Для портовых городов и прибрежных зон морской транспорт является ничуть не меньшим загрязнителем воздуха, чем автомобили, выяснили аналитики Европейской федерации транспорта и окружающей среды (T&E, неправительственная организация в поддержку «зеленого» транспорта со штаб-квартирой в Брюсселе). Выбросы оксидов серы (SOx) и оксидов азота (NOx) круизными лайнерами оказались по объему в среднем в 10—20 раз больше, чем загрязнение воздуха этими же веществами от легковых автомобилей, пишут они в докладе «Выбросы веществ в воздух от люксовых круизных лайнеров в Европе». Оксиды серы и оксиды азота вызывают у людей заболевания дыхательных путей и являются причиной так называемых кислотных дождей, разрушающих флору и фауну.
Несмотря на попытки властей разных стран вводить новые законы и ограничения, отрасль морских перевозок остается наименее регулируемой в части контроля за выбросами вредных веществ. Аналитики T&E проследили путь 203 круизных лайнеров внутри исключительной экономической зоны европейских стран (200 морских миль, или 370 км) у берегов континента. По умолчанию исследователи предположили, что в каждом своем рейсе корабли соблюдали нормативы ЕС по содержанию серы в дизельном топливе (что влияет на состав выбросов).
Даже при таком консервативном подсчете получилось, что за один год 203 лайнера выбросили в атмосферу вокруг Европы 65 тыс. т SOx, 155 тыс. т NOx и более 10 млн т углекислого газа (CO2). Примерно столько же вредных веществ за год выбрасывает в атмосферу небольшая страна, например, Латвия или Кипр.
Топ-5 круизных компаний по объему выбросов в Европе за 2017 год:
- Costa Cruises (9 лайнеров, 11 тыс. т SOx и 20 тыс. т NOx);
- MSC Cruises (11 лайнеров, 10 тыс. т SOx и 19 тыс. т NOx);
- P&O Cruises (7 лайнеров, 7 тыс. т SOx и 15 тыс. т NOx);
- Royal Caribbean International (8 лайнеров, 6 тыс. т SOx и 11 тыс. т NOx);
- AIDA Cruises (12 лайнеров, 5 тыс. т SOx и 14 тыс. т NOx).
Первая, третья и пятая компании принадлежат холдингу Carnival. Всего же из 30 круизных компаний Европы семь входят в структуру Carnival, совокупно выбрасывая в атмосферу Европы в десять раз больше оксидов серы, чем 260 млн пассажирских автомобилей во всех странах континента.
Кроме того, используя те же данные о сжигании топлива, а также общее время стоянки кораблей по данным навигации, аналитики T&E изучили влияние лайнеров на атмосферу в прибрежных городах. Взяв 62 крупнейших порта Европы, они сопоставили объемы выбросов оксидов серы пассажирскими лайнерами и легковыми автомобилями, зарегистрированными в городе. В каждом из случаев машины оказывались меньшими загрязнителями.
Топ-5 городов по объему выбросов от лайнеров:
- Барселона (32,8 т SOx, в 5 раз больше легковых авто);
- Пальма-де-Майорка (28 т SOx, в 9 раз больше легковых авто);
- Венеция (27,5 т SOx, в 20 раз больше легковых авто);
- Саутгемптон (27 т SOx, в 8 раз больше легковых авто);
- Чивитавеккья (22,3 т SOx, в 54 раза больше легковых авто).
Практически равнозначный объем выбросов оксидов серы от легковых машин и от круизных лайнеров зафиксирован лишь в Валенсии. Испания в целом занимает уверенное первое место по загрязнению кораблями прибрежного воздуха — в исключительной экономической зоне страны прошли 172 из 203 изученных кораблей, оставив там около 15 тыс. т оксидов серы.
Аналитики T&E подчеркивают — данные являются оценочными, поскольку взяты они по верхней границе допустимых нормативов. Чтобы исправить положение, они предлагают несколько мер:
- развить систему энергоснабжения лайнеров на причале через подключение к городской электросети, чтобы кораблям не приходилось стоять с включенным двигателем;
- снизить допустимый уровень серы в топливе до уровня стандартов, применяемых к автомобилям (то есть в 100 раз);
- ввести зоны контроля за оксидом азота не только для новых судов (такая система заработает в 2021 году), но и для существующих лайнеров.