Первую часть — историю компании «Простое дело» — читайте здесь.
История вторая — проект Banements
Banements — проект, создающий аксессуары из отработанных рекламных баннеров. Такое производство — единственная возможность продлить жизнь ПВХ-материала, который не перерабатывается в России.
Основатели:
Никита Литвинов (21 год) — инженер-эколог, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана;
Анастасия Варлыгина (23 года) — инженер-экономист, выпускница МГТУ им. Н.Э. Баумана;
Арина Фрутова (21 год) — культуролог, студентка РГГУ.
Основатели компании «Простое дело» Никита и Настя начали с того, что попробовали месяц жить по концепции «ноль отходов». На одном из свопов они познакомились с upcycle-дизайнером Ариной Фрутовой и решили создать совместный проект.
Переизбыток упаковки
Арина:
На одну из встреч с ребятами я привезла с собой чехол для ноутбука, сделанный из переработанного баннера. В Москве я тогда ничего подобного не видела. Мы решили, что надо попробовать сделать совместный проект, чтобы занять эту нишу. Сейчас я занимаюсь всеми дизайн-задачами, а ребята отвечают за то, чтобы это соответствовало «зеленой» повестке.
Мне кажется, что рекламы и упаковки и без того слишком много. Необязательно отправлять на свалку то, что уже отслужило свой «информационный срок», но не отслужило утилитарный. Поэтому мы используем баннеры, которые могут быть использованы повторно, но не в прямом значении.
Сейчас как-то странно не думать об экологической повестке: сложно чувствовать себя свободным человеком, когда приходится дышать грязным воздухом.
Настя:
Мы с Никитой отвечаем за логистику, сырье, поиск партнеров и оптовые продажи. Когда Арина предложила делать аксессуары из отработанных баннеров, мы начали изучать рынок и нашли партнера, который был готов передать нам баннеры — Биологический музей. Первую коллекцию быстро раскупили наши друзья и локальные модные сообщества.
Никита:
Вторую коллекцию мы отшили уже из баннеров, которые нам передали Seasons Project. Тогда же мы начали участвовать в фестивалях Upcycle Fest, Zero Waste Shop и других мероприятиях — так мы знакомили целевую аудиторию со своей продукцией.
Во время первых коллекций у нас не было оптовых заказов. Они появились после того, как мы сделали коллаборацию с Всемирным фондом дикой природы (WWF) — отшили коллекцию из их баннеров. Сейчас эти чехлы продаются на Витрине добрых подарков Фонда. Потом была совместная коллекция с Buy Social, которые делают корпоративные подарки.
Мы успели поработать и с регионами: сделали партию продукции для Владивостока, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Еще один большой заказ: корпоративная партия для телеканала «2х2». Сотрудники «2х2» долго собирали баннеры, зная, что переработке они не подлежат, и были рады новому проекту.
Кризис роста и другие проблемы
Настя:
В начале 2020 году из-за того, что заказов стало больше, мы поняли, что нам больше не хватает производственных мощностей. Тогда мы заключили соглашение с другой фабрикой, которая предоставляла большие объемы.
Арина:
Есть большие европейские бренды, с которыми мы даже и не пытаемся конкурировать. Они делают большое дело и вдохновляют нас. Надеемся, что и мы дорастем до таких масштабов и скажем им «привет» с той высоты. Есть европейский бренд, который тоже работает с баннерами, но они из другого, более прочного материала. У нас таких материалов нет, потому что в России другая технология их производства.
Как правило, баннерная ткань — прочный и долговечный материал, приспособленный для уличных условий. К тому же крупные компании не экономят на качественных баннерах. Чехол для ноутбука при интенсивном использовании даже через год выглядит как новый.
В то же время важно правильно выбирать баннеры для апсайклинга, учитывая не только качество ткани, но и краски. Если краска качественная и нетоксичная, баннер не должен выделять запах, трескаться.
Никита:
В среднем наши аксессуары стоят 1,2-1,5 тыс. руб.
Многие люди не понимают нашу политику ценообразования и считают, что раз баннеры мы забираем бесплатно, значит, они должны стоить мало. Но помимо труда швеи в стоимость изделия входит логистика, работа дизайнера, продвижение и т.д. При маленьких объемах производства стоимость сложно сделать низкой, хотя мы работаем над тем, чтобы сделать цену наиболее доступной для людей, которые думают об окружающей среде и о себе в ней.
Настя:
Весной 2020 года продажи ожидаемо упали. У многих компаний сокращается бюджет, и они уже не могут себе позволить делать заказы. Мы сделали бесплатную бесконтактную доставку, развивали розницу и искали новые форматы сотрудничества в сфере культуры: с фестивалями, музыкальными группами и другими проектами.
Чего удалось достичь?
Арина:
Мое личное небольшое достижение в том, что благодаря существованию проекта у моей мамы появились эко-привычки. Все началось с того, что она начала следить за нашими новинками и покупать самые стильные модели. Сейчас она старается использовать многоразовую упаковку, отказалась от покупки цветов на первое сентября для моего младшего брата, следит за расходом воды и электричества.
За время своего существования Banements мы произвели около 2 тыс. аксессуаров из отработанных рекламных баннеров (туда же попадают крупные корпоративные заказы). Это не много, но мы и не стремимся к большим цифрам, мы за осознанное производство, и если есть спрос — мы выполняем заказ. На руках для розницы у нас всегда не очень много предметов.
В будущем мы хотим поработать и с другими материалами, посотрудничать с большими компаниями в Москве и в России. И очень хотим открыть свой шоурум.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.