Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Алексей Башкеев — РБК: «Облако делает технологии ближе»

Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК
CEO «Яндекс.Облака» Алексей Башкеев рассказал РБК, когда весь ИТ перейдет в облачные сервисы и какие технологии в ближайшем будущем будут особенно актуальны

Алексей Башкеев окончил МИФИ, кандидат физико-математических наук. Работает в «Яндексе» с 2009 года и отвечает за разработку систем хранения и обработки данных, инструменты разработки и аналитику. Под его руководством была создана общая инфраструктура, которой пользуются все сервисы «Яндекс». С июня 2020 года Алексей возглавляет «Яндекс.Облако».

— Что такое облако, для чего оно нужно?

— Облако само по себе появилось не вчера, этому бизнесу уже очень много лет. Это эволюция, а не революция. Пятнадцать-двадцать лет назад компании были вынуждены платить за железное оборудование, даже когда оно было не нужно. Например, по ночам нагрузки спадают. К тому же существуют интернет-магазины, у которых есть сезонность в спрос, или образовательные проекты, у которых летом, как правило, спад, а с осени — рост.

Поэтому в первую очередь облака стали делать ради эластичности бизнеса — это возможность в соответствии с потребностями добавлять или забирать ресурсы из облака. Amazon, Google, Microsoft, Alibaba — все они проинвестировали огромные деньги в облачные решения, понимая, что бизнесу так удобнее и дешевле. Это получается дешевле, как правило, потому что позволяет отдать мощности облаку и перестать за него платить, когда оно не используется. Это новый способ экономить.

— Какая еще выгода от облака?

— Раньше дата-центр был железным, то есть ты мог подойти и постучать пальцем по серверу, сказать: это мой компьютер, он на меня работает. Если в нем сгорал жесткий диск или вдруг плавился конденсатор, это была твоя проблема. Тебе нужно было пойти и попросить кого-то в дата-центре что-либо сделать или самому туда приехать. Но ведь это обычно не то, чем хочет заниматься бизнес. У бизнеса другие задачи. Ему нужно расти, удовлетворять потребности своих пользователей. А сейчас в облаке бизнес получает виртуальные мощности. Они практически ничем не отличаются от реальных с точки зрения конечного пользователя, но они представляют собой что-то, где все эти проблемы эксплуатации железа решены. Эти сервера ты можешь масштабировать и делать с ними многое другое. К примеру, у людей есть ежемесячная отчетность, и нужно очень много ресурсов, чтобы с этим что-то сделать в конце месяца, остальное время никакие мощности не нужны. А в облаке можно подключать ресурсы только по мере необходимости.

— Облако — это сугубо b2b-история?

— Облаком могут пользоваться и физические лица. У меня у самого есть виртуальные сервера в «Яндекс.Облаке». Если мне просто необходим сервер в интернете для моих рутинных задач, для моей домашней странички или для того, чтобы я мог автоматизировать что-то, теперь мне не нужен компьютер в дата-центре.

Что такое Big Data? Фото: Mint Images / Shutterstock

— Собственный компьютер не годится для этого?

— Он должен всегда работать, тебе самому надо его обслуживать или кого-то для этого нанять. Если это что-то серьезное, можно, конечно, купить у хостера часть сервера. Это было очень популярно много лет назад, когда технологии виртуализации были не развиты. Но можно купить и полноценную виртуальную машину, и я могу ей полностью управлять — это более удобно.

— То есть это все равно больше для людей, которые умеют программировать?

— Обычному человеку облако в чистом виде не очень нужно. В обычной жизни мы пользуемся решениями, которые работают поверх облачных решений. Но если вы захотите создать свой интернет-магазин, то мы предоставим мощности. Но это не только про компьютеры. Следующее, что появилось во всех облаках, — это готовые решения, из которых можно собрать что-то, что нужно конечным пользователям: базы данных, сервисы на основе ИИ, интернет вещей и многое другое. При этом технологии из облака могут предоставляться в полностью готовом виде. То есть клиент получает это все как сервис. Если, например, база данных сломается в три часа ночи, то поднимать и чинить ее будет специально обученный человек, который у нас работает, а не специалист нашего заказчика.Такие люди могут быть нужны пару раз в год в каких-то сложных случаях и далеко не каждый бизнес захочет им платить зарплату все оставшееся время. Это делает технологии ближе к людям.

— Какие сервисы «Яндекс.Облако» предоставляет компаниям?

— Есть базовая инфраструктура — это виртуальные дата-центры и виртуальные компьютеры. Эту инфраструктуру еще называют IaaS — Infrastructure as a Service. По сути это ваш личный виртуальный дата-центр, в котором работают виртуальные сервера. Следующий уровень — это платформенные решения. Это те самые готовые компоненты, которые можно сразу взять с полки «Яндекс.Облака», а не реализовывать самому. Например, клиенту нужно сделать машинный перевод, распознавание образов — у нас для этого есть широкая линейка решений, кубиков. То есть можно не самостоятельно изучать, как работает распознавание текста с картинки, а использовать наши готовые решения. Обычно наш типичный пользователь использует и виртуальные машины, и компоненты инфраструктуры. Если в том, что вы делаете, есть задача машинного обучения, значит, вам нужны соответствующие кубики, связанные с распознаванием голоса, текста или что-нибудь еще под ваши задачи. Сейчас в составе «Яндекс.Облака» 29 сервисов, их количество постоянно растет. Это платформенные сервисы машинного обучения, сервисы управляемых баз данных, сервисы для разработчиков, которые помогают масштабировать и управлять мощностями в «Яндекс.Облаке».

Как работают искусственный интеллект, машинное и глубокое обучение Фото: Frank Augstein / AP

— Какие компании среди клиентов «Яндекс.Облака»?

В Облаке очень много именитых клиентов, которые используют совершенно разные паттерны.

  • «Леруа Мерлен»

Кейс: time-to-market как аргумент для внедрения платформы «Яндекс.Облако» в «Леруа Мерлен Восток».

Задача: построить платформу для управления данными, которые накапливались децентрализовано. Это более 100 различных баз данных, включая веб-аналитику, данные по товарам и потребительским корзинам.

Реализация: в проекте использовали сервисы Yandex Compute — для создания парка виртуальных машин, и Yandex Object Storage — для масштабируемого хранилища. При реализации проекта требовалось интегрировать несколько источников данных, сложить в масштабируемую базу данных и начать аналитику. Главный результат первого этапа — развернутый кластер, способный принять терабайты данных, запуск тестовых стендов Hadoop, S3 и Spark процессинг.

  • «Декатлон»

Кейс: «Декатлон» в «Яндекс.Облаке» — как сделать спорт доступным в онлайне

Задача: строительство и запуск сервиса онлайн-тренировок All Do Yoga, предоставление инфраструктуры, соответствующей требованиям по хранению и обработке персональных данных.

Реализация: по итогам миграции решены все поставленные задачи. Все среды (development, staging, production) функционируют в «Яндекс.Облаке»; обеспечена поддержка высокой доступности среды production и возможность горизонтального масштабирования нагрузки без дополнительных капитальных затрат; обслуживание баз данных PostgreSQL и кластеров Kubernetes происходит на стороне «Яндекс.Облака». Сервисы «Яндекс.Облака» обеспечивают работоспособность сайта под постоянно растущей нагрузкой. «Декатлон» может увеличивать посещаемость сайта All Do Sport в десятки раз без потерь в скорости работы ресурса.

  • «Сейсмотек»

Кейс: обработка геофизических данных «Сейсмотека» в «Облаке»

Задача: оптимизировать расходы на аренду вычислительного оборудования, сократить время выполнения вычислительных этапов обработки до минимума

Реализация: чтобы оценить, насколько перспективны месторождения, геологическим службам нефтегазодобывающих компаний необходимо обрабатывать большие массивы геофизических данных. Подготовка к переезду в «Облако» заняла три-четыре месяца. В течение этого периода происходило развертывание в «Облаке» необходимой инфраструктуры (кластерная система хранения данных, серверы для обеспечения интерактивной удаленной работы, сервер базы данных). Переход на облачную платформу с посекундной тарификацией позволил снизить затраты на аренду не менее чем на 30%. Сотрудники компании, выполняющие обработку данных, получили возможность подключить необходимое количество вычислительных ресурсов по требованию и тратить минимальное время, ожидая завершения выполнения расчетов. Также важно, что сотрудники получили возможность подключаться к облачным ресурсам независимо от местонахождения.

— Беспокоятся ли клиенты о безопасности данных? Или уже все привыкли, что данные давно в облаках?

— Мы проходим массу необходимых сертификаций. Да и само по себе «Яндекс.Облако» довольно безопасное. Вы не видите других клиентов. То есть покупаемые виртуальные мощности, виртуальные сети и жесткие диски изолированы от всех, включая нас самих. Мы не можем прочитать ваши данные, мы не можем ничего с ними сделать.

Почему пароли стали небезопасны и как теперь защитить свои данные Фото: Thomas Breher / Pixabay

— В кризис все экстренно начали переходить в онлайн. Взлетела ли тема с облачным хранением данных?

— Если посмотреть на то, что происходит сейчас со спросом на облачные услуги, мы видим, что он увеличился. К нам действительно стало приходить больше людей, появилось больше запросов, и они стали разнообразнее. Компании поняли, что облако — хороший способ экономии затрат на свою ИТ-инфраструктуру. Облака помогли многим клиентам пережить пики нагрузки, связанные с массовым переходом на удаленку. Некоторые интернет-магазины, которые, я подозреваю, не живут в облаках, не работали, когда начался кризис. Видимо, они не были готовы к росту нагрузки. Я не мог ничего купить, я не мог ничего заказать. В облаке таких проблем бы не было.

— Вы согласны с тем, что кризис стал катализатором цифровой трансформации?

— Да, можно и так сказать. Кризис прямо сейчас меняет подходы к ИТ в очень многих компаниях. Люди увидели, что если вдруг случится что-то еще — не обязательно пандемия, просто будут всплески нагрузки, например, — то облачные решения вполне способны их выручить. Мы занимаемся тем, что вместе с нашими партнерами создаем те самые решения, которые и эффективны, и способны быть гибкими.

Что такое цифровая трансформация? Фото: Simon Dawson / Bloomberg

— Вы сказали, что вы вместе со своими партнерами создаете решения. Как это происходит?

— Приходит ИТ-команда заказчика, которая хочет решить свою задачу. У нас есть какой-то набор кубиков, из которых можно собрать конечное решение для клиента. Мы помогаем им спроектировать такую систему из этих кубиков, которая будет удовлетворять их потребностям.

— Как облачные технологии развиваются в России, кто ваши основные конкуренты?

— Под какие-то условно простые задачи можно использовать практически любые облака, которые существуют в этом мире. Если задача, скажем так, простая, то подойдет какое угодно облако, хостер. Вопрос в стоимости и в эффективности. В России не только мы делаем облака. Мы за то, чтобы на этом рынке было больше сильных игроков. Я думаю, что облачное направление будет расти очень быстро. На это делают ставки все крупные компании. Большие силы в это вкладывают Google, Amazon, Microsoft, Alibaba и другие. "Яндекс" имеет все шансы занять достойное место среди этих гигантов.

— В чем ваши преимущества?

— Во-первых, расстояние — мы ближе к нашим пользователям. Конечно, есть большие облака, у которых более широкая линейка платформенных решений. Но мы живем в России, и с точки зрения платформы машинного обучения мы можем больше вложиться, например, в русский язык. Мы ближе и с точки зрения техподдержки, мы живем в той же временной зоне, что и наши основные заказчики. У нас инженеры, которые говорят на русском языке. Мы можем приехать командой. А если какой-то довольно большой в России клиент хочет что-нибудь от больших мировых облаков, понятно, в каком списке приоритетов он у них оказывается.

Во-вторых, это железная составляющая: у нас свои дата-центры в России. Мы проектируем свои стоечные решения, которые делают на заводах специально под нас. В-третьих, мы в целом компания-разработчик программного обеспечения. Многие решения, которые входят в состав «Яндекс.Облака», — наши собственные.

И самое последнее в списке, но далеко не самое последнее по значимости — это люди. Если человек хочет заниматься чем-нибудь действительно серьезным в области распределенных систем или машинного обучения, не так уж много компаний в России, куда он может пойти, где есть интересные задачи, где он может получить интересный опыт и создать действительно что-нибудь значимое. У «Яндекса» одни из лучших людей, которые создают сильные продукты. С точки зрения той работы, которую мы делаем сейчас, мы совсем не боимся глобальных конкурентов. Нам есть чем с ними справиться и чем ответить.

— Мешают или помогают вашей работе регуляторы?

— Паттернов нагрузки масса. Конечно же, есть люди, компании, которые боятся использовать что-то, даже если сейчас это можно и ничем не запрещено. Законы в будущем могут поменять и, соответственно, станет нельзя. Заказчику придется изменить решение. Дата-центры «Яндекс.Облака» находятся в России, у нас все оборудование здесь. Так было и десять лет назад, когда многих из сегодняшних норм и правил по работе с информацией не было. Мы делали это для себя, а не для того, чтобы соответствовать требованиям регуляторов.

Зачем технологическим компаниям сотрудничать с государством Фото: Алексей Зотов / ТАСС, Andrea Piacquadio / Pexels

— Предоставляет ли «Яндекс.Облако» свои технологии государству?

— Из кейсов, о которых мы можем говорить, есть, например, Министерство здравоохранения Московской области. Вместе с одним из наших партнеров мы сделали им технологию обзвона на период пандемии. Тогда надо было очень быстро обзвонить порядка 50 тыс. человек с разными сценариями. Из серии: «Вы приехали из-за границы, ваши действия, что надо делать на карантине». Или вы попали в ту категорию жителей Подмосковья, которая имеет право на приоритетную социальную поддержку: что надо сделать для того, чтобы ее получить? Также звонили людям, у которых были обнаружены симптомы коронавируса. То есть робот задавал несколько вопросов из серии: «Есть ли у вас температура или нет?» И только в том случае, если начинал триггерить сценарий заболевания, он переключал беседу на человека. Это сильно экономило ресурс загрузки врачей, потому что первичный опрос проводил робот. В целом здесь нет государственной специфики. Это кейс, который могут использовать и коммерческие компании.

— Какие отрасли, по вашему мнению, увеличат инвестиции в облачные технологии?

— Само облако как модель может быть использовано практически в любом бизнесе, если там есть ИТ-составляющая. Мы видим, что кризис поменял подходы в ИТ-бизнесе. Увеличился спрос на on-demand потребление, когда бизнесу необходимо быстро развернуть решение или пережить пик нагрузки. И перестать за них платить, как только потребность в них отпадет. Я верю, что все мы будем жить в облаках через пять-десять лет, а многие компании перейдут на облачные решения в ближайшие два-три года. Кто-то будет делать облака для себя, кто-то будет жить в публичных облаках. Останутся, конечно, как всегда, люди, которые будут считать, что нет, это же мой любимый сервер номер 484, никогда в жизни я с него никуда не перееду. Но их будет меньшинство, потому что это бизнес, а не привязанность к тем решениям, которые были популярны много лет назад.

Как искать инвестора в стартап во время пандемии

— Что для вас, как для нового руководителя «Яндекс.Облака», в ближайшее время будет в приоритете?

— Я не совсем новый руководитель. В том смысле, что я в «Яндексе» работаю 11 лет. Когда Ян Лещинский (бывший руководитель «Яндекс.Облака». — РБК Тренды) пришел сюда, мы вместе начинали делать Облако. Придя в компанию, Ян увидел, что уже есть многие компоненты, из которых можно собрать платформу. Так случилось, что большая часть подходящих строительных блоков находилась в моей зоне ответственности. Что касается бизнеса, моя задача — показать клиентам, где Облако практически может решить их бизнес-задачи, доказать, что благодаря технологическому партнерству с нами компания может развиваться и расти быстрее.

— Как вы считаете, с какими трудностями вам придется столкнуться?

— Всегда сложно менять мир. Облако — это же совсем другой подход, людям сложно с ним разобраться, поверить в него. Часто это человеческие страхи по сравнению со всем новым. Самый большой челлендж — это объяснить, что этот подход уже достаточно хорош для них. Не стоит быть в отстающих.

— На ваш взгляд, какие технологии постепенно уходят в прошлое?

— Мое личное мнение — криптовалюты, основанные на блокчейне. Gram так и не вышел в свет, Facebook, похоже, передумал выпускать свою собственную. Это какой-то хайп. Вряд ли мы все будем делать через блокчейн и в биткоинах получать зарплаты. Этот пузырь просто когда-то лопнет. Технология умрет и не будет широко востребованной. Я не вполне понимаю, на чем многие основанные на криптовалютах и смарт-контрактах бизнесы дальше будут существовать с точки зрения того, в чем физическая природа той пользы, которую они приносят.

Настоящее и будущее технологии блокчейна — что важно знать Фото: Pexels

— А что, наоборот, будет развиваться?

— Есть огромное количество областей, где много ручного труда, и он так или иначе будет автоматизирован, придет тот самый бездушный искусственный интеллект и всех нас оставит без работы, как все говорят. Я видел несколько стартапов, которые занимаются тем, что они за разработчика дописывают код. Я сам разработчик в прошлой жизни, поэтому я бы не хотел какую-то компьютерную программу, которая бы мне помогала писать код. Наверное, я бы сам стал делать больше ошибок — я же меньше думаю. Так что я на самом деле не верю, что машинное обучение очень быстро всех победит. Маленькими шагами технология будет вырезать какие-то отрасли, где она будет лучше, чем люди. Это не только распознавание текста. Шахматы давно пали — компьютер играет лучше людей. В покер мы тоже уже проиграли. Но все равно близость полной победы искусственного интеллекта, на мой взгляд, сильно преувеличена. Поэтому я не жду, что здесь в ближайшие годы произойдет революция.

Количество данных с каждым годом становится все больше. Конечно же, будут набирать обороты решения, которые позволяют решать эту задачу эффективно и надежно. Будет развиваться интернет вещей, что тоже связано с большими данными. Людям нужно будет их хранить и обрабатывать, делать из них различные сервисы. И здесь мы на хорошей волне, поскольку будем помогать людям с этим справиться.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: