Из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН, ответственное потребление и производство оказалось наиболее актуальным для российского бизнеса: 16% работающих здесь компаний отдали предпочтение этой цели. Согласно опросу* бизнес-сообщества, опубликованному осенью 2019 года, самые приверженные принципам устойчивого развития — компании сектора потребительских товаров, нефтегазовой отрасли, а также игроки телеком- и ИТ-рынка. Ответственное ведение бизнеса положительно влияет на эффективность деятельности компании благодаря готовности потребителя платить за более экологичные товары и услуги.
РБК спросил у игроков разных секторов экономики, что их мотивирует вести более ответственный бизнес и как они вовлекают в этот процесс потребителей.
*Опрос «Барометр устойчивой трансформации бизнеса» провели КПМГ и Effie Russia.
Бизнес-кейс РЖД
- Задача. Снизить нагрузку от отходов деятельности компании на окружающую среду.
- Решение. Вовлечение отходов во вторичный оборот, использование более экологически безопасных аналогов там, где это возможно.
- Предпосылки и мотивация. РЖД почти 20 лет развивает проекты, связанные с альтернативными источниками энергии, переработкой отходов и снижением количества мусора, попадающего на свалки.
Реализация
По всей сети железных дорог из отходов, отправляемых на захоронение, исключаются бумага, картон, стекло и пластик — они отправляются на переработку. С 2014 года РЖД заменяют пластиковые стаканы на биоразлагаемую бумагу, вместо полиэтиленовых пакетов для мусора и упаковки товаров используют биоразлагаемые аналоги. Посуда на поездах «Сапсан» сделана из кукурузного крахмала. Попадая в почву, она полностью разлагается в течение 1,5–3 лет. На «Сапсанах» с 2014 по 2018 год было использовано более 10 млн единиц такой биопосуды. В 2019 году компания начала использовать биоразлагаемые пакеты для мусора в поездах «Ласточка» и «Сапсан». Кроме того, в ОАО «РЖД» постоянно изучают и ищут более перспективные образцы биоразлагаемой посуды и упаковки.
В РЖД есть проекты по утилизации и переработке отработанного электрического и электронного оборудования. Их цель — снизить общие объемы захоронения неперерабатываемых отходов и создать единую модель управления электронными отходами РЖД.
Важное направление — переработка других отходов, связанных с деятельностью компании. В июле 2018 года в Алтайском крае на станции Укладочный запустили технологическую линию для переработки отработанных резинотехнических изделий и автомобильных шин. Она перерабатывает в крошку отходы трех фракций, которые используются для производства напольных покрытий. За половину 2018 года и 2019 год с помощью этой установки было переработано 366,9 т отходов и изготовлено 10,8 тыс. кв. м плитки.
- Результаты. В 2019 году в результате работы В компании РЖД образовалось 1,461 млн т отходов производства и потребления. Из них удалось обезвредить и вторично вовлечь в хозяйственный оборот 82,9%. Компания передала в переработку 1545,1 т бумаги, пластика и стекла. Количество отходов, получивших вторую жизнь по сравнению с 2018 годом, выросло на 14%.
- Планы на будущее. РЖД продолжают работать над экопроектами. Так, в 2020 году на Свердловской железной дороге будет запущен модульный передвижной дробильно-сортировочный комплекс. Его цель — обезвреживание и утилизация отработанных шпал, которые остаются от разборки, реконструкции и ремонта железнодорожных путей. Отработанные железобетонные шпалы будут перерабатываться в щебень. А очищенный лом арматурной стали будет полезен в металлургической промышленности.