Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Зеленый» бизнес в 20 лет: истории молодых предпринимателей. Часть 3

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Помимо прибыли бизнесу становятся важными социальный и экологический аспекты. Компания «Простое дело» собрала девять историй о молодых предпринимателях, которые развивают устойчивый бизнес в России

Первую часть — историю компании «Простое дело», которая помогает бизнесам внедрять эко-решения, читайте здесь. Вторую часть — историю компании Banements, которая делает одежду из рекламных баннеров — здесь.

История третья — проект «Еда спасет мир»

«Еда спасет мир» — образовательный проект и экокейтеринг. Создатели готовят блюда из «спасенной еды» и предлагают исследовать фуд-активизм.

Основатели: Оля Полякова, Ася Сеничева, Лена Самсонова, Аня Балахонцева.

Участницы проекта «Трава» Оля Полякова, Ася Сеничева, Лена Самсонова придумали проект «Еда спасет мир» на кинофестивале. Киносеансы шли в обычных квартирах, а зрителей хотелось накормить. Активистки предложили участникам приносить ненужные продукты из своих холодильников, пока шел фильм. Тогда на кухнях квартир, где шли киносеансы «Еда спасет мир» готовили импровизированный необычный ужин, стараясь использовать все принесенное.

В 2019 с приходом менеджера Ани Балахонцевой и профессиональных поваров появилась идея для создания бизнеса — экологичного кейтеринга. Сейчас у каждого в проекте есть роли, у проекта — концепция, а у всех участников — желание развиваться, делать важное дело и получать прибыль.

Последовательность и понятная схема — путь к экоосознанности

Аня:

Я только стремлюсь быть экоосознанной. На это меня вдохновляют мои друзья и коллеги. Что мешает людям не стремится к экоосознанности? Я бы ответила на этот вопрос так: чаще всего мешает желание упростить свою жизнь. Людям кажется что это требует усилий: временных, мыслительных ресурсов. Когда я увидела, как мои друзья шаг за шагом внедряют экопривычки в свою жизнь (сдают в переработку вторсырье, фантазируют, как использовать забытую еду), я поняла, что тут нужна последовательность и понятная схема.

Если учиться у других, все становится понятней, и проще начать делать что-то самой.

Мне кажется странным, что люди любят поесть и при этом забывают о сроке годности молока и выбрасывают его, или оставляют недоеденным блюдо в ресторане. Когда я вижу огромные цифры статистики, переполненные свежими кабачками мусорные баки магазинов, отданные нам овощи прекрасного качества — меня это шокирует. Мне бы хотелось, чтобы потихоньку система менялась так же, как мы. Надеюсь, что так и будет.

Как магазины приучают покупателей к ответственному потреблению Фото:Ирина Белоносова для РБК

Проблемы, которые решает проект

Мы пытаемся менять мышление людей, показываем, какие шаги они могут предпринять, чтобы изменить свои привычки, а не систему, потому что изменения могут идти снизу.

Мы понимаем, что не спасем все продукты, и хотя мы думаем о расширении команды, дополнительных помещениях и своем кафе, мы не справимся одни. По данным, которые мне известны, в России выбрасывают 17 млн т еды в год. Фудшеринг спасает не больше 7 тыс. т в год. Работы хватит всем, наша задача потихоньку дать толчок этой работе.

Что такое фудшеринг и зачем людям делиться едой Фото:Stefani Reynolds / Getty Images, Bruce Bennett / Getty Images

Попадание в аудиторию

Мы увидели спрос на то, что мы делаем, получив несколько предложений от дружественных проектов. Тогда мы поняли, что у нас есть дружественная аудитория проекта «Трава», в рамках которой появился «Еда спасет мир», есть экосозосознная аудитория, мы понимаем, кто в этой сфере инфлюенсеры.

Мы много спрашивали, проводили опросы у нашей аудитории — и о ценах, и о том, что они стали бы покупать, а что нет. Нам хотелось окупать свою работу, готовить, изучать еду. Нравится, что наш проект приносит пользу. Естественно, что таким делом хочется заниматься как можно больше и не работать на другой работе.

Стереотипы и проблемы

Люди все еще боятся, что фудшеринг — это небезопасно. Через соцсети и в личном общении мы рассказываем, что работаем только с безопасными сроками годности, показываем наши продукты, а на мероприятиях люди сами их пробуют. Мы подчеркиваем, что соблюдаем нормы СанПИНа. Часто для мероприятий мы готовим на самой площадке, приезжая за пару часов до начала, заказчик сам видит, что еда, действительно, не отличается от той, которую он купил бы сам.

На рынке кейтеринга у нас есть определенное УТП. Мы не пытаемся конкурировать с кейтерингами, которые готовят мясо или выкидывают много еды. Такие проекты готовят гораздо больше, чем люди способны съесть ради ощущения многообразия на столе. У нас есть своя аудитория, которая возвращается к нам снова и снова. Другие кейтеринги разве что вдохновляют нас становиться лучше, делать все еще более красивым, удобным.

Экопроекты не попали под действие закона о социальном предпринимательстве, чему мы были удивлены и чувствуем, что нам отказали в поддержке. Самой крутой поддержкой от государства для нас было бы внедрение закона о реализации излишних продуктов в магазинах на благотворительность или продажу таким экопроектам как наш. Так сделали, например, во Франции. У нас против такого закона серьезно выступают со стороны бизнеса.

«Рынок готов, но не готова система»

Аудитория видит ценность в продукте. В том числе и крупные компании. Мы получали хорошие отзывы от Coca-Cola, IKEA, «Газпрома», «Пулково» и отдельных клиентов, которые заказывают наш кейтеринг на свадьбы, дни рождения и крупные мероприятия. Рынок готов, но не готова система. Мы понимаем, что «Еда спасет мир» — форсайтный проект. Через три-пять лет аудитория полностью распробует такой наш продукт или другие фуд-активистские проекты и будет спокойно к этому относиться и смело заказывать. И, конечно, нас поддерживает опыт иностранных коллег, работающих со спасенными продуктами: таких проектов много, и на их примере мы понимаем, что государство в какой-то момент тоже может пойти нам навстречу.

Профессиональный взор в будущее: что такое форсайт и как им пользоваться

Чего удалось достичь?

За 2019 год наша выручка составила чуть больше миллиона рублей. Средняя прибыль всех кейтерингов — 70%.

При этом у нас не было постоянных обязательных трат, но мы откладывали проценты на продвижение, закупку нового оборудования, оплату работы над стратегическими задачами и поиском новых поставщиков. Вся оплата труда производилась проектно и по оговоренным процентам от прибыли.

В этом году мы поставили себе цель: оплата труда должна составлять не менее 300 руб. в час. В марте мы планировали постепенно запускать экологичную доставку готовых обедов и видели спрос на это, основываясь на опыте новогодней доставки. Тогда мы провели совершенно не затратную по ресурсам небольшую блогерскую кампанию, и получили 37 заказов за декабрь, что на четыре заказа больше, чем за весь предыдущий год работы. В декабре наша выручка составила 274 140 руб., что почти в три раза больше, чем в другие месяцы.

Потом нагрянул коронавирус. И мы очень горды тем, что нам удалось перепрофилироваться и временно запустить несколько инициатив, которые поддерживают нас во время невозможности зарабатывать на кейтеринге.

Не только доставка: 20 сервисов, которые облегчат жизнь в самоизоляции Фото:dotshock / Shutterstock

Поначалу мы не хотели запускать доставку, так как не знали точно, насколько это безопасно для наших заказчиков. Сейчас снова возвращаемся к этому вопросу.

Мы запустили единственные в России онлайн-созвоны с поварами, которые рассказывают, что приготовить из того, что прямо сейчас есть в вашем холодильнике по всем принципам wastecooking (движение за спасение еды от превращения в отходы). Еще мы запустили продажу сертификатов на будущие кейтеринги и Patreon для наших лояльных заказчиков.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: