а развивая собственный бизнес.
Прямо сейчас местный бизнес и формирует современный турпродукт. Большинство новых точек притяжения — это частные инициативы. Среди примеров можно назвать арт-парк Никола-Ленивец, Коломенскую пастилу, знаменитую тульскую калачную «Марк и лев», ресторанные проекты Вадима Дымова в Суздале, лесной терем Асташово, фермерские обеды в деревне Княжево Ярославской области и многое другое, — все это частный бизнес.
«Мастер-план крупных территорий значительно упрощает инвесторам принятие решений, потому что его разрабатывают и под ним подписываются и муниципалитет, и регион, и отдельные федеральные структуры, например, Минприроды, в ведомстве которого находятся особо охраняемые природные территории. То есть, он создается не для того, чтобы привлечь туристов, а для того, чтобы привлечь инвесторов и построить больше объектов, которые притянут туристов и помогут справляться с потоком», — продолжает Иван Полисский.
Низовая инициатива формирует турпродукт, который потом и продвигает регион. Без нее мы бы так и жили в сувенирной парадигме пряников, самовара и гжели. Власть видит и ценит такой вклад, именно поэтому, например, был отменен НДС для гостиниц: Ростуризм занимается продвижением и других упрощающих инструментов для рынка.
Что дальше?
Сегодня в разработке находятся три макротерритории — Большое Золотое кольцо, Дальний Восток и Западный Юг России, а также туристическая схема всей страны. На разных этапах будут проработаны основные технико-экономические параметры размещаемых объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, архитектурный код, будет произведена оценка и прогноз турпотока, рассчитана нагрузка на инфраструктуру и даже экосистему.
Каждый проект будет содержать не менее двух инвест-лотов для каждого региона-участника, в границах которых будут проработаны решения для всесезонных курортов. Для них, в свою очередь, будут проработаны функциональная модель территории, зонирование, планы реализации с потенциальными источниками финансирования и индикативной стоимостью. Срок разработки всех четырех мастер-планов — до 1 декабря 2022 года, а период реализации проектов рассчитан до 2035 года.
Разработчиками будут предложены изменения в региональные градостроительные документы, а также федеральные нормативные акты. Это позволит обеспечить реализацию решений, предложенных в мастер-планах.