Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как мероприятия «Сбера» перемещаются в виртуальную реальность

Фото: Shutterstock, Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Shutterstock, Максим Блинов / РИА Новости
Двухдневный Investor Day «Сбера» прошел в виртуальном формате с использованием нестандартных 3D-, AR- и VR-решений. Разбираемся, что эти технологии дают организаторам

Эффекты и фоны

Последний раз встреча «Сбера» с инвесторами проходила три года назад — в Лондоне и в очном формате. Но, учитывая коронавирус и закрытые границы, мероприятие на этот раз перенесли в виртуальный режим с открытой трансляцией на сайте.

Investor Day: Strategy 2023. Онлайн-презентация стратегии Сбера и дискуссия в прямом эфире

Организаторы опирались на опыт проведения «СберКонф» в сентябре 2020 года. Конференция изначально планировалась в офлайне, но планы пришлось изменить. В итоге «Сбер» провел громкую онлайн-презентацию с сюжетом, скетчами о продуктах и участием селебрити. На мероприятии было много визуальных эффектов — 3D-графика, элементы AR и VR.

Двухдневную встречу с инвесторами 30 ноября и 1 декабря провели по более лаконичному сценарию, но с применением тех же технологий.

Топ-менеджеры компании презентовали свои направления на объемном VR-фоне. Основой для фоновой картинки стала визуальная концепция инновационных офисов «Сбера» в «Сколково» и на Кутузовском проспекте. Для некоторых презентаций выбрали специальный тематический фон. Например, об инновационных цифровых продуктах глава Сбербанка Герман Греф рассказывал из ЦОДа суперкомпьютера «Кристофари».

Слой дополненной реальности (AR) на Investor Day использовали для элементов презентаций. С его помощью на переднем плане визуализировались ключевые цифры и тезисы докладов.

VR, AR и 20 метров экрана

Виртуальная и дополненная реальность — один из ключевых трендов на ивент-рынке. В цифровой формат в 2020 году переместилась большая часть бизнес-мероприятий, и участники индустрии уже смирились с тем, что это надолго. Так, по данным ивент-платформы Bizzabo, 82% компаний планируют подождать до 2021 года или дольше, прежде чем возвращать события в офлайн.

Онлайн-формат дает свои преимущества — 80% опрошенных Bizzabo отмечали, что переход в «цифру» помогает увеличить охват. Но при таком количестве digital-мероприятий они неизбежно становятся однообразными.

VR и AR — один из самых эффективных способов этого избежать. Например, когда аналитики PwC изучали эффекты от применения VR в тренингах, они выяснили, что технология повышает эмоциональный отклик от материала в 3,75 раза по сравнению с обычным онлайном. Компания ожидает, что к 2030 году около 23,5 млн сотрудников компаний по всему миру будут использовать AR и VR для обучения, встреч и улучшения клиентского сервиса.

Какие задачи корпоративного обучения решают новейшие VR-устройства Фото:Qilai Shen / Bloomberg

Однако на крупных событиях требуются намного более сложные технологические решения, чем на тренингах. Для проведения «СберКонф», а затем и Investor Day, «Сбер» собрал собственную Virtual Production Studio из 20-метрового диоидного экрана, пола и потолка. При этом организаторы применили нестандартный для ивент-индустрии набор технологий.

Движок от шутера и роборука

Для управления виртуальным комплексом и вывода контента на экраны, команда «Сбера» использовала платформу Unreal Engine. Она считается одним из самых продвинутых инструментов для создания 3D и VR в реальном времени.

Платформа выросла из игрового движка, созданного компанией Epic Games. Первую версию разработали в конце 1990-х годов для шутеров от первого лица, затем начали применять в других играх, включая файтинги, экшны, квесты и симуляторы.

Apple против Fortnite: самая эпичная схватка в игровой индустрии Фото:Unsplash

С тех пор было выпущено несколько релизов, а возможности движка сильно расширились. Сейчас разработчики позиционируют его как инструмент «для предоставления передового контента, интерактивного опыта и иммерсивных виртуальных миров». К примеру, в киноиндустрии его используют для создания спецэффектов.

На «СберКонф» и Investor Day съемку вели с помощью роборуки, перемещения которой точно синхронизировались с AR- и VR-контентом. По похожей технологии снимали, например, сериал «Мандалорец». Но там был только виртуальный задник для панорам без дополнительных VR-слоев. По словам представителей «Сбера», созданный компанией сетап — единственный в России и мире на сегодняшний день.

Управляя изображением с помощью Virtual Engine, организаторы выводили фоны на экране за спинами спикеров в режиме реального времени. Сама фоновая картинка позиционировалась в соответствии с перемещениями камеры. В результате получился полный 3D-эффект, как будто спикер находится внутри изображения.

«Это позволило нам сделать визуальный ряд более объемным и динамичным и удерживать внимание зрителя даже на очень лаконичном контенте. Мы будем развивать наши технологические решения для съемок и использовать их в других мероприятиях», — отмечают в «Сбере».

Трансляцию Investor Day на русском и английском языках посмотрели больше 1,3 млн зрителей. Презентация получила хорошие отзывы участников — представителей банков и инвестфондов. В частности, они отметили высокое качество аналитики и интересную подачу.

О чем говорили на Investor Day «Сбера»

Топ-менеджеры компании рассказали о достижениях за последние три года и представили новую трехлетнюю стратегию. Больше всего внимания было уделено технологическому развитию, диверсификации бизнеса и интеграции сервисов.

  • Итоги к 2020 году: из банка — в финтех

На предыдущей встрече с инвесторами тогда еще Сбербанк заявил о планах конкурировать с технологическими компаниями. «Вы смотрели на нас как на банк. А мы пытались показать, что хотим попасть в другую лигу. На сегодняшний день можно уверенно сказать — да, мы стали технологической компанией и становимся экосистемой», — рассказал Греф на Investor Day 2020.

По его словам, инвестиции в технологии уже приносят «Сберу» около 20% общей прибыли. Половина клиентов пользуются исключительно цифровыми каналами и треть — безналичными.

Компания запустила облачную платформу Platform V, на базе которой разрабатывает большинство своих решений. Благодаря ей скорость вывода новых продуктов на рынок увеличилась в семь раз, также появилась возможность одновременно выводить их во все каналы. А использование ИИ в процессах помогло снизить стоимость транзакций в два раза.

Вслед за облаком: как облачные технологии помогают создавать новые рынки Фото:Unsplash

«Сбер» предложил рынку целый набор инновационных продуктов, включая облачные сервисы SberCloud. Компания первой в мире запустила семейство виртуальных ассистентов «Салют», обладающих самостоятельным характером и манерой поведения. Специально для виртуальных ассистентов начали создаваться и умные устройства, такие как приставка SberBox.

Нефинансовый бизнес теперь работает наравне с банковским. Тем не менее, «Сбер» сохранил лидирующие позиции во всех основных финансовых сегментах, подчеркивал Греф.

  • Планы в рамках «Стратегии 2023»

Перейдя в лигу технологических компаний, «Сбер» нацелился на новую роль — доверенного помощника и навигатора для человека, бизнеса и государства. Выполнять ее предполагается за счет построения экосистемы, бесшовного клиентского опыта и единого приложения для клиентов.

При этом «Сбер» делает акцент на дальнейшем развитии небанковских услуг. Компания планирует расти на нефинансовых рынках на 100% ежегодно.

К 2023 году доходы от нефинансовых сервисов должны составить больше 5% в чистом операционном доходе. Но основная монетизация ожидается на горизонте до 2030 года, когда доля небанковских услуг в доходах компании достигнет 20-30%.

«Сбер» намерен сделать ставку на рынок электронной коммерции и войти в тройку-пятерку крупнейших компаний индустрии, чтобы затем занять лидирующие позиции. А также — запустить свое суперприложение и универсальный маркетплейс в 2021 году, внедрить ИИ в 100% банковских процессов к 2023 году. От повсеместного использования ИИ компания рассчитывает получить финансовый эффект в объеме 360 млрд руб.

Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения Фото:Unsplash

Кроме того, в повестке остаются и финансовые цели, подчеркивает топ-менеджмент «Сбера». В частности, компания намерена развивать продукты благосостояния, увеличить ипотечный портфель более чем на треть, обеспечить рентабельность бизнеса выше 17% и уровень дивидендов не менее 50% в ближайшие три года.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: