В «зеленом» тренде: как «Балтика» собирает и перерабатывает упаковку

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
В 2019 году компания «Балтика» собрала и переработала 100 тыс. т отходов упаковки, включая 15 тыс. т ПЭТ. Это эквивалентно 44% объема всей выпущенной компанией на российский рынок упаковки

Задача

Снизить экослед продукции за счет рециклинга отходов упаковки. К 2022 году обеспечить сбор и переработку не менее 50% ПЭТ, алюминия, стекла и макулатуры, эквивалентных объемам упаковки, выпущенной компанией на российский рынок. Особое внимание «Балтика» уделяет ПЭТ: к 2022 году компания планирует обеспечить сбор и переработку не менее 58% объемов выпускаемой пластиковой упаковки.

Переработка упаковки

Переработка упаковки и вторичное использование отходов — один из инструментов решения экологических проблем. В мае 2020 года 155 транснациональных компаний-подписантов Глобального договора ООН обратились к правительствам с призывом учитывать климатические риски в стратегии выхода из кризиса 2020 года. Одним из участников стала Carlsberg Group. Пивоваренная компания «Балтика» — ее часть и также следует целям устойчивого развития в рамках программы «Цель 4НОЛЯ: вместе для будущего».

Фото:Iva Rajovic / Unsplash
Зеленая экономика Что такое устойчивое развитие?

Предпосылки и мотивация

Одна из целей этой программы — нулевой углеродный след от деятельности пивоварен и сокращение выбросов СО2 готовой продукции. По оценке фонда Carbon Trust, в Carlsberg Group примерно 40% экоследа пива по всей цепочке жизненного цикла приходится на упаковку. Для снижения этого показателя компания внедряет инновации в упаковке, сокращая количество материалов. В России также реализует проект «Принеси пользу своему городу» по раздельному сбору и переработке вторсырья.

Подготовка и первые шаги

Компания инвестирует в инфраструктуру по сбору упаковки с 2013 года, задолго до законодательного внедрения принципа расширенной ответственности производителя (РОП). В 2016 году была сформирована служба рециклинга для управления сбором и переработкой упаковки в каждом регионе присутствия компании. Если в первый год «Балтике» удалось собрать и направить на вторичное использование не более 14% объемов, эквивалентных всей выпущенной на рынок тары, то в 2019 году компания увеличила этот показатель до 44%.

Сложности реализации проекта связаны с турбулентностью законодательного регулирования сферы обращения с отходами (только концепция расширенной ответственности производителя выносилась на обсуждение несколько раз), низким уровнем развития инфраструктуры по раздельному сбору и переработке, меняющейся конъюнктурой рынка вторсырья.

В отсутствие работающей системы рециклинга отходов самостоятельное исполнение РОП позволило компании гарантировать переработку собранных фракций и контролировать цепочку рециклинга отходов упаковки.

Фото:NeuroRecycle
Зеленая экономика Как искусственный интеллект помогает перерабатывать отходы

По данным Росприроднадзора, на российских свалках к 2018 году скопилось 38 млрд т промышленных и бытовых отходов, и этот объем ежегодно увеличивается в среднем на 6-7 млрд т. Почти 90% — это отходы производств, в основном из добывающего сектора и обрабатывающей промышленности. Объем твердых коммунальных отходов, которые производят потребители, ежегодно составляет 60 млн т, из них 40% приходится на органические отходы, 35% — макулатура, 6% — пластик. В 2019 году, по данным «Российского экологического оператора», на переработку отправлялось 18,2% ТКО, в то время как в странах Евросоюза этот показатель превышает 50%.

Реализация

В 2013 году «Балтика» начала проект по сбору отходов упаковки для переработки. Сейчас это более 10 тыс. контейнеров в 50 городах России, «Балтика» сотрудничает с 69 компаниями по сбору и переработке отходов. Они обеспечивают сбор ПЭТ, картона, стеклобоя и алюминия и поставляют собранное вторсырье (стеклобой и алюминий) предприятиям-производителям тары для «Балтики», а также другим переработчикам. Сотрудничество с производителями тары стимулирует внутрироссийский рынок сбыта для переработки полезных фракций, таких как стекло и алюминий.

По оценке партнеров проекта, более 60% собранного стекла отправляется на предприятия, которые поставляют «Балтике» стеклянную бутылку. Более 85% собранного металла получают производители алюминиевых банок в России. Собранные пластиковые отходы повторно не используются в производстве упаковки для напитков, так как это запрещено ГОСТ 32686-2014, и отправляются производителям стройматериалов, пленок и другой упаковки. В настоящее время «Балтика» обеспечивает сбор и переработку более 40% общего объема выпускаемой компанией на рынок пластиковой упаковки.

Затраты и результат

Общий объем инвестиций «Балтики» в инфраструктуру проекта «Принеси пользу своему городу» превысил 60 млн руб. В 2019 году участники проекта собрали и отправили на переработку более 100 тыс. т ПЭТ, алюминия, макулатуры и стеклобоя. Это эквивалентно 44% объема всей выпущенной компанией на российский рынок упаковки. В производстве упаковки для «Балтики» используется до 30% переработанных материалов: около 20% в стеклянной бутылке и около 30% в алюминиевой банке, свидетельствуют данные предприятий-производителей.

Фото:Собченко Григорий / ТАСС
Зеленая экономика Пластиковый заказник: чем туристы загрязняют Байкал и Балтику

Планы и перспективы

«Балтика» выступает за сохранение права бизнеса самостоятельно исполнять расширенную ответственность производителя (РОП). Динамика сбора и переработки вторсырья в рамках реализуемого проекта рециклинга позволяет компании перевыполнять установленные государством нормативы.

«Балтика» как часть Carlsberg Group присоединилась к заявлению «Объединения бизнеса и правительств для восстановления экономики», созданного в мае 2020 года в рамках Глобального договора ООН, Инициативы Science Based Target (помогает бизнесу формулировать научно обоснованные цели устойчивого развития) и коалиции We Mean Business.

В компании убеждены в том, что сообщества по всему миру смогут восстановиться от кризиса, вызванного COVID-19, будучи приверженными принципам низкоуглеродной экономики. Carlsberg является подписантом Глобального договора с 2008 года, следует инициативе Science Based Target и участвует в коалиции We Mean Business c 2017 года.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 22.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть