Как устроены устойчивые модные бренды: история марки «Роса»

Фото: «Роса»
Фото: «Роса»
Бренд одежды «Роса» в 2018 году запустила предпринимательница Нина Звездина. Мы поговорили с Ниной о том, что делать с обрезками тканей, когда допустимо использовать синтетику и как рождаются экологичные решения

Этот текст — третья часть цикла материалов об устойчивых модных брендах. До этого мы рассказывали истории производителя косметики Don’t Touch My Skin, а также одежного бренда Mira Fedotova.

С чего все началось

Мне всегда нравилось работать со швейной машинкой. Когда мне было 13 лет, я даже шила игрушки и продавала их. Одежда из масс-маркета мне никогда не нравилась, поэтому я рисовала эскизы, а моя мама шила по ним для меня одежду.

Я решила запустить бренд одежды, но сначала не позиционировала его как экологичный. А потом начала разделять мусор, перешла на веганскую диету. Мое дело тем временем росло и развивалось, и я поняла, что не могу создавать одежду, которая создается вразрез с моими принципами. Примерно через полгода после запуска я начала сдавать в переработку все отходы от производства. Из остатков стала шить новые вещи: рубашки, кармашки для шопперов, мешочки. Но назвать свой бренд стопроцентно экологичным я не могу и сейчас — добиться этого вообще очень сложно в современном мире. Скорее, я к этому стремлюсь.

О материалах

В своих коллекциях я использую органический хлопок, иногда обычный хлопок, лен, лиоцелл, вискозу, стоковые ткани, которые остаются у производств от заказов крупных брендов. Для меня самый важный критерий — отсутствие материалов животного происхождения. Я не использую шерсть, кожу, мех, шелк. Когда приходится выбирать между экологичностью и этичностью, я всегда выбираю этичность. Например, пальто сшиты из [синтетического материала] терилена, потому что экологичную и этичную альтернативу шерсти найти не удалось. Но поскольку верхняя одежда стирается реже, чем обычная, я решила пойти на такие уступки.

Фото:Pexels
Зеленая экономика Шелк против вискозы: какой материал экологичнее

О процессе создания вещей

Когда я создаю коллекцию, меня может вдохновить все, что угодно — люди, эпохи. Идеи приходят, когда я смотрю на разных людей, на то, как они одеваются. Смотрю фильмы, изучаю историю моды, и из всех этих источников беру фрагменты, которые потом складываются воедино.

Я рисую одежду, отдаю эти рисунки, техническое задание и референсы конструктору, она создает лекала. Затем мы создаем пробный образец, я его ношу, проверяю, как вещь ведет себя в носке. После этого запускаем изделие в производство. Все вещи создаются в Петербурге, но на аутсорсе. Пока бренд не такой большой, чтобы организовать собственное производство.

Чтобы избежать перепроизводства, я выпускаю всё маленькими партиями. Сейчас это где-то по 20 изделий каждого цвета в партии. Обычно мы все распродаем сразу, иногда делаем небольшие скидки — например, пуховики не были полностью проданы зимой, но их раскупили со скидкой летом. Утилизировать вещи никогда не приходилось.

О том, как внедрить принципы «ноль отходов»

Я стараюсь использовать максимум обрезков. Например, у нас есть аксессуары, сшитые в технике пэчворк из остатков ткани. Пока мы еще практически ничего не выкидывали — все обрезки хранятся в мешках. В новой коллекции будут вещи, набитые ими. Совсем мелкие лоскутки и нитки я отправляю на переработку.

Мы стараемся раскраивать вещи так, чтобы использовать ткань по максимуму. Но мне кажется, что так делают не только экологичные марки — это просто экономно.

В упаковке тоже стараюсь минимизировать отходы. Для крупных заказов, где несколько изделий или большая вещь, мы используем коробки, которые можно сдать в переработку. Небольшие заказы — платья, рубашки — упаковываем в мешочки, сшитые из остатков ткани, которая остается у производства, где мы заказываем пошив наших изделий. Это не только наши материалы, но и вообще все, что у них остается.

Бирки на изделиях сделаны из ткани с семенами цветов (такую бумагу можно просто посадить в горшок с землей). Эту идею я увидела у этичного бренда сумок Ahimsa Items. Чтобы найти идеи для сложных изделий из остатков ткани, слежу за зарубежными устойчивыми брендами, смотрю TikTok, модные показы.

Об аудитории бренда и критике в TikTok

Аудитория «Росы» — это в основном девушки и женщины самого разного возраста. Было такое, что приходили мама с дочкой и покупали два одинаковых пальто, потому что вещи универсальные и подходят любому возрасту. Большая часть покупательниц из Москвы и Петербурга. Но есть покупательницы и с Урала, и с Cевера. Девушка из Сургута написала, что носит мое пальто в минус 25.

С прямой критикой я, пожалуй, не сталкивалась. Но столкнулась с непониманием, когда начала вести TikTok, в котором рассказывала, например, что и как мы шьем из остатков. Вопросы чаще всего возникают к ценам — люди не понимают, почему вещи столько стоят. Я объясняю, что панама из остатков, например, шьется не за час, на нее тратится весь день. Она не может стоить ₽1 000, как в масс-маркете. Цена, к тому же, выше, когда шьешь небольшими партиями.

Обновлено 28.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть