А в чем тренд?
Накопление мусора вредит экологии. Эксперты ООН приводят сравнение: если упаковать все твердые бытовые отходы, произведенные за один год, в стандартные транспортные контейнеры, а затем разместить их вплотную друг к другу, то ими можно опоясать ими Землю 25 раз. Один из методов борьбы с проблемой — рециклинг.
Что такое рециклинг
Рециклинг — это разновидность переработки отходов, один из самых простых и эффективных методов борьбы с растущим количеством мусора на планете.
Существует два основных варианта рециклинга:
- использование отходов повторно по тому же назначению, например, жидкость в стеклянные бутылки после обработки можно наливать еще несколько раз;
- возвращение отходов в производственный цикл, например, из макулатуры можно делать бумагу и картон.
У этого подхода есть ряд преимуществ как для окружающей среды, так и для экономики. Рассказываем, как рециклинг практикуется в Германии.
Повторное использование в супермаркете
В Германии активно внедряется практика использования многоразовой тары. Бутылки из-под трех любимых напитков немцев — пива, воды и молока — подпадают под общенациональную систему повторного использования. А производители продуктов начинают применять многоразовую упаковку и для других товаров.
Владелец магазина в Берлине Рене Хайден выделил целую стену под диспенсеры с зерном и крупами, из которых покупатели могут наполнять собственные контейнеры. Он отмечает: «Я замечаю, что все больше продуктов продаются в многоразовых упаковках. Однако я также вижу некоторых производителей, которые не могут следовать этой модели из-за слишком высоких затрат».
Европейская мусорная проблема
Использование одной и той же упаковки несколько раз помогает бороться с выбросами мусора, которые загрязняют природу. В 2021 году средний житель Германии произвел более 651 кг отходов. ФРГ заняла пятое место среди европейских стран по этому показателю. Кроме того, в том же году Германия произвела на 64% больше пластиковых отходов, чем в начале 2000-х. Большая часть их сжигалась.
Однако от этой проблемы страдает не только Германия. Страны Азии постепенно вводят запреты на ввоз мусора из европейских стран.
Чтобы предотвратить сжигание или засорение свалок отходами, ЕС установил цели по сократить применение одноразовой упаковки: на 5% к 2030 году, на 10% — к 2035 году и на 15% — к 2040 году.
Организация повторного использования бутылок
Система рециклинга бутылок в Германии работает так: с покупателей берут чуть больше денег за покупку и возвращают их за сдачу пустой тары в автоматы. Затем ее транспортируют на предприятия, где очищают и повторно заполняют напитками. Сдавать можно практически все бутылки: пластиковые, жестяные, стеклянные.
Это стало возможным благодаря тому, что компании смогли договориться и стандартизировали систему рециклинга бутылок. В 1980–1990-х годах немецкая молочная промышленность организовала Milch Mehrweg Pool («Объединение повторного использования молока»), которая способствовала внедрению рециклинга. В 2008 году организация прекратила свое существование из-за внутренних разногласий, но в 2022-м возродилась под названием Mach Mehrweg Pool (MMP, «Объединение повторного использования»), чтобы работать и с другими бутылками популярных напитков, а не только из-под молока. Сейчас в нее входит больше 20 пищевых предприятий, которые способствуют переработке упаковок из-под своих продуктов и контролируют систему повторного использования.
Эффективность повторного использования
Руководительница MMP Джулия Кляйн объясняет: «Многоразовые системы наиболее эффективны, если они масштабируются — используются часто и во всех регионах. Если применять эти меры только в молочном секторе, потенциал будет ограниченным».
Пока у MMP мало информации об экологическом воздействии повторного использования из-за многолетней паузы. Основываясь на усредненных данных, Кляйн предполагает, что обычная бутылка проходит в системе ММР около 50 циклов.
Преимущества повторного использования включают в себя экономию и более низкие барьеры для новичков: бутылки могут использовать все компании ММР, поэтому тару нужно только отвозить ближайшему покупателю. Это сокращает транспортные расходы и вредные выбросы.