Как вовлечь бизнес в утилизацию упаковки

Как вовлечь бизнес в утилизацию упаковки
Уровень утилизации упаковки в Европе — 68%. Ключевой фактор успеха — прозрачное распределение ролей между бизнесом, властями и жителями. В России перерабатывается 5% ТКО. Что нужно сделать для вовлечения бизнеса у нас?

Об авторах: Любовь Меланевская, исполнительный директор ассоциации «РусПЭК»; Павел Рудась, исполнительный директор ассоциации «РусПРО».

Европейская модель обращения с отходами

В Европе утилизируется 68% упаковки. Упаковка — один из самых сложных для переработки видов отходов. Она занимает большой объем (до 50% всех твердых коммунальных отходов) и часто загрязнена остатками пищи.

Успех европейской модели в четком распределении ролей и зон ответственности между бизнесом, государством и гражданами, а также в экономической мотивации участников процесса

Как это работает в Европе:

  • Государство устанавливает целевые нормативы утилизации, контролирует их выполнение и вводит стимулирующие тарифы для жителей, поощряющие раздельный сбор отходов;

  • Бизнес самоорганизуется в ассоциации, которые заключают контракт со сборщиками, транспортировщиками, сортировщиками и переработчиками. Таким образом бизнес год за годом наращивает долю переработки;

  • Системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (РОП) была введена в Евросоюзе в 1994 году. Ассоциации — ключевая часть работы этой системы. Их цель не получать прибыль, а выстраивать цепочку сбора и утилизации отходов;

  • Ответственность жителей — сортировка отходов, а муниципалитетов — организация пунктов раздельного сбора.

Фото:Ирина Белоносова для РБК
Зеленая экономика Зеленый — новый черный. Почему борьба с мусором стала глобальным трендом

Такая система работает в Европе более 25 лет. В том числе она успешно используется странами, которые внедрили ее относительно недавно. Так, Республика Кипр внедрила РОП в 2005 году, тогда уровень утилизации упаковки в стране составлял 11%. В 2016 году этот показатель вырос до 65%.

Российский сценарий

В России на данный момент утилизируется не более 5% твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе отходов от упаковки. Расширенная ответственность производителя (РОП) введена в 2015 году (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»). Еще три года потребовалось на доработку ключевых подзаконных актов. Полноценно система РОП начала работать в 2018 году. Это вывело на новый уровень инициативы отдельных компаний самостоятельно внедрять раздельный сбор и утилизацию.

Фото:Valentin Flauraud / Reuters
Зеленая экономика «Гринпис» призвал к началу «мусорной революции» в России

В 2020 году Москва и Московская область ввели в региональное законодательство положение об обязательном раздельном сборе отходов. Еще несколько лет назад это казалось очень туманной перспективой, но рейтинг Гринпис этого года показывает, что раздельный сбор появился не только в московском регионе. Сегодня около 18% населения России имеют к нему доступ, среди городов лидируют Казань, Пермь, Воронеж, Челябинск и Новосибирск.

В 2018 году крупнейшие производители FMCG-товаров (товаров повседневного спроса) создали ассоциацию РусПРО. Среди учредителей — Coca-Cola, Danone, Unilever, Tetra PAK, Pepsico, AB Inbev Efes. Задача ассоциации — утилизация упаковки. За первые десять месяцев ее работы были заключены контракты на утилизацию 35 тыс. т отходов. В планах на 2020 год — увеличить этот объем почти в восемь раз, до 273 тыс. т. В целом усилия бизнеса в рамках проектов по самостоятельной утилизации позволили существенно увеличить уровень переработки распространенных видов упаковки (картон, пластик, стекло, металл) — по итогам 2019 года было утилизировано около 7% ПЭТ, выпущенной на рынок всеми производителями товаров в упаковке. Это первые шаги. Показатели пока не велики, но уже заметны.

В 2019 году Минприроды инициировало кардинальную и неожиданную реформу этой системы. Как следует из концепции реформы, центральная проблема института РОП в нашей стране — низкий уровень вовлеченности бизнеса (не более 9% — из текста концепции). В качестве решения авторы реформы предлагают запретить бизнесу самостоятельную утилизацию и заменить ее экосбором (квази-налогом) за 100% упаковки и товаров, выпущенных на рынок.

Зеленая экономика Что меняет мусорная реформа

Отвечает ли предложенная мера поставленной проблеме? Нет. Невозможно вовлечь бизнес в утилизацию отходов, запретив ему утилизировать. Российский и зарубежный опыт показывает, что решение этой проблемы — сбалансированная ответственность всех участников.

Сегодня штрафы для бизнеса в России настроены таким образом, что выгоднее не участвовать в РОП, чем участвовать и делать ошибки.

А ошибки практически неизбежны. Экологическая ответственность бизнеса регулируется десятком подзаконных актов, это вызывает сложности у компаний, которые пытаются наладить самостоятельную утилизацию.

Фото:Семен Кац для РБК
Зеленая экономика Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании

КоАП РФ за неучастие в РОП устанавливает штраф в размере от 70 до 150 тыс. руб., а за неправильно указанный объем утилизации — от 250 тыс. руб. и выше, либо двойной размер неуплаченного экологического сбора. Логично, что многие компании выбирают путь с меньшим финансовым риском.

Как устроена система контроля бизнеса в Европе

🇩🇪 В Германии система РОП запущена в 1991 году, показатель утилизации упаковки — 70%. В качестве механизма контроля используется «супер-реестр» — интеграция баз данных профильных ведомств об объемах выпущенных товаров и всех операциях по обращению с отходами. Реестр позволяет без лишних проверок бизнеса выявлять и наказывать «уклонистов» штрафом за неисполнение РОП. В Германии этот штраф составляет €200 тыс.

🇫🇷 Идентичный подход используется и во Франции, где РОП существует с 1992 года, а текущий показатель утилизации упаковки — 68%. «Уклонист» получит штраф в €7,5 тыс. за тонну неутилизированной упаковки.

🇬🇧 В Великобритании разделяют «степени тяжести»: при незначительном нарушении компания получит штраф около £5 тыс., но если нарушения серьезные, то дело будет рассматривать суд. Средний размер штрафа за нарушение обязательств по исполнению РОП составляет около £56 тыс.

Формула успеха: поступательность и экономическая мотивация

Опыт европейских стран подсказывает очевидный вывод: чтобы достичь прогресса в развитии экологической ответственности бизнеса, важно создать систему стимулов к утилизации отходов, а не запрещать утилизацию.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Зеленая экономика Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным

Нужно ли России ждать 25—30 лет, чтобы достичь европейских показателей утилизации упаковки? Нет. Россия может пройти этот путь в ускоренном режиме. Уже есть европейский опыт, который позволит избежать многих ошибок. Есть цифровые инструменты, которых не было у европейских стран, когда они запускали систему РОП.

В регулировании важна последовательность и четкая экономическая мотивация. Мотивация для участия в раздельном сборе и утилизации отходов, наращивания объемов переработки, применения вторичных ресурсов в производстве упаковки и товаров. России необходим четкий план по развитию РОП минимум на 10-летнюю перспективу. Скачки и непоследовательность будут лишь отбрасывать назад.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 06.05.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть