Помимо прибыли бизнесу становятся важными социальный и экологический аспекты. Компания «Простое дело» собрала девять историй о молодых предпринимателях, которые развивают устойчивый бизнес в России, и начала с рассказа о своей компании
История первая — компания «Простое дело»
Миссия компании — формировать культуру устойчивого развития в России через образование, бизнес и искусство. Основная деятельность — разработка и внедрение экологичных эффективных решений для бизнеса: компаний и стартапов.
Основатели: Никита Литвинов (21 год) — инженер-эколог, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана, Анастасия Варлыгина (23 года) — инженер-экономист, выпускница МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Настя:
Еще в университете я думала о высших ценностях и как привнести их в мир. Меня очень интересовало то, что находится на стыке образования, культуры, бизнеса и инноваций, но я никак не могла найти в какой форме можно реализовать свои идеи. В вузе я познакомилась с Никитой.
У нас с ним схожие ценности, и мы более полугода обсуждали с чего начать. В 2018 году мы решили, что пора действовать. Воспользовавшись концепцией Protopia, мы занялись прототипированием будущего из настоящего: представили будущее через пять-десять лет, к которому мы хотим прийти и начали смотреть, формулировать шаги, которые можно начать делать уже сейчас, чтобы достичь этого будущего.
Никита:
До знакомства с Настей я и не думал о том, чтобы создать свое дело, я только начинал погружаться в проектирование сложных инженерных систем. Я искал точку входа, точку приложения усилий, с которой все начнется. Потом я встретил Настю и мы сошлись во многих ценностях и начали вместе искать наш вход в пространство реализации ценностей.
И спустя полгода на фестивале StartUp Village решили, что пора начать действовать.
Мы попробовали месяц жить по концепции «ноль отходов». Через несколько недель поняли, что это сложно. Пункты сбора вторсырья находились очень далеко от нас. Мы не знали, чем заменить бытовые вещи. Пошли изучать рынок и инфраструктуру. Скоро у нас появилось очень много контактов и единомышленников, а также сложилось понимание того, каким образом мы можем быть полезны рынку и компаниям.
Мы стараемся избегать понятий с приставками «эко»
Само понятие экологичности является довольно абстрактным и относительным, и его надо рассматривать в контексте определенных решений.
Приставка «эко» делит людей, в то время как наша цель сделать экологические практики нормой жизни для каждого.
Тут больше речь идет об осознанности. Для нас ответственность за окружающую среду является неотъемлемой частью мировоззрения.
И хотя мы понимаем, что многие экологические и не только катастрофы нам еще предстоит пройти, мы являемся оптимистами.
В каждом мастер-классе, в каждом продукте мы транслируем: «все начинается с любви». Чувство любви к себе и окружающему пространству больше всего мотивирует двигаться вперед.
Все экологические проблемы важны в равной степени
Большинство экологических проблем являются следствием деятельности человека, а также неправильной работы системы. Раньше люди жили в другой парадигме, но сейчас появились новые вводные, которые уже невозможно отрицать. Мы считаем, что это просто следующий этап развития. Поэтому для нас все экологические проблемы важны в равной степени — от отходов и глобального потепления до катастрофы в Норильске, лесных пожаров и незаконных вырубок лесов в Сибири.
Мы держим фокус на тех аспектах, на которые можем повлиять в данный момент — проблемы ответственного производства и потребления, развитие инфраструктуры, инновации, партнерство в области устойчивого развития.
Экологичные решения должны быть встроены в экономическую систему. Чтобы бизнес менялся, важно показать на своем примере рабочие альтернативы и обосновать их выгоду. Развивая свой бизнес, мы учимся общаться с компаниями на одном языке, понимать их «боли», чтобы предлагать такие решения, которые будут полезны и актуальны.
Культура осознанного потребления только начинает формироваться
Перед нами как социальными предпринимателями стоит множество вызовов. Иногда довольно сложно объяснять бизнесу, почему важно внедрять экологичные практики и ставить долгосрочные цели. В информационном поле много недостоверной информации. У российских компаний еще мало опыта, так как рынок только формируется. Каждый раз приходится экспериментировать и методом проб и ошибок находить оптимальный вариант.
Наш проект не имеет поддержки от государства, есть трудности с внедрением инфраструктурных решений, связанные в том числе с пробелами в законодательстве.
Чего удалось достичь?
За два года существования компании мы провели более 50 лекций, мастер-классов в очной и онлайн форме для широкой аудитории — начиная со школьников и пенсионеров, заканчивая региональными министрами. Помогли в экологизации и организации шесть мероприятий, в том числе участвовали в образовательном интенсиве Сколково «Остров 10-22», а также стали частью команды TEDxSadovoeRing, вместе сделали экологический салон «От слова к делу».
Наши знакомые часто нас спрашивали про то, как сортировать отходы и мы разработали телеграм-бота, который помогает ориентироваться в кодах переработки. А чтобы люди могли узнавать научно достоверную информацию, мы ведем активную коммуникацию в социальных сетях и ведем канал на Яндекс.Дзен, где рассказываем через научное знание о проблемах устойчивого развития и экологии.
Мы участвовали в нескольких акселерационных программах: Social Impact Award 2019, ЦСИО СОЛь для лидеров социальных инноваций. Это помогло нам понять собственный продукт, целевую аудиторию и расставить приоритеты.
Наш опыт реализован в 12 различных организациях (частные и государственные компании, НКО), где мы провели консультации, обучающие программы для сотрудников и внедрили экологичные решения, с которыми можно ознакомиться у нас на сайте. Среди клиентов: Levi’s, Paulig, КБ Стрелка, Буше, Нетология, Фонд «Лидеры Будущего» и другие.
Также у нас есть опыт проведения НИОКР по производству одноразовых съедобных стаканчиков для горячих напитков в лабораториях, разработки калькуляторов углеродного следа для приложения компании-клиента, а также проведения оценки жизненного цикла продукции (ClosApp). Наша компания первая стала частью Life Cycle Initiative под эгидой ООН, которая развивает мышление из рамки оценки жизненного цикла. И теперь мы являемся первой компанией развивающей Life Cycle Thinking в России.
Совсем недавно мы выпустили онлайн-курс «Зеленый офис», который направлен на обучение сотрудников компаний экологичным практикам и привычкам на работе и дома.
Мы формируем предпринимательское сообщество вокруг тематики устойчивого развития и делаем проекты в коллаборации. Например, мы организовали производство аксессуаров из баннеров @Banements, а также сейчас занимаемся выводом на рынок депозитной системы капшеринга как альтернативу многоразовым стаканчикам @cupgo.msk.
Где заканчивается ответственность государства и корпораций и начинается ответственность каждого человека?
Никита:
Я за личную ответственность. Надо помнить, что любой бизнес и любое государство построены людьми и состоят в первую очередь из людей. И это заработает, когда критическое количество людей будет двигаться, думать, а главное делать в направлении устойчивого развития и циклической экономики, и не будут бояться переосмыслять текущие процессы и трансформировать их.
Каждый из нас способен менять и меняет пространство вокруг каждый миг, только не все понимают это. Это «эффект бабочки», и он работает здесь и сейчас, меняя и формируя наше с вами общее будущее.
Настя:
Должны быть вовлечены все три составляющие: общество, государство и бизнес. Потому что только в симбиозе мы сможем построить действительно устойчивые процессы.
Важен вклад каждого человека, но при этом если мы говорим про масштабные, системные изменения, то они должны запускаться бизнесом и поддерживаться государством.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.