Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как устроены устойчивые модные бренды: история Mira Fedotova

Фото: Mira Fedotova
Фото: Mira Fedotova
Модная индустрия меняется: покупатели требуют большей прозрачности, этичности и экологичности. Мы поговорили с российскими дизайнерами и предпринимателями, которые в своей работе придерживаются принципов устойчивости

Ранее мы писали о том, как косметический бренд Don’t Touch My Skin создал серию аксессуаров из переработанной упаковки своей продукции. В этот раз на вопросы отвечала Мира Федотова, создательница одноименного бренда одежды Mira Fedotova.

О выборе материалов

Есть два типа тканей, с которыми я работаю — регулярные и стоковые. Регулярные производятся постоянно, их можно приобретать у поставщика годами в любых объемах. В стоки же попадают материалы, которые по тем или иным причинам оказались не востребованы. Например, это то, что остается у модных домов после пошива их коллекций.

К приобретению этих типов тканей я отношусь по-разному. Для регуляров у меня есть строгое ограничение по составам. Рассматриваю только органический хлопок с сертификатом GOTS или BCI, лиоцелл или крапиву. Также использую лен, но гораздо реже. В ближайшем будущем очень хочу поработать с растительной кожей, уже нашла производителя виноградной кожи, который в 2017 году выиграл грант H&M Global Change Award.

Фото:Mira Fedotova
Фото: Mira Fedotova

К стоковым тканям я не предъявляю таких жестких требований, потому что о них в принципе всегда очень мало информации. Иногда бывает сложно узнать даже точный состав, а я стараюсь заказывать ткани из одного типа волокна — их легче переработать. Важный критерий для меня при покупке стоковых тканей — их долговечность и износостойкость. При этом эти два параметра — моносостав и долговечность — иногда противоречат друг другу. Натуральные материалы, без эластана и полиэстера, в процессе носки так или иначе подвергаются деформации, могут вытянуться в коленях или дать усадку. В некоторых случаях я покупаю на стоках даже стопроцентную синтетику, если не смогла найти ей никакой альтернативы. Так было с пуховиками: мы сшили их из стоковой плащевки из полиэстера, потому что у меня не получилось найти водоотталкивающей и защищающей от ветра натуральной ткани.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Полиэстер против хлопка: футболка из какого материала экологичнее

Поиск материалов как охота за сокровищами

Я очень много всего читаю про устойчивую моду, про изменение климата — и научных исследований, и статей. Сейчас у меня есть бэкграунд, который облегчает процесс принятия решений. Но все цепочки поставок по-прежнему очень непрозрачны. Чтобы получить хоть какую-то информацию, приходится задавать очень много вопросов и зачастую не получать на них ответы.

Для меня очень важна и эстетическая составляющая. Я считаю, что от того, насколько вещь красивая, зависит, захочется ли человеку эту вещь бережно носить, хранить, передавать, заботиться о ней. Таких тканей, из которых мне действительно хочется создать изделие, я нахожу очень мало. Каждый раз это как поиск сокровищ — нужно найти материалы, которые понравятся эстетически и при этом будут удовлетворять моим критериям экологичности.

О требованиях к поставщикам и партнерам

Самый важный для меня критерий — это благополучие людей. Мне очень, очень важно, чтобы все мои партнеры, подрядчики, поставщики относились к своим сотрудникам по-человечески. Я сама стараюсь быть чуткой к тем, с кем работаю. Например, многоразовые сумки, в которых мы выдаем покупки, шьет для нас девушка Вера. Она сама назначила цену на эти сумки. Но в какой-то момент я поняла, что цена не соответствует закладываемому труду, и предложила ей поднять оплату на 40%. Я хочу помогать людям осознавать ценность своего труда. Мне очень плохо от мысли, что в XXI веке все еще существует проблема рабского труда, в том числе и детского.

Фото:Mira Fedotova
Фото: Mira Fedotova

Я ориентируюсь на концепцию жизненного цикла. У меня есть семь критериев, которые держу в голове, когда выбираю поставщиков материалов:

  • социальная ответственность: достойные условия труда всех задействованных в производственной цепочке;
  • безвредность для почвы, воздуха, для людей, которые живут в странах, где создается сырье и производится материал, а также безопасность для людей, которые будут носить изделия;
  • долговечность, износостойкость;
  • биоразлагаемость;
  • возможность переработки или повторного использования;
  • место производства;
  • разумное расходование воды и энергии и разумный углеродный след.

Конечно, так или иначе почти все они связаны с жизнью людей. Когда мы говорим о безвредности для почвы и воздуха, мы понимаем, что этим воздухом дышат люди, на этой почве выращивается пища. То же и с глобальным изменением климата. Мы же не заботимся о самой планете как таковой — она адаптируется. А вот адаптируются ли люди к таким быстрым изменениям?

Я надеюсь, что в будущем у меня появятся ресурсы, чтобы заказывать исследования у сторонних компаний. Например, какую упаковку для отправки заказов использовать — очень нетривиальный вопрос. Есть пакеты, которые можно компостировать, но они не производятся в России, их нужно заказывать откуда-нибудь из далекого населенного пункта в Азии. А еще, к тому же, может понадобиться не обычное компостирование, а промышленное. И даже если подходит обычное — сколько покупателей им воспользуются? 1%? Будь я большим брендом, я бы инвестировала в эти исследования.

Фото:из личного архива
Зеленая экономика Александр Шумский — о влиянии осознанного потребления на люксовые бренды

О плюсах и минусах стоковых тканей

В стоках попадаются очень необычные фактуры, которых я не встречала в регулярах. Ткань покупается небольшими и лимитированными партиями, то есть покупатель может быть уверен, что его изделие уникальное. Цены относительно доступные (ниже, чем при заказе регуляров из Италии, но выше, чем из Китая). Возможность заказать небольшой объем — тоже плюс для маленького бренда. Для заказа регуляров есть какой-то минимум, и часто это неподъемный метраж.

Но есть и свои недостатки. Заказать пробную партию не получится: пока ты тестируешь ее, остальное могут просто раскупить. Поэтому если я заказываю ткань, а в процессе тестирования понимаю, что она, например, очень сильно пилингуется (образует катышки. — РБК Тренды), то не использую ее в коллекции, а оставляю, чтобы отшивать образцы, отрабатывать новые фасоны. Другой минус — если какая-то ткань очень понравилась покупателям, докупить ее будет нельзя.

Также у стоковых тканей может быть брак: иногда материалы именно поэтому и попадают в сток. В ряде случаев заметить этот брак можно только когда изделие уже отшито — это самое неприятное.

Еще для меня большой минус в том, что при покупке стоковых тканей очень сложно разобраться, кто, где и в каких условиях производил материалы и сырье. Как создательница устойчивого бренда, я стремлюсь к максимальной прозрачности.

Фото:Gonzalo Fuentes / Reuters
Зеленая экономика Семь вопросов о влиянии индустрии моды на экологию

О пожизненной гарантии на вещи

У вещей Mira Fedotova есть программа пожизненной гарантии. Покупатели ей пользуются, но поскольку бренд небольшой и молодой, таких случаев не так много. Бывало, что нужно было заменить сломанную молнию на брюках или перешить изделие из-за того, что лопнул шов. В каждом случае мы справлялись с задачей и клиенты оставались очень довольны.

Поскольку пока данных очень мало, сделать вывод, насколько сложно запустить программу и сколько на нее тратится ресурсов, невозможно. Но могу сказать, что ремонт — это довольно дорого. Например, заменить молнию на брюках по стоимости работы — это примерно 60% от стоимости пошива самих брюк. Так что сейчас я даже не могу посчитать экономику этой программы. Для меня это просто очень важно с точки зрения моих ценностей: починить вещь лучше, чем создать новую.

Фото:Mira Fedotova
Фото: Mira Fedotova

Про новую бизнес-модель

С самых первых дней существования бренда мне не нравилась традиционная модель реализации изделий. Она предполагает, что бренд производит определенное количество вещей, пытается продать по полной стоимости, а потом делает скидки на то, что не продалось. Я все время думала, что такой формат мне не подходит.

И вот я придумала новую модель, которую мы опробовали в двух последних коллекциях. Выглядит это так. Мы заблаговременно объявляем, что в течение определенных трех дней у нас будет открыт предзаказ на новую коллекцию. В течение этих трех дней люди могут приобрести вещи со скидкой 20%. После этого предзаказ закрывается и на несколько недель коллекция перестает быть доступной для покупки. В эти несколько недель мы отшиваем изделия по предзаказу, а также, опираясь на спрос на те или иные вещи, отшиваем изделия для офлайна. После этого открываем возможность купить изделия по полной цене офлайн и онлайн.

Это помогает, во-первых, оценить спрос на каждую модель и не отшить лишнего. Во-вторых, так можно более разумно использовать ткань, чем при единичных заказах. Благодаря тому, что за три дня мы получаем сразу много заказов, при раскрое можно разложить несколько изделий, одни детали дополняют другие и остается меньше неиспользованной ткани.

Обновлено 27.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть